1. Транснациональные корпорации
1. Транснациональные корпорации
На долю транснациональных корпораций приходится не менее 50 % мирового ВВП, теневая составляющая в деятельности данных компаний огромна. Помешать росту влияния подобных компаний могут только обеспечение национального суверенитета государств и соблюдение принципов международного права. Недаром новый глобализированный мир назван «миром транснациональных компаний».
По определению ООН, Транснациональные корпорации (ТНК) - это компании международно-оперирующего назначения в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров.
Материнские компании расположены главным образом в развитых странах (50,2 тыс.), большее число филиалов приходится на развивающиеся страны (495 тыс.). Около половины мирового промышленного производства и свыше 2/3 внешней торговли приходится на ТНК. Они контролируют примерно 80 % патентов и лицензий на изобретения, новые технологии и ноу-хау. Под контролем ТНК находятся отдельные товарные рынки:
- 90 % мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, железной руды;
- 85 % - рынка меди и бокситов;
- 80 % - рынка чая и олова;
- 75 % - рынка сырой нефти, натурального каучука и бананов. Рассмотрим первую десятку крупнейших ТНК в мире согласно традиционному рейтингу крупнейших компаний планеты - Fortune Global 500 за 2018 год. Таблица 3.1 Крупнейшие ТНК (по объемам выручки за прошедший год), млрд. долл. |
|
1. Walmart (США, ритейл) - 500,343 |
6. Toyota Motor (Япония, автомобилестроение) - 265,172 |
2.State Grid (КНР, электроэнергетика) - 348,903 |
7. Volkswagen (Германия, автомобилестроение) - 260,028 |
3. Sinopec Groupe (КНР, нефтехимическая промышленность) - 326,953 |
8. BP (Великобритания, нефтегазовый сектор) - 244,582 |
4. China National Petroleum (КНР, нефтегазовый сектор) - 326,008 |
9. Exxon Mobile (США, нефтегазовый сектор) - 244,363 |
5. Royal Dutch Shell (Нидерланды - Великобритания, нефтегазовый сектор) - 311,870 |
10. Berkshire Hathaway (США, холдинговая многоотраслевая компания) - 242,137 |
Таким образом, на глобальном рынке по-прежнему доминируют американские и китайские корпорации. По оценке Fortune Global 500, совокупная выручка 500 крупнейших компаний мира в 2017 г. достигла 30 трлн. долларов, общая прибыль увеличилась до 1,9 трлн. долларов. Географически предприятия расположены в 33 государствах планеты, на них трудятся 67,7 миллионов человек.
Лучшей российской корпорацией стал «Газпром» - по итогам прошедшего года он поднялся с 63 на 49 место, объем выручки (по данным Fortune Global) составил 111,983 млрд. долларов. «Лукойл» сделал рывок со 102 на 63 позицию - с выручкой в 93,897 млрд. долларов. «Роснефть» переместилась со 158 на 115 место (72,028 млрд. долларов), Сбербанк - с 232 на 205 позицию (49,698 млрд. долларов).
Также говоря о роли ТНК и иностранных инвестициях, их географии важно отследить рейтинг государств с наиболее благоприятными условиями для ведения бизнеса - это рейтинг Doing Business (2018), составленный экспертами Всемирного Банка и Международной финансовой корпорации на основе анализа правоприменительной практики в отношении частных предприятий в 190 странах.
Новая Зеландия возглавила этот список, страна признана лучшим местом в мире для ведения бизнеса. Далее в топ-10 входят: Дания, Республика Корея, Гонконг (КНР), США, Великобритания, Норвегия, Грузия, Швеция. Россия за год продвинулась с 40 на 35 место.
Стоить отметить, что самыми дорогими брендами мира в 2018 году стали:
1. Apple (американская корпорация шестой год подряд возглавила рейтинг) эксперты оценили стоимость её торговой марки в 214,4 млрд. долларов (+16 %);
2. Google, технологический сектор - 155,5 (+ 10 % к 2017г.);
3. Amazon, розничная торговля - 100,7 (+ 56 %);
4. Microsoft, технологический сектор - 92,7 (+ 16 %);
5. Coca-Cola, производство напитков - 66,3 (- 5 %);
6. Samsung, технологический сектор - 59,8 (+ 6 %);
7. Toyota, автомобильная промышленность - 53,4 (+ 6 %);
8. Mercedes-Benz, автомобильная промышленность - 48,6 (+ 2 %);
9. Facebook, технологический сектор - 45,1 (- 6 %);
10. McDonald’s, ритейл - 43,4 (+ 5 %).
Наибольшее представительство в рейтинге имеют автомобильные концерны (16), технологичные компании (13), финансовые сервисы (12), производители предметов роскоши (9) и товаров повседневного спроса (9). [7].
Функции ТНК в мировой политике могут быть определены и классифицированы следующим образом:
- регулятивная;
- стабилизирующая;
- интеграционная;
- мобильная;
- информационно-коммуникационная;
- сигнальная;
- модернизационная.