1.    Транснациональные корпорации

На долю транснациональных корпораций приходится не менее 50 % мирового ВВП, теневая составляющая в деятельности данных компаний огромна. Помешать росту влияния подобных компаний могут только обеспечение национального суверенитета государств и соблюдение принципов международного права. Недаром новый глобализированный мир назван «миром транснациональных компаний».

По определению ООН, Транснациональные корпорации (ТНК) - это компании международно-оперирующего назначения в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров.

Материнские компании расположены главным образом в развитых странах (50,2 тыс.), большее число филиалов приходится на развивающиеся страны (495 тыс.). Около половины мирового промышленного производства и свыше 2/3 внешней торговли приходится на ТНК. Они контролируют примерно 80 % патентов и лицензий на изобретения, новые технологии и ноу-хау. Под контролем ТНК находятся отдельные товарные рынки:

-     90 % мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, железной руды;

-                         85 % - рынка меди и бокситов;

-                         80 % - рынка чая и олова;

- 75 % - рынка сырой нефти, натурального каучука и бананов.

Рассмотрим первую десятку крупнейших ТНК в мире согласно традиционному рейтингу крупнейших компаний планеты - Fortune Global 500 за 2018 год.

Таблица 3.1

Крупнейшие ТНК (по объемам выручки за прошедший год), млрд. долл.

1. Walmart (США, ритейл) - 500,343

6. Toyota Motor (Япония, автомобилестроение) - 265,172

2.State Grid (КНР, электроэнергетика) - 348,903

7. Volkswagen (Германия, автомобилестроение) - 260,028

3. Sinopec Groupe (КНР, нефтехимическая промышленность) - 326,953

8. BP (Великобритания, нефтегазовый сектор) - 244,582

4. China National Petroleum (КНР, нефтегазовый сектор) - 326,008

9. Exxon Mobile (США, нефтегазовый сектор) - 244,363

5. Royal Dutch Shell (Нидерланды - Великобритания, нефтегазовый сектор) - 311,870

10. Berkshire Hathaway (США, холдинговая многоотраслевая компания) - 242,137

 

Таким образом, на глобальном рынке по-прежнему доминируют американские и китайские корпорации. По оценке Fortune Global 500, совокупная выручка 500 крупнейших компаний мира в 2017 г. достигла 30 трлн. долларов, общая прибыль увеличилась до 1,9 трлн. долларов. Географически предприятия расположены в 33 государствах планеты, на них трудятся 67,7 миллионов человек.

Лучшей российской корпорацией стал «Газпром» - по итогам прошедшего года он поднялся с 63 на 49 место, объем выручки (по данным Fortune Global) составил 111,983 млрд. долларов. «Лукойл» сделал рывок со 102 на 63 позицию - с выручкой в 93,897 млрд. долларов. «Роснефть» переместилась со 158 на 115 место (72,028 млрд. долларов), Сбербанк - с 232 на 205 позицию (49,698 млрд. долларов).

Также говоря о роли ТНК и иностранных инвестициях, их географии важно отследить рейтинг государств с наиболее благоприятными условиями для ведения бизнеса - это рейтинг Doing Business (2018), составленный экспертами Всемирного Банка и Международной финансовой корпорации на основе анализа правоприменительной практики в отношении частных предприятий в 190 странах.

Новая Зеландия возглавила этот список, страна признана лучшим местом в мире для ведения бизнеса. Далее в топ-10 входят: Дания, Республика Корея, Гонконг (КНР), США, Великобритания, Норвегия, Грузия, Швеция. Россия за год продвинулась с 40 на 35 место.

Стоить отметить, что самыми дорогими брендами мира в 2018 году стали:

1.    Apple (американская корпорация шестой год подряд возглавила рейтинг) эксперты оценили стоимость её торговой марки в 214,4 млрд. долларов (+16 %);

2.                         Google, технологический сектор - 155,5 (+ 10 % к 2017г.);

3.                         Amazon, розничная торговля - 100,7 (+ 56 %);

4.                         Microsoft, технологический сектор - 92,7 (+ 16 %);

5.                         Coca-Cola, производство напитков - 66,3 (- 5 %);

6.                         Samsung, технологический сектор - 59,8 (+ 6 %);

7.                         Toyota, автомобильная промышленность - 53,4 (+ 6 %);

8.                         Mercedes-Benz, автомобильная промышленность - 48,6 (+ 2 %);

9.                         Facebook, технологический сектор - 45,1 (- 6 %);

10.                     McDonald’s, ритейл - 43,4 (+ 5 %).

Наибольшее представительство в рейтинге имеют автомобильные концерны (16), технологичные компании (13), финансовые сервисы (12), производители предметов роскоши (9) и товаров повседневного спроса (9). [7].

Функции ТНК в мировой политике могут быть определены и классифицированы следующим образом:

-     регулятивная;

-     стабилизирующая;

-     интеграционная;                                     

-     мобильная;

-     информационно-коммуникационная;

-     сигнальная;

-     модернизационная.


Последнее изменение: вторник, 26 марта 2024, 12:11