4.1 Функции планирования
В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции.
Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функция позволяет привлекать денежные средства — ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени[28].
Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью любого предприятия, независимо от его размера.
Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал.
Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий, а также, для получения финансирования.
Можно сделать вывод, что бизнес – план:
· Дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
· Содержит ориентир развития предприятия, фирмы;
· Служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Можно сказать, что бизнес – план предназначен, прежде всего, для 3-х категорий участников проекта:
- менеджеров – создателей бизнес – плана;
- собственников – заинтересованных в составлении бизнес – плана с точки зрения перспектив развития фирмы;
- кредиторов – обычно банков, для которых бизнес – план является обязательным документом, подтверждающим коммерческую привлекательность проекта .