3.2 Функции управления и профессиональные требования к менеджеру, разработанные в КАШУ
Функции управления и профессиональные требования к менеджеру, разработанные в КАШУ.
Возникновение административной школы связано главным образом с именем Анри Файоля (1825-1925). По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины ХХ в.
В течении 30 лет он был руководителем крупной французской горнодобывающей и металлургической компании “Комамбо”, которая в момент его назначения на пост генерального управляющего (1888 г.) находилась на грани банкротства, а ко времени его отставки (1918 г.) стала одним из самых мощных, славящихся своими административными, техническими и научными кадрами французских концернов. Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал “теорию администрации”. Его первая статья, посвященная этой теории, вышла в 1900 г., а книга “Общее и промышленное управление” - в 1916 г.
Важную роль в развитии идей этой школы сыграли Л.Урвик, Д.Муни и др., рассматривающие деятельность организаций с точки зрения широкой перспективы и пытающиеся определить общие характеристики и закономерности организации в целом.
В отличие от создателей школы научного управления Тейлора и Гилберта, которые начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представления об управлении организацией, авторы административной школы имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе: Файоль, как уже отмечалось, руководил большой французской компанией, Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии, Муни работал в компании “Дженерал Моторс”. В связи с этим их главной заботой была эффективность управления в более широком смысле слова - применительно к работе всей организации.
Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.
Принципы управления - это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. По утверждению Файоля, принципы - это маяк, помогающий ориентироваться.
Анри Файоль был первым, кто сказал, что менеджером можно стать посредством обучения. Его предшественники утверждали, что это врожденное умение. Менеджеры работают с людьми и через людей. В данном случае имеются ввиду не только подчиненные, но и другие индивиды, находящиеся в иерархии менеджеров, поставщиков, клиентов или заказчиков. Благодаря взаимному сотрудничеству менеджеры могут эффективно планировать долгосрочные цели организации, предоставлять информацию и каналы связи. Многие бизнес-школы представляют целые наборы управленческих ролей, устанавливая требования к менеджерам нового поколения, особенно в формировании межличностных отношений, мотивации персонала, коммуникации между сотрудниками, расширении возможностей и вдохновляющих перемен на предприятии. Компетенция менеджера основана на его навыках, понимаемых как способность эффективно и результативно достигать конкретных результатов, то есть возможность использовать профессиональные знания на практике для достижения целей в определенной ситуации.
Согласно теории Файоля в менеджменте выделяют пять функций:
1. Планирование – это прогнозирование и подготовка к будущему. Неспособность планировать означает некомпетентность менеджера.
2. Организация – это обеспечение бизнеса всем необходимым для функционирования (оборудование, материалы, финансирование, люди), важнейшим элементом здесь является учебная подготовка менеджера.
3. Мотивация – вид управленческой деятельности по побуждению человека к деятельности, имеющая определенную целевую направленность.
4. Координация – распределение. Командная деятельность как средство выполнения организационной работы; По сути это – управление подчиненными.
5. Контроль – проверка и надзор за тем, чтобы всё шло так, как запланировано.
Из качеств необходимых менеджеру Файоль придавал наибольшее значение компетентности и наличию знаний. Идеальным управляющим был бы человек, который обладая всеми знаниями необходимыми для разрешения административных, технических, коммерческих, финансовых и иных вопросов, имел бы еще и физическую силу, интеллект и трудоспособность, достаточные для выполнения любых заданий, связанных с управлением во всех областях.