1.2. Причины распространения теневой экономики


человека. Человеку свойственно стремление получить больше, затратив при этом меньше усилий. Подобный рационализм при отсутствии или слабости ограничителей побуждает человека к теневой деятельности. Саму природу человека изменить нельзя, но человеческое поведение зависит от окружающей его среды, воспитания, образования. В целом можно заключить, что теневая составляющая в той или иной степени всегда будет присутствовать в хозяйственной деятельности человека.

Ко второй группе причин, порождающих теневую экономику, мы относим экономические факторы, присущие рыночному хозяйству.

Значительный вклад в разработку теории поведения хозяйствующих субъектов на микроуровне внес институционализм. Согласно взглядам представителей этого направления, внелегальное осуществление экономической 

деятельности обусловлено в первую очередь высокими трансакционными издержками этой деятельности, если она ведется в рамках закона. Различные ви-ды таких издержек охватывает термин «цена подчинения закону»

Решение о выборе экономическим субъектом институциональной среды для своего бизнеса — легальной или внелегальной — определяется через сопоставление трансакционных издержек, возникающих при совершении сделок в первом и во втором случаях.

В более широком плане экономические причины теневой экономики можно связать с проблемой конкуренции в рамках рыночного хозяйства. Теневую экономику следует рассматривать как одну из форм несовершенной конкуренции. При этом нарушаются не только правовые, но и морально-этические нормы. Становится очевидным, что по мере формирования зрелых рыночных

К третьей группе причин мы относим социальные факторы. Структура общества определяет численность потенциальных участников теневой экономики. В теневую экономику массово вовлекаются преимущественно представители малоимущих и маргинальных слоев: молодежь, безработные, ра-бочие-мигранты и т.п. По численности они составляют наиболее массовую прослойку участников теневой экономики.

Тяжелое социальное положение заставляет молодых людей участвовать в криминальных группировках, женщин — заниматься проституцией, безработных — подпольным бизнесом, рабочих-мигрантов — искать рабочие места в основном в теневом секторе экономики.

К четвертой группе причин, объясняющих феномен теневой экономики, мы относим правовые факторы, связанные с несовершенством законодательной базы предпринимательства. Такой значительный сектор, как домашнее хозяйство, регулируется в основном не правовыми нормами, а сложившимися практикой, обычаями и традициями. Государство технически не способно контролировать все совершаемые в этом секторе операции.

В пятую группу причин мы включаем этические факторы, обусловленные слабой этической основой предпринимательства. Особо хотелось бы выделить противоречия между законодательством и морально-этической основой предпринимательства. Конечно, сами законы во многом отражают морально¬этические Ценности данного времени. Однако интересы государства, peaлизуемые в законодательстве, не всегда совпадают с интересами большинства членов общества, а подчас находятся в явном противоречии с ними.

Социокультурные факторы, и, прежде всего этическая основа предпринимательства, являются существенными для объяснения особенностей теневой экономики в той или иной стране.

  

Особо в этой группе причин необходимо подчеркнуть роль институтов гражданского общества. Речь идет о том, что с усложнением всей системы рыночного хозяйства государству становится не под силу в одиночку бороться с теневой экономикой. Независимые расследования экономических преступлений средствами массовой информации могут оказать государству существенную помощь в борьбе с теневой экономикой. Еще большее значение имеют воспитательные функции, которые должны осуществлять институты гражданского общества: СМИ, профсоюзы, объединения предпринимателей, потребителей, деятелей культуры, религиозные и другие организации.

Наконец, в шестую группу причин входят политические факторы, вызванные противоречиями в политической системе. Одним из принципиальных здесь является вопрос об отношениях власти и крупного капитала. Здесь, вероятно, стоит отметить различия между сильной властью и силовой. Сильным следует считать государство, где относительно нормально функционирует властная вертикаль, т. е. система властных структур (центра, регионов, органов местного самоуправления), а государство находит поддержку у подавляющего большинства членов общества. Не только отечественный, но и международный опыт свидетельствует: как только эта система разрушается или дает сбои, теневая экономика получает дополнительные стимулы для развития. Как правило, именно слабое государство прибегает к силовым методам, расширению силовых структур, административному воздействию на экономическую деятельность (лицензии, льготы, разрешительный характер законодательства). Такие методы ведут к окончательной потере авторитета власти в глазах граждан, а само государство теряет рычаги управления.

Посмотрим на причины теневой экономики с точки зрения соотношения объективного и субъективного. Наличие объективных причин теневой экономики позволяет сделать вывод: пока будет существовать рыночное хозяйство, будет существовать и теневая экономика как одна из его подсистем. Однако государственное воздействие на теневую экономику, степень его эффективности во многом зависят от факторов субъективного характера. К примеру, экономическая причина теневой экономики — стремление к экономической выгоде. Но от государства во многом зависит, какие условия созданы для реализации экономических интересов, здоровой с правовой и этической точек зрения конкуренции — основы предпринимательства. Известно также, что малоимущие слои населения являются питательной средой для теневой экономики. Это объективная закономерность. Но просчеты, ошибки, а подчас и некомпетентность государства в социальной политике ведут к бурному росту этих слоев и соответственно росту масштабов теневой экономики. Коррупция госчиновников — вечная проблема, но ее гипертрофированные

  

масштабы во многих странах объясняются преимущественно субъективными факторами.


Последнее изменение: четверг, 30 мая 2024, 19:45