Процедура создания коммерческих банков в Российской Федерации

Создание и функционирование коммерческих банков в Российской Федерации регламентируется Законом о банках, в соответствии с которым:

  • • банк является коммерческим юридическим лицом, т.е. таким организационным образованием, деятельность которого направлена на извлечение прибыли;
  • • банк является кредитной организацией, т.е. организацией, созданной для осуществления банковских операций;
  • • банк создается в форме хозяйственного общества;
  • • банк действует на основе лицензии, выдаваемой Банком России;
  • • банк обладает специальной компетенцией, т.е. извлекает прибыль путем совершения специальных операций;
  • • банк рассматривается законодателем как один из элементов банковской системы.

Таким образом, российские коммерческие банки действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке. Это предоставление различных по видам и срокам кредитов; покупка-продажа и хранение валюты, ценных бумаг; привлечение средств во вклады; осуществление расчетов; выдача гарантий, поручительств и иных обязательств; посреднические и доверительные операции и др.

Основными законодательными актами, регламентирующими процесс создания банков, являются: параграф 2 "Хозяйственные товарищества и общества" гл. 4 ГК РФ; Закон о банках; федеральные законы от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – Закон об АО) и от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее – Закон об ООО).

Порядок государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций установлен Законом о банках и Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон о регистрации юридических лиц).

Создание коммерческого банка представляет собой сложный процесс, который включает три этапа:

  • – подготовительную работу;
  • – государственную регистрацию банка в качестве юридического лица;
  • – получение лицензии.

Первый этап. Подготовительная работа. Состоит в проработке концепции создания банка, которая включает:

  • – определение миссии и стратегии развития банка;
  • – выбор организационно-правовой формы и структуры управления;
  • – установление размера и структуры уставного капитала;
  • – выявление сферы деятельности и клиентской базы и др.

Итогом первого этапа являются подписание участниками (учредителями) учредительного договора и подготовки документов, необходимых для регистрации и лицензирования банка. Отметим, что учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.

Второй этап. Государственная регистрация банка в качестве юридического лица. Согласно ст. 12 Закона о банках, Закону о регистрации юридических лиц, Инструкции Банка России от 2 апреля 2010 г. № 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" и пр. все банки подлежат государственной регистрации.

Для государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковских операций банку необходимо представить в Банк России следующие документы:

  • 1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; в заявлении также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредитной организацией;
  • 2) учредительный договор (подлинник или нотариально удостоверенная копия);
  • 3) устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия);
  • 4) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации. Порядок составления бизнес-плана кредитной организации и критерии его оценки устанавливаются нормативными актами Банка России;
  • 5) документы об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию кредитной организации и за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании кредитной организации;
  • 6) аудиторские заключения о достоверности финансовой отчетности учредителей – юридических лиц;
  • 7) документы (согласно перечню, установленному нормативными актами Байка России), подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями – физическими лицами в уставный капитал кредитной организации;
  • 8) анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения:
    • – о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального
    • – образования – опыта руководства таким подразделением не менее двух лет,
    • – наличии (отсутствии) судимости.

Помимо документов, указанных выше, Банк России самостоятельно запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, сведения о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями кредитной организации, а в налоговом органе – сведения о выполнении учредителями – юридическими лицами обязательств перед бюджетами всех уровней за последние три года. Кредитная организация вправе представить документы, содержащие указанные сведения, по собственной инициативе.

Решение о государственной регистрации банка или об отказе в этом принимается Банком России в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления документов.

Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем через пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.

Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в ЕГРЮЛ записи о кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100% объявленного уставного капитала и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в ЕГРЮЛ.

После этого Банк России открывает зарегистрированному банку корреспондентский счет, который используется для оплаты уставного капитала. Реквизиты корреспондентского счета указываются в уведомлении Банка России о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов (рис. 3.1).

Размер уставного капитала кредитных организаций РФ

Рис. 3.1. Размер уставного капитала кредитных организаций РФ

Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 300 млн руб., за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Генеральная лицензия, предоставляющая кредитной организации право осуществлять банковские операции со средствами в рублях и иностранной валюте, привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц в рублях и иностранной валюте, может быть выдана кредитной организации, имеющей собственные средства (капитал) не менее 900 млн руб. по состоянию на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России соответствующее ходатайство.

Зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций в 2012 г. составил 1214,3 млн руб. (в 2011 г. этот показатель равнялся 1186,2 млн руб.).

Банк России устанавливает предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала. Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства. Оплата уставного капитала кредитной организации при увеличении ее уставного капитала путем зачета требований к ней не допускается. Исключается и возможность формирования уставных фондов за счет средств, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Средства бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в их ведении, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации на основании соответственно законодательного акта субъекта РФ или решения органа местного самоуправления в порядке.

Для формирования уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций. Число кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале, имеющих право на осуществление банковских операций, постепенно растет и к 2012 г. составило 230 (табл. 3.3).

Таблица 33

Количество кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале (на начало года)

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Число кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале, имеющих право на осуществление банковских операций, всего

153

202

221

226

Из них:

 

 

 

 

– со 100%-ным иностранным участием

52

63

76

82

– с иностранным участием от 50 до 100%

13

23

26

26

 

Для государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями, филиала иностранного банка и получения ими лицензии на осуществление банковских операций помимо документов, указанных выше, дополнительно представляются следующие документы:

  • 1) решение об участии иностранного юридического лица в создании кредитной организации на территории России или об открытии филиала банка;
  • 2) документ, подтверждающий регистрацию иностранного юридического лица, и балансы за три предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением;
  • 3) письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории России или на открытие филиала банка.

Иностранное физическое лицо представляет подтверждение первоклассным (согласно международной практике) иностранным банком платежеспособности этого лица.

Решение об открытии банка с участием иностранных инвестиций принимается центральным аппаратом Банка России. Банк России устанавливает лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны. Ограничения на участие иностранного капитала преследуют цель создать наиболее благоприятные условия для становления отечественных коммерческих банков и защиты от экспансии зарубежных банков.

При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100% объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдаст кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций. Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации.

Кредитная организация обязана информировать Банк России об изменении сведений, указанных в π. 1 ст. 5 Закона о регистрации юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Банк России не позднее одного рабочего дня со дня поступления соответствующей информации от кредитной организации сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в ЕГРЮЛ запись об изменении сведений о кредитной организации.

Третий этап. Получение лицензии. Как уже отмечалось, лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после 100%-ной оплаты ее уставного капитала и государственной регистрации. Все лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в Реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. Реестр подлежит публикации в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год. Изменения и дополнения публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в Реестр.

Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России. В лицензии указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Кредитным организациям могут быть предоставлены следующие виды лицензий:

  • – лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
  • – лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
  • – лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях,
  • – лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;
  • – лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц и осуществления инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания физических и юридических лиц);
  • – лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц и осуществления инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания физических и юридических лиц);
  • – генеральная лицензия – может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских

операций со средствами в рублях и иностранной валюте и выполняющему установленные Законом о банках требования;

  • – лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • – лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных операций небанковских кредитных организаций;
  • – лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции;
  • – лицензия на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций для вновь регистрируемых небанковских кредитных организаций.

Лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, по общему правилу, могут предоставляться банкам, с даты государственной регистрации которых прошло нс менее двух лет.

В 2012 г. количество кредитных организаций, имеющих лицензии (разрешения), предоставляющие право на привлечение вкладов населения, составило 797.

Генеральная лицензия может быть выдана банку, имеющему лицензии на выполнение всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. При этом наличие лицензии на осуществление банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения генеральной лицензии. Банк, имеющий генеральную лицензию, может открывать в установленном порядке филиалы за рубежом и (или) приобретать доли в уставном капитале банков-нерезидентов. Таких кредитных организаций в 2012 г. было 273, что на 10 меньше, чем в 2011 г.

Число кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций, в 2012 г. составило 978, это на 34 организации меньше, чем в 2011 г. Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.

Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

  • 1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия;
  • 2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;
  • 3) установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;
  • 4) задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);
  • 5) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией;
  • 6) неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России;
  • 7) неоднократного в течение одного года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;
  • 8) наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного Законом о банкротстве кредитных организаций, имеются основания для ее назначения;
  • 9) неоднократного непредставления в установленный срок кредитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях;
  • 10) неисполнения кредитной организацией, являющейся управляющим ипотечным покрытием, требований Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ, а также неустранения нарушений в установленные сроки, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Законом о Банке России.

Прекращение деятельности банка происходит путем его реорганизации или ликвидации (табл. 3.4).

Таблица 3.4

Данные о ликвидации и реорганизации кредитных организаций (на начало года)

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Число кредитных организаций, по которым внесена запись в Книгу государственной регистрации кредитных организаций об их ликвидации как юридических лиц, всего

1758

1819

1900

1957

В том числе:

 

 

 

 

– в связи с отзывом лицензии за нарушение банковского законодательства и нормативных актов Банка России

1366

1419

1495

1540

– в связи с реорганизацией

391

399

404

416

– в связи с нарушением законодательства в части оплаты уставного капитала

1

1

1

1

 

Реорганизация – достаточно широкое понятие, которое может означать: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. При реорганизации банка права и обязанности переходят к правопреемникам. В этом случае в устав банка и Книгу государственной регистрации кредитных организаций вносятся необходимые уточнения. Все документы, сроки которых не истекли, передаются в установленном порядке правопреемнику.

Ликвидация коммерческого банка может происходить как в добровольном, так и в принудительном порядке.

Добровольная ликвидация может быть осуществлена только по решению общего собрания учредителей. При этом на момент принятия решения о добровольной ликвидации банк должен выполнить все обязательства перед кредиторами. Следовательно, решение о добровольной ликвидации не может быть принято, если банк является неплатежеспособным.

Принудительная ликвидация коммерческого банка может осуществляться по решению Банка России об отзыве у банка лицензии: за нарушения коммерческим банком банковского законодательства; в связи с неплатежеспособностью коммерческого банка и решением арбитражного суда о признании его банкротом.

Правовой основой прекращения деятельности банка в связи с его неплатежеспособностью являются Закон о Банке России и Закон о банкротстве кредитных организаций.

 

Ликвидация кредитной организации

Ликвидация кредитной организации бывает двух видов —добровольная и принудительная.Первая проводится по инициативе учредителей (участников) кредитной организации. Вторая проводится решением суда по инициативе Банка России.

Учредители кредитной организации, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию, утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России.

Кредитные организации, у которых есть основания для ликвидации, но которые не ликвидируются, способны причинить ущерб своим партнерам, а чаще всего даже не им, а клиентам.

Чаще всего речь идет о принудительной ликвидации кредитных организаций. Она предусмотрена ст. 23.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Банк России обязан в течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации. Но если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности, которые обнаружил Банк России, или их выявила временная администрация, направленная в кредитную организацию после отзыва у нее лицензии, то ситуация меняется. В этом случае Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной в порядке, установленном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Он рассматривает заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом РФ, и с учетом особенностей, установленных Федеральным законом.

Заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий 1 месяца со дня подачи указанного заявления.

Арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. Предварительное судебное заседание, предусмотренное Арбитражным процессуальным кодексом РФ, в этом случае не проводится.

Арбитражный суд направляет решение о ликвидации кредитной организации в Банк России и в уполномоченный регистрирующий орган. Последний вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.


Последнее изменение: суббота, 18 июня 2022, 15:14