3. Понятие и сущность маркетинга
Маркетинг (от англ. market –
«рынок») – это оригинальное единство строгой науки и умение эффективно работать
на рынке.
Маркетинг – это единый комплекс
организации производства и сбыта товара (услуги), направленный на выявление и
удовлетворение потребностей конкретной группы потребителей с целью получения
прибыли.
Маркетинг сравнительно
молодая наука (около ста лет), но это не означает, что до признания данной
науки никто не использовал ее методы. В основном это происходило на
подсознательном уровнем: с момента появления товара и рынка каждый торговец был
заинтересован в том, чтобы продать свой товар, используя различные попытки его
продвижения (реклама, исследование покупателей и т. д.). Естественно, это все
было на примитивном уровне. И лишь в последние десятилетия в науке управления
появилось новое, с четко обозначенными границами, функциями, целями, методами
течение под названием «маркетинг». Данный термин появился впервые в начале ХХ
в. в США, а спустя всего лишь 15 – 20 лет он проник и начал активно
использоваться и развиваться во многих странах мира. Свое развитие маркетинг
начинает в 1960 – 1970 гг., влияние на это оказывают как внешние, так и
внутренние факторы:
а) возросший уровень
жизни;
б) увеличение части
располагаемого дохода;
в) повышение качества
предоставляемых услуг социальной сферы;
г) развитие систем
сообщения (люди активно начинают путешествовать, привозя с собой не только
новые товары, но и новые потребности);
д) желание с пользой
для себя проводить свое свободное время.
В связи с этим
предприниматели начинают исследовать данные факторы с целью совершенствования
своих товаров, увеличение продаж и максимизации прибыли. В эти маркетинговые
программы фирмы закладывают мероприятия по улучшению качества товара, его
ассортиментных групп, исследование покупателей, потенциальных конкурентов,
задачи ценовой политики, способы и приемы увеличения спроса и многое другое.
Маркетинг является
своеобразной философией производства, которая постоянно подчинена рынку,
политическим, экономическим и социальным воздействиям. При правильном
«понимании окружающей среды», умении быстро реагировать на рыночные изменения,
умение принимать гибкость в решении стратегических и тактических задач
маркетинг может стать фундаментом для долгосрочной и прибыльной деятельности
любой фирмы.
В самой сущности
маркетинга заложены определенные понятия: потребность (нужда), запрос (спрос),
товар и обмен. Исходной составляющей природы человека является нужда: нужда в
пище, одежде, тепле, безопасности и прочее, т. е. нужда– это
ощущение человеком нехватки чего-либо. А вот нужда, принявшая специфическую
форму под воздействием уровня культуры и личности индивида, называется
потребностью. Потребности безграничны, и поэтому человек выбирает только те,
которые позволяют ему его финансовые возможности. Мир товаров и услуг призван
удовлетворять человеческие потребности.
Потребность,
подкрепленная покупательской способностью, называется спросом. Спрос – величина
изменяемая. На него влияют такие факторы, как уровень цен, уровень доходов,
мода и многие другие.
Товар – это то, что может
удовлетворить потребность (нужду) и предлагается рынку с целью продажи.
Обмен – это акт получения
чего-либо взамен на что-либо.
Коммерческий обмен
двух сторон ценностями есть сделка.
Для совершения сделки
необходимо наличие некоторых условий:
а) наличие объектов
сделки;
б) наличие субъектов
сделки;
в) определение условий
совершения сделки;
г) определение времени
и места совершения сделки.
Любая сделка
происходит на рынке. В современном обществе рынок – не обязательно физическая
величина (место).
Отсюда роль
маркетинга для экономики – это повышение торгово-рыночной
эффективности.