Section outline

    • Обучение физике базируется на трех видах деятельности:
      1. Изучение и конспектирование теоретического материала.
      2. Обучение решению задач.
      3. Обучение проведению эксперимента и оцениванию его результатов.
    • Hidden from students

      В первую часть физики входят модули МЕХАНИКА и ЭЛЕКТРОДИНАМИКА.
      Здесь - информация для студентов второго года обучения (кто весной 2021 года был на сессии). В одной таблице указаны ФИО тех, кто получил ЗАЧТЕНО, в другой таблице указано, кому и что осталось сдать.
      Внимание, все, кто сдал РГР "МЕХАНИКА", обязательно привезите его на следующую сессию.
      В модулях второй части физики появилось РГР №2 "КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ" (необходимо выполнить его и привезти на проверку на следующую сессию). А также появились два ИДЗ (выполнять не обязательно, но изучить типы задач обязательно). На экзамене будут два вида задач: аналогичные задачам РГР №2 и задачам из ИДЗ.
      Не забудьте привезти на осеннюю сессию 2021 года краткий конспект изученных тем по модулям "Колебания","Волны", "Квантовая физика", "Термодинамика".

    • Курс физики состоит из четырех модулей: 1. Механика. 2. Электродинамика. 3. Колебания и волны. Квантовая физика. 4. Термодинамика и статистическая физика.

      Модули объединяются в две части. В первой части физики изучаются в одном семестре модули
      1. Механика (
      РГР). 2. Электродинамика (ИДЗ). 

      Во второй части физики в следующем семестре изучаются модули
      3. Колебания и волны (РГР). Квантовая физика (ИДЗ). 4. Термодинамика и статистическая физика (ИДЗ).

      В СКОБКАХ УКАЗАНО, КАКОЙ ВИД ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНИТЬ, ИЗУЧАЯ ЭТИ МОДУЛИ: РГР -расчетно-графическая работа, ИДЗ - индивидуальное домашнее задание.

      Общие требования:
      1. Выделить время для занятий на каждой неделе и выработать привычку ритмично заниматься каждую неделю, подготовить план с учетом программы курса и необходимости выполнить задания РГР и ИДЗ.  Программа курса отражена в "материалах для теоретического изучения".
      2. Во время ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ работы подготовить конспект по ТЕМ МОДУЛЯМ, КОТОРЫЕ ИЗУЧАЮТСЯ В ДАННОМ СЕМЕСТРЕ, используя для этой цели лекции, учебник и видеодемонстрации. Конспект должен быть кратким, поэтому при необходимости можно опираться на требования к зачету на базовом уровне, где указано, какие основные явления и законы необходимо изучить (см. первое теоретическое задание в требованиях).
      3. После изучения теории, используя методические указания, необходимо подготовить РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКУЮ РАБОТУ (см. ниже методическую указания к РГР) Обратите внимание что в каждой части физики выполняется только одна РГР. В первой части физики это РГР №1 "Механика" (задачи плюс два конспекта). А во второй части физики - это РГР№2"Колебания и волны" (задачи плюс два конспекта). По остальным модулям выполняются индивидуальные домашние задания (ИДЗ - это самостоятельная работа, в рамках которой необходимо самостоятельно разобрать задачи, представленные в заданиях). Количество ИДЗ зависит от количества основных тем, изучаемых в модулях "Электродинамика" (1 часть физики, первый семестр изучения физики) и в модулях "Квантовая физика", Термодинамика и статистическая физика" (2 часть физики, следующий семестр). Внимание! Задачи в РГР и ИДЗ - это задачи, которые вам необходимо научиться решать к моменту сессии, такого же типа задачи будут выданы на аттестации по физике (на зачете или экзамене).

      Требования для получения  ЗАЧТЕНО  по первой части физики ("МЕХАНИКА, ЭЛЕКТРОДИНАМИКА")
      1. НЕОБХОДМО подготовить конспект по модулям по модулям "МЕХАНИКА", ЭЛЕКТРОДИНАМИКА".
      2. НА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ СДАТЬ обучающий тест по модулю "Механика" и обучающий тест по модулю "Электродинамика".
      3. В письменной форме (в не печатной, в рукописной форме, кроме титульника) подготовить и сдать РГР. Тем, кто представит задания повышенного уровня в РГР, на зачете будут выданы задачи повышенного уровня (на оценку "хорошо" или "отлично"). Тем, кто представит задания базового уровня в РГР, на зачете будут выданы задания базового уровня (на оценку "удовлетворительно").
      4. Ознакомиться с задачами в ИДЗ, научиться их решать (на базовом или повышенном уровне).
      5. Выполнить во время сессии лабораторные работы.
      6. Пройти аттестацию в форме зачета (зачет состоит из собеседования по теоретическому материалу и решения двух задач).

      Если сдать что-либо не получилось, то  можно будет сдать в дополнительное время. на базовом уровне (см. требования к зачету на базовом уровне).

      Требования для получения  ОЦЕНКИ по ВТОРОЙ части физики ("КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. КВАНТОВАЯ ФИЗКА", "ТЕРМОДИНАМИКА И СТАТИСТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА") аналогичны предыдущим (только в этой части изучения физики выполняется РГР№2 и другие ИДЗ), Результат обучения отражается в экзаменационной оценке (с учетом уровня освоения физики - на базовом уровне или на повышенном уровне).

      Используемы для обучения источники: 1. Детлаф Б.М., Яворский А.А. Курс физики: учебник.
      2. Программа физики (теоретический материал для изучения) и учебные материалы курса на данной платформе (видео, презентации, лекции, тренировочные тесты).

  • Механика рассматривает механические явления, к которым можно отнести: 1) механическое движение; 2) механические взаимодействия тел ; 3) равновесие тел. Механика описывает все эти механические явления "на языке сил" и "на языке энергий". Механика использует для описания механических явлений четыре модели: материальную точку, систему материальных точек, абсолютно твердое тело, сплошную среду.

    Механические движения материальной точки могут быть трех особых случаев: криволинейное, прямолинейное, по окружности.

    Механические движения твердого тела могут быть отнесены к своим особым случаям. Из них основные - поступательное движение, вращательное движение твердого тела. Можно заметить, что любое сложное движение твердого тела является результатом наложения этих основных видов движений.

  • Электродинамику можно представить, как раздел, которые объединяет три области знаний: "Электростатика", "Электрический ток", "Магнитные и электромагнитные явления".

    "Электростатика" рассматривает свойства электрического поля в вакууме и в веществе  (явления, обнаруживаемые при взаимодействии электрического поля и вещества, -  электростатическая индукция, поляризация диэлектрика).

    В рамках темы "Электрический ток" рассматриваются постоянный ток (изучаем в этом разделе) и переменный ток (изучаем в разделе "Колебания", т.к.  хэштег #переменный ток можно представить с помощью хэштегов  #электрический ток#колебания).  Если позволяет время, рассматривается также газовый разряд.

    В рамках темы "Магнитные и электромагнитные явления" рассматриваются свойства магнитного поля в вакууме  и в веществе (явления, обнаруживаемые при взаимодействии магнитного поля и вещества, - диамагнетизм, парамагнетизм, ферромагнетизм), явление электромагнитной индукции, явление самоиндукции.  Если позволяет время, рассматриваются также экстратоки.

  • Highlighted

    Колебания - один из самых важных для инженеров разделов физики. На знаниях о колебаниях основаны знания о волнах, знания о волнах расширяются в представлениях о квантовых частицах. С другой стороны сегодня нет ни одного технического устройства, которое бы не использовало законы колебаний, волн, квантовых частиц в своей работе.

    По физической природе различают механические колебания и электромагнитные. Однако, колебания любой физической природы подчиняются одним и тем же закономерностям, следовательно для их описания и исследования могут использоваться методы.

  • Волны - процесс распространения колебаний в пространстве. Необходимо не только уметь описывать волны, но и исследовать процессы в которых они участвуют. Каждый из этих процессов имеет свои закономерности: интерференция - условие максимума и минимума интенсивности волн (определяют разность хода волн), дифракция - условие максимума и минимума интенсивности волн (определяют число зон Френеля на открытой части волновой поверхности), поглощение света - закон Бугера-Ламберта, рассеяние света - закон Рэлея, дисперсия света - зависимость относительной диэлектрической проницаемости и показателя преломления от частоты волны.

  • Квантовые свойства микрочастиц лежат в основе нашего мира. Основное их свойство - корпускулярно-волновой дуализм. Основные законы - уравнение Шредингера и соотношения неопределенностей Гейзенберга. Квантовая физика вводит дополнительно к массе и заряду еще одну фундаментальную характеристику - спин. И разделяет все микрочастицы по значению спина на два класса: фермионы - полуцелый спин (подчиняются принципу Паули) и бозоны - нулевой или целый спин (не подчиняется ему).

    Квантовая физика сегодня дает современное представление о большом количестве явлений. Отельные ее ветви настолько оказались важными для современного мировоззрения, что выделись в отдельные разделы: атомная физика, ядерная физики. Здесь рассматриваются фундаментальные понятия основ квантовой физики и их приложения в физике атома, молекул, вещества.

    Раздел ядерной физики отдельно не рассматривается, поскольку понятие о ядре, его характеристиках, видах распада, законе радиоактивного распада, как правило, хорошо известны студентам по курсу физики, изученному в школе. То есть данные темы отводятся на самостоятельное повторение.

  • Современное представление о физических явлениях неразрывно связано с понятиями и законами термодинамики и статистической физики, которые описывают поведение большого числа частиц. Можно сказать, что данный раздел сегодня - "вершина" знаний о нашем физическом мире. Поведение большого количества частиц можно описать двумя способами: термодинамическим и статистическим.

    В термодинамике рассматриваются величины, характеризующие термодинамические системы, и уравнение состояния, которое связывает макропараметры одного состояния. А также характеристики и законы переходов термодинамических систем из одного состояния  в другое.

    В статистической физике рассматриваются средние и наиболее вероятные характеристики одного состояния термодинамической системы,  законами ее становятся вероятностные законы распределений частиц по координатам или импульсам (энергиям, скоростям). Кроме этого в ней объясняется физический смысл термодинамических параметров, устанавливается связь между ними и микропараметрами термодинамической системы.


    • Hidden from students

      Рекомендации для подготовки к экзамену: 1. Все вопросы тестовых заданий опираются на термины и учебный материал, расположенный на этой платформе (см.выше). Будьте внимательны, так как термины, найденные в Интернете, могут привести к ошибке в трактовке понятий, используйте при конспектировании учебник "Курс физики" (авторы Детлаф Б.М., Яворский А.А.). После подготовки конспектов, перед прохождением тестовых заданий необходимо посмотреть еще раз Ваши конспекты по таким разделам как: Колебания, Волны, Квантовая физика, Термодинамика и статистическая физика. 2. Для подготовки к экзамену настоятельно рекомендуется пройти еще раз Обучающие тесты по указанным разделам.

      Типы тестовых заданий. В тестовых заданиях вопросы будут следующего типа: 1. Указать названия величин, входящих в законы, характеризующих конкретное явление или конкретный объект (величины надо будет набрать в виде текста). 2. Указать закон, относящийся к данной формулировке (см. Обучающие тесты). 3. Выбрать утверждение, относящееся к описываемой физической ситуации (вопрос на знание механизма явления). 4. Выбрать описание явления, о котором идет речь (вопрос на знание об условиях возникновения явления и в чем оно заключается). 5. Выбрать уравнение Шредингера, относящееся к указанному объекту (вопрос на знание, чем отличается это уравнение для разных объектов). 6. Поработайте с кинематическим уравнением колебаний (укажите, что означают числовые значения в уравнении, чему будет равен период, циклическая частота, начальная фаза, фаза или амплитуда колебаний, какой будет максимальная скорость или ускорение груза на пружине, какой будет максимальная энергия груза на пружине, в какие моменты времени кинетическая или потенциальная энергия будет максимальна или равна нулю, чему будет равно смещение или скорость в определенный момент времени). 7. Поработайте с уравнениями для изопроцессов (необходимо будет выбрать те уравнения, которые должны позволить решить описанную задачу термодинамики, задачу решать не надо будет).

      Рекомендации для сдачи экзамена: 1. При первой попытке постарайтесь выполнить максимум заданий, при этом обратите внимание и сфотографируйте те задания, на которые не смогли ответить (можно сделать скриншоты). 2. Подготовьтесь по тем вопросам, на которые не смогли ответить. 3. Приступите ко второй попытке.

      Желаем успешной подготовки и сдачи экзамена!

    • Hidden from students

      ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ, КТО ПРОШЕЛ ЭКЗАМЕН, СО СДАЧЕЙ ЭКЗАМЕНА! Обращаю внимание, что для более верной оценки результата обучения физике были внимательно просмотрены все работы и все попытки для того, чтобы понять степень освоения разделов, чтобы проанализировать, на какие темы и вопросы были даны ответы, на какие - нет. Кроме этого, при выставлении оценок в электронный журнал отдельно учитывалось решение задачи №5 в обоих попытках и выбор формул для решения задачи №15. А также учитывалась самостоятельная работа на платформе - самостоятельная подготовка к экзамену. Спасибо всем, кто ответственно отнесся к подготовке, кто занимался на платформе, кто более глубоко разобрался с изучаемым материалом (это было видно по вопросам, на которые вы отвечали, по тому, что не делали ошибок в простых вопросах, по результатам прохождения обучающих тестов).

      Оценки экзамена, оценки за решение задач, оценки за самостоятельную работу перенесены в электронный журнал.

      Всем спасибо за хорошую работу! Было приятно с вами работать! Успехов в дальнейшем обучении!

    • Hidden from students
      Для тех, кто не прошел экзамен, готовлю дополнительную платформу "Курс ФИЗИКИ для сдачи задолженностей". Экзамен будет проведен в такой же форме, о времени сообщу дополнительно с учетом ваших пожеланий или открою лично тем, кто напишет, что готов сдавать экзамен. Не затягивайте с подготовкой к экзамену, так как базу вопросов буду через некоторое время менять, расширять набор задач.  Примерно 1,5-2 месяца тематика и виды вопросов останутся теми же. Предварительно предлагаю назначить экзамен на середину мая.