1.4. Общие основы деятельности центрального банка

 

Банковский рынок в современной экономике не может быть нерегулируемым. Финансовая сфера как никакая другая очень чувствительна к кризисным явлениям. Исторически сложилось так, что основным регулятором банковского сектора экономики в большинстве стран с развитой экономикой является центральный банк. Он сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства, обладая определенными властными функциями в области организации денежно-кредитного обращения.

В разных странах выделение или создание в банковской системе центрального банка было предопределено разными экономическими и политическими факторами, центральные банки возникали на разных этапах развития экономики, а потому их функции, роль и отношение к органам власти неодинаковы. Между тем можно выявить общие признаки центрального банка, позволяющие выделить его из ряда других финансово-кредитных учреждений. Во-первых, центральные банки представляют собой национальные институты, т.е. осуществляют свою деятельность в масштабах государства. Во-вторых, деятельность центральных банков имеет некоммерческий характер. Данный признак отделяет центральные банки от коммерческих, которые действуют на рынке в целях извлечения прибыли. Однако данный признак не говорит о том, что центральный банк не может получить положительного результата от выполненных операций и проведенных сделок, но этот результат не самоцель. Конечно, как будет показано далее, центральные банки работают не в собственных интересах, а в интересах банковской системы и экономики государства в целом. В-третьих, центральные банки выполняют функции, отличные от функций коммерческих банков. Центральный банк - неотделимая часть банковской деятельности, он тоже является банковским институтом, ион наделен теми же сущностными признаками, что и другие банки. Центральные банки, как и коммерческие, выступают в роли финансовых посредников; вместе с тем цели, задачи, функции и операции центральных банков отличаются определенной спецификой, что и позволяет выделять их как обособленные институты банковской системы. В-четвертых, деятельность центрального банка подчинена общегосударственным интересам, что закреплено как законодательные основы его функционирования, его статус, форма собственности на имущество и взаимоотношений с органами государственной власти. Следует заметить, что практически во всех странах центральный банк не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам центрального банка, а это гарантирует выполнение центральным банком функции обеспечения стабильности в банковской сфере вне зависимости от политики органов государственной власти. В-пятых, центральные банки действуют в основном на макроэкономическом уровне. Именно центральные банки осуществляют функцию денежно-кредитного регулирования и, совершая операции, воздействуют не только на банковский сектор, но и на экономику в целом. В-шестых, органом денежно-кредитного регулирования центральные банки становятся после закрепления за ними эксклюзивного права на эмиссию наличных денег. Это одно из главных отличий центрального банка от других финансово-кредитных учреждений, благодаря чему центральные банки в экономической литературе называют также эмиссионными.

Центральные банки возникают в экономике вследствие перехода на новый уровень товарно-денежных отношений. История центральных банков Европы началась в XVII в., с момента первого опыта эмитирования Банком Стокгольма (позднее - Банк обращения) в 1650 г. кредитных денег, выполнявших роль национальной денежной единицы шведского королевства.

Процесс концентрации эмиссионной деятельности, проявившийся в том, что: а) выпускаемые эмиссионными банками кредитные деньги приобрели характер универсального национального платежного средства; б) эмиссионная функция была монополизирована крупнейшими банками; в) законодательно были закреплены правила, процедуры эмиссии банкнот и требования к ее объему; а также изменение характера собственности эмиссионных банков, - привел к дальнейшему развитию центральных банков и приданию им нового статуса.

Придание эмиссионным банкам особого статуса потребовало и изменения их взаимоотношений с органами власти. Полученная как привилегия монополия на денежную эмиссию сопровождалась появлением у центрального банка определенных обязательств перед правительством. Однако степень независимости центрального банка от государства и уровень обязательств перед государством определяются в первую очередь отношениями собственности между государством и центральным банком. Исторически большая часть центральных банков создавалась как акционерные общества, обычно их капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды и Испания). Вместе с тем, если государство владеет лишь частью капитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка являются коммерческие банки (например, в США) и другие финансовые учреждения (как в Италии), оно играет ведущую роль в формировании органов управления центрального банка, что позволяет центральному банку выполнять функцию агента правительства и проводника государственной денежно-кредитной политики и работать в общенациональных интересах.

Содержание и форма взаимосвязей центральных банков с органами государственной власти существенно различаются в разных странах. Взаимодействия такого рода имеют две модели:

1) центральный банк выступает агентом министерства финансов и проводником его денежно-кредитной политики;

2) центральный банк не зависит от правительства, что обеспечивает ему самостоятельность в проведении денежно-кредитной политики без давления со стороны правительственных органов.

На самом деле в жизни работает промежуточная модель, в рамках которой используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным банком при определенной системе его независимости. В законодательстве лишь пяти стран: США, Германии, Швейцарии, Швеции и Голландии - предусмотрено прямое подчинение центральных банков парламенту. В большинстве стран центральные банки подотчетны казначейству или министерству финансов. Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность центральных банков перед парламентами. Так, Федеральная резервная система США (ФРС) представляет Конгрессу США отчет о своей деятельности два раза в год, а центральные банки Германии и Японии направляют отчеты в парламент своих стран ежегодно.

Для достижения главных целей, возложенных на центральные банки, они должны быть в определенной степени независимыми по отношению к исполнительной власти. Независимость подразумевает две ее формы: политическую и экономическую. Политическая независимость - это автономия (самостоятельность) центрального банка при установлении целевых ориентиров для денежной массы. Экономическая независимость - самостоятельность центрального банка в выборе инструментов денежно-кредитной политики.

В целом независимость определяется следующими факторами:

- независимостью от правительственных органов;

- личной независимостью членов органов управления центрального банка;

- юридическим статусом банка.

Степень независимости центрального банка по отношению к исполнительной власти в разных странах неодинакова. Считается, что наибольшей независимостью в проведении денежно-кредитной политики обладает Центральный банк Германии (Бундесбанк), чья независимость предусмотрена в Законе о Бундесбанке (1957). При выполнении стоящих перед ним задач Бундесбанк обязан поддерживать экономическую политику правительства, однако зависит от его указаний.

Довольно высокой степенью независимости располагает ФРС США - ее решения не подлежат ратификации президентом или правительственными структурами. Вместе с тем ФРС США несет ответственность перед Конгрессом США за проводимую ею денежно-кредитную политику.

Одним из наименее независимых центральных банков является Банк Англии. Взаимоотношения между ним и государством регулируются Законом о Банке Англии (1946), на основании которого банк стал государственным. В соответствии с этим Законом казначейство имеет право существенно влиять на деятельность Банка Англии. В области денежно-кредитной политики Банк Англии наделен только консультативной функцией и находится под контролем казначейства, которое уполномочено давать центральному банку рекомендации после предварительных консультаций с ним.

В странах, для которых традиционно характерны централизм и сильная политическая власть, центральный банк обычно юридически более зависим от правительства. В федеративных же государствах центральный банк пользуется гораздо большей самостоятельностью.

В идеале центральный банк должен быть достаточно независимым и влиятельным учреждением, которое, с одной стороны, осуществляет денежно-кредитное регулирование на основе закрепленных законом полномочий, с другой стороны, обеспечивает надежность и стабильное функционирование кредитно-банковской системы.

В процессе становления центральных банков возникало определенное противоречие между интересами экономики и интересами государства. Именно оно привело к законодательному закреплению экономической независимости центральных банков. Вместе с тем эмиссионные банки постоянно сталкивались с проблемой обеспечения стабильности денежного обращения. Диктуемая органами государственной власти денежная эмиссия, не подкрепленная потребностями и возможностями экономики, приводила к обесценению денег, инфляции и экономическим кризисам. Со временем были отработаны основные инструменты денежно-кредитной политики, которые позволяли гибко регулировать количество денег в обращении, стимулировать или сдерживать рост денежного предложения на рынке. Сегодня проведение денежно-кредитной политики и применение инструментов денежно-кредитного регулирования - одна из ключевых обязанностей центральных банков.

Между тем реализация денежно-кредитной политики возможна только при тесном взаимодействии центрального и коммерческих банков. Такое взаимодействие стало возможным благодаря эволюционному появлению у центрального банка функции "банка банков" и кредитора последней инстанции. Выполняя функцию "банка банков", центральный банк: обеспечивает хранение денежных средств коммерческих банков; обслуживает счета коммерческих банков, открытые в подразделениях центрального банка; предоставляет коммерческим банкам кредиты; принимает к учету выпущенные банками векселя; создает условия для эффективного функционирования банковской системы. Из функции "банка банков" постепенно возникла функция банковского регулирования и надзора. Однако сейчас эта функция в некоторых странах закреплена не за центральным банком, а за иными государственными институтами.

Таким образом, на центральный банк в современных условиях возлагается, как правило, выполнение следующих основных функций:

- организатора денежной эмиссии;

- банка правительства;

- хранителя золотовалютных резервов государства;

- проводника официальной денежно-кредитной политики;

- "банка банков";

- органа регулирования деятельности коммерческих банков и надзора за этой деятельностью финансовых рынков.

В России становление центрального банка также было обусловлено потребностями экономического развития. Современный Центральный банк Российской Федерации (Банк России) - орган государственного регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков; верхний уровень банковской системы; эмиссионный центр страны; финансово-кредитный институт, отвечающий требованиям цивилизованной рыночной экономики, обеспечивающий эффективное функционирование денежной системы, деятельность которого построена в соответствии с международными стандартами банковского дела и денежно-кредитного регулирования и ориентирована на удовлетворение нужд растущей экономики страны.

 

Последнее изменение: понедельник, 25 августа 2014, 18:26