3. Виды сегментации
Сегментация рынка
требует детального изучения требований, предъявляемых потребителем к товару, а
также знаний характеристик покупательских мотиваций самих потребителей.
Сегментацию делят на
следующие виды в зависимости от ее характера проведения и от типа потребителя
товара (услуг).
1. В зависимости от
характера сегментации:
1) макросегментация –
деление рынков по регионам, странам, степени их индустриализации;
2) микросегментация –
формирование групп потребителей одной страны (региона) по более детальным
признакам (критериям);
3) сегментация вглубь
– процесс сегментирования начинается с широкой группы потребителей, а затем ее
поэтапно углубляют (суживают) в зависимости от классификации конечных
потребителей какой-либо группы товара (услуги); например, автомобили, легковые
автомобили, автомобили класса «люкс»;
4) сегментация вширь –
процесс сегментирования начинается с узкой группы потребителей и постепенно
расширяется в зависимости от сферы применения и использования товара (услуги);
например, коньки для спортсменов-профессионалов, коньки для любителей, коньки
для молодежи;
5) предварительная
сегментация – изучение максимально возможных рыночных сегментов;
6) окончательная сегментация
– завершающая стадия рыночных исследований; здесь определяются самые
оптимальные для фирмы сегменты для рынка, на которых в дальнейшем она будет
разрабатывать свою рыночную стратегию.
2. В зависимости от
типа потребителей:
1) процесс сегментирования
потребителей потребительских товаров (услуг);
2) сегментация
потребителей товаров производственно-технического назначения;
3) сегментация
потребителей двух типов товаров.
Однако на практике не
используют каждый вид сегментации рынка по-отдельности. Как правило,
маркетологи рынка при анализе пользуются комбинацией этих видов.