9.2. Факторинговые операции

 

В экономической литературе приводятся разные толкования сути факторинга. Наиболее распространено его определение как комиссионно-посреднической и кредитной операции (от англ. factor - агент, посредник, маклер).

В факторинговых операциях участвуют три стороны:

- факторинговая компания (или факторинговый отдел банка);

- клиент (кредитор, поставщик товара);

- предприятие (фирма) - покупатель товара.

Основная цель факторингового обслуживания - инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей. Факторинговое обслуживание клиентов представляет собой многоэтапный процесс, каждая стадия которого имеет свое назначение. В данном процессе целесообразно выделить три этапа:

1) предварительная работа;

2) работа по оформлению документов;

3) мониторинг факторинговой сделки.

На этапе 1 проводится тщательный отбор дебиторской задолженности клиента для принятия решения о возможности его факторингового обслуживания. Однако принятию решения предшествует большая предварительная работа, которая включает следующие процедуры:

а) собеседование с клиентом;

б) сбор информации о клиенте и ее анализ;

в) анализ степени риска.

В ходе предварительного собеседования отбирают потенциальных клиентов для факторингового обслуживания. Предварительный отбор осуществляется на основе общей информации о деятельности клиента, а именно: сфера деятельности, порядок осуществления платежей (возможность авансовых платежей, платежей по мере реализации товара). В свою очередь, потенциальные клиенты на этапе предварительного собеседования знакомятся с требованиями, условиями и порядком факторингового обслуживания.

Потенциальный клиент представляет все необходимые документы для рассмотрения вопроса о возможности факторингового обслуживания его дебиторской задолженности. При этом сотрудники отдела факторинговых операций контролируют соблюдение следующих требований: пакет документов должен быть полным, все документы оформлены надлежащим образом, т.е. в соответствии с требованиями законодательства РФ и банка.

После собеседования проводится анализ финансового состояния клиентов, дебиторов и качества выполнения их обязательств друг перед другом. Информационной базой для анализа служит анкета клиента, содержащая разнообразные пункты, в том числе пункт о наличии рекламаций и их причинах. Составной частью анкеты должен быть раздел, информация которого характеризует дебиторов клиента. Обязательными участниками процесса изучения информации о клиенте и его дебиторах помимо сотрудников отдела факторинговых операций будут сотрудники юридической службы и службы безопасности, задача которых заключается в проверке достоверности представленной информации и юридической чистоты договорных отношений.

В заключение анализируется степень риска по факторинговым операциям и принимаются решения по результатам предварительной работы банка. Основной риск, характерный для факторинга, - риск неплатежа со стороны дебиторов. В связи с этим особое внимание должно быть уделено способности должников своевременно и в полном объеме погашать свои обязательства, возникающие из договоров поставки. Основное проявление данного риска - просрочка платежа. В этом случае банк должен выяснить ее причины.

Решение о факторинговом обслуживании принимается по результатам тщательного изучения и анализа всех представленных документов и прочей полученной информации.

Этап 2 - работа по оформлению документов - представляет собой результат принятия положительного решения о факторинговом обслуживании. Основополагающим документом, в соответствии с которым проводятся факторинговые операции с конкретным клиентом, служит договор факторинга. Учет в нем всех юридических аспектов в определенной степени способствует эффективному проведению факторинговых операций с юридической точки зрения. Практика показывает, что целесообразно заключать договор факторингового обслуживания клиента, согласно которому банк берет на себя обязательства обслуживать конкретную или всю его задолженность. В данном договоре отражаются моменты, общие для всех сделок, а именно: предмет договора, условия, порядок финансирования и передачи прав денежных требований, права и обязанности сторон, ответственность сторон, форс-мажорные обстоятельства, цена факторинговой услуги и порядок расчетов, срок действия договора и иные условия. Кроме того, все признаки, определяющие предмет уступки, а именно: наименование должника, документы, подтверждающие действительность денежных требований, сумма требования, срок оплаты по требованию, - указываются в специальных дополнениях к договору факторингового обслуживания.

Этап 3 - мониторинг факторинговой сделки - представляет собой совокупность действий, направленных на контроль за выполнением клиентами и должниками своих обязательств перед банком. Это важный этап организации факторинговых операций, который должен непременно сопровождать весь процесс факторингового обслуживания клиента. Мониторинг факторинговых операций включает в себя:

- постоянную оценку соответствия активов, размещенных в рамках договоров факторинга, требованиям и условиям банка, описанным во внутреннем положении о факторинговых операциях, а также действующим стандартам, разработанным органами, регулирующими факторинговую деятельность банков;

- оценку текущего финансового положения клиентов, а также финансового положения и платежной дисциплины должников;

- контроль за сделками, особенно в проблемных отраслях экономики.

В мировой практике существуют следующие основные виды факторинговых операций:

- факторинг с финансированием и без финансирования;

- открытый и закрытый (конфиденциальный) факторинг;

- факторинг без права регресса и с правом регресса;

- внутренний и экспортный (международный) факторинг.

При факторинге с финансированием клиент (поставщик товара) уступает фактору-посреднику право последующего получения платежей от покупателей. Обычно клиенты получают от фактора 80 - 90% стоимости отгруженной продукции. Таким образом, фактор-посредник предоставляет клиенту кредит в виде досрочной оплаты поставленных товаров.

Резервные 10 - 20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на определенном счете на случай претензий в его адрес от покупателя к качеству продукции, цене и возмещаются поставщику в последующем в момент поступления платежа за товар. Получение такой услуги отвечает потребностям предприятия, поскольку позволяет ему превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и на этой основе ускорить движение капитала, сократить объем неплатежей.

За свои услуги фактор-посредник получает:

- комиссионные (за инкассацию счетов), обычно это 0,75 - 3% стоимости сделки;

- процент по факторинговому кредиту. Он взимается от даты предоставления кредита до срока поступления средств за продукцию от покупателя. В мировой практике этот процент обычно на 1 - 2 пункта выше учетной ставки.

Под факторингом без финансирования понимают инкассирование фактором-посредником дебиторских счетов клиента. В этом случае клиент факторинговой компании или банка, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через фактора-посредника, задача которого состоит в получении причитающегося в пользу клиента платежа в сроки, согласованные клиентом (поставщиком) и покупателем в хозяйственном договоре.

Открытый факторинг - вид факторинга, при котором плательщик (должник) уведомляется об участии в расчетах фактора-посредника. Оповещение осуществляется путем записи на счете-фактуре о направлении платежа в адрес фактора.

При закрытом (конфиденциальном) факторинге покупатель вообще не уведомляется о переуступке поставщиком требований фактору-посреднику. В этом случае должник ведет расчеты с самим поставщиком, а последний после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита.

Факторинг без права регресса означает, что фактор-посредник при неоплате покупателем счетов в течение определенного срока (обычно от 36 до 90 дней) должен уплатить все расходы по взысканию долга в пользу кредитора (поставщика). В этом случае поставщик не несет риска по проданной им фактору дебиторской задолженности.

В договоре между клиентом и фактором-посредником может предусматриваться и право регресса, т.е. право возврата фактором клиенту не оплаченных покупателем счетов с требованием погашения кредита. На практике факторинг с правом регресса применяется крайне редко. Факторинговые компании, как правило, весь риск неплатежа покупателя берут на себя.

Различают факторинг внутренний, когда поставщик, его клиент и банк, совершающий факторинговые операции, находятся в одной стране.

При экспортном (международном) факторинге поставщик, его клиент и банк, проводящий факторинговые операции, находятся в разных странах. Обычно экспортер заключает с фактором договор глобальной цессии, в котором обязуется уступать фактору дебиторскую задолженность всех или определенного круга покупателей (например, всех покупателей в определенной стране).

Современные западные факторинговые компании не только кредитуют своих клиентов, но и оказывают им самые разнообразные услуги: ведут бухгалтерский учет дебиторской задолженности; ведут консультации по поводу работы на рынках сбыта, цен реализации, организации расчетов, заключения хозяйственных договоров; выполняют юридическое, транспортное, складское, рекламное, страховое и другое обслуживание.

В этих условиях факторинг становится универсальной системой финансового обслуживания клиентов, и его называют конвенционным. При такой форме факторинга клиент может существенно сократить свой штат служащих, что способствует снижению затрат на производство и сбыт продукции. Но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факторинговой компании, поскольку подобные отношения ведут к полному осведомлению фактора о делах своих клиентов, подчинению их своему влиянию и контролю.

Как правило, на факторинговое обслуживание не принимаются предприятия и организации:

- с большим числом дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;

- занимающиеся спекулятивным бизнесом;

- производящие нестандартную или узкоспециализированную продукцию;

- работающие субподрядчиками (строительные и другие фирмы);

- реализующие в розницу широкий набор "мелочной" продукции;

- практикующие бартерные сделки.

В России факторинг развивается постепенно. Если в странах Западной Европы обороты по факторингу в среднем составляют более 5% ВВП (в Великобритании и Италии - 10%), в Восточной Европе - 1,5 - 2% ВВП, то в России - менее 0,1%. Приблизительно 67% факторингового оборота приходятся на Европу, 22% - на Америку, 11% - на страны Азии, 1% - на Африку. Факторингом в мире занимаются около тысячи компаний, а объем переуступленной им дебиторской задолженности на сегодняшний день достигает 1 трлн евро.

В последние годы в России наметилось значительное расширение как спроса на факторинговые услуги со стороны клиентов, так и их предложения со стороны банков. Потребность в факторинге испытывают практически все компании, постоянно работающие на условиях отсрочки платежа. Например, к таким компаниям можно отнести субъекты пищевой, фармацевтической, легкой, нефтеперерабатывающей и автомобильной промышленности. По оценкам экспертов, потребности данных секторов в факторинге в соответствии с объемами производства перечисленных отраслей составляют несколько десятков миллиардов долларов ежегодно. При создании необходимых условий для развития факторинга темпы роста этого рынка могли бы составлять несколько сотен процентов ежегодно.

Привлекательность факторинга обусловлена тем, что он объединяет в себе сразу несколько функций: во-первых, финансирование оборотного капитала; во-вторых, инкассацию задолженности клиента; в-третьих, если это предусмотрено договором, фактор берет на себя риск неплатежа, выступая в качестве страховщика финансовых рисков. Такой комплекс функций делает факторинг незаменимым механизмом для малых и средних предприятий, доступ которых к кредиту традиционно затруднен.

Кроме того, факторинг обладает целым рядом преимуществ перед другими финансовыми инструментами. Первое преимущество - он не требует предоставления залога в традиционном понимании, поэтому доступен широкому кругу малых и средних компаний, в том числе только начинающих свою деятельность. Второе преимущество - при факторинге происходит 100%-ное целевое использование средств, в то время как обычно, когда компания привлекает кредиты, у нее остается постоянный неснижаемый остаток на счете. В связи с этим в действительности заемщик платит за кредит по более высокой ставке, чем формально установленная. В факторинге такая ситуация невозможна. Третье преимущество - факторинг позволяет экономить на налоге на прибыль. В соответствии с современным налоговым законодательством этот налог должен уплачиваться "по реализации", т.е. с момента фактической отгрузки товара. Однако если компания предоставляет отсрочку платежа (коммерческий кредит) своим покупателям, то средства за отгруженную продукцию поступают позже. Таким образом, на практике обязательства по уплате налога на прибыль возникают раньше, чем поступают средства от реализации. Факторинг позволяет избежать такой ситуации.

 

Последнее изменение: понедельник, 25 августа 2014, 22:47