При представлении текстового материала (буквенные обозначения, числительные, цитаты, ссылки, перечисления и т.п.) следует придерживаться определенных технико-орфографических правил.

При оформлении работ по специальности  «Ветеринария» авторам больше всего придется пользоваться словесно-цифровой и цифровой формой записи информации.

Определенные трудности авторы испытывают при записи числительных, которые бывают количественными (отвечают на вопрос « сколько?») и порядковыми (отвечают на вопрос « который?»). Наиболее распространенная ошибка при их записи — неправильное написание грамматических окончаний. Надо помнить, что окончания пишутся только после порядковых числительных. Например: 23-й, 33-й, в 98-м году, но: не 23-х проб, на 20-ти страницах, 3-х кг и т.д. Однозначные количественные числительные (от 1 до 9) пишутся словами («пять проб», но не «5 проб»; «на четырех животных», но не « ... на 4 животных»), в то же время в сочетании с сокращенными обозначениями единиц измерения — цифрами (5 см3, 6 т, 6 кг). Причем, после сокращений («см3», «т», «кг» и других) точка не ставится. Многозначные количественные числительные пишутся цифрами, но если абзац начинается с них — словами.

При перечислении однородных значений сокращенное обозначение единицы ставится только после последней цифры (2,5 и 6 кг; 8, 12 и 15% и т.д.). Того же правила следует придерживаться при указании величин с двумя пределами . Например: температура колеблется в пределах 37-40°С, но не 37°С-40°С). При указании пределов рекомендуется избегать оборота «от» и «до», заменяя его тире (-). Например: 5-10 дней, а не от 5 до 10 дней. В то же время между отрицательными величинами или между отрицательной и положительной, выражающие крайние пределы, ставить знак тире не допускается, поскольку тире (-) может быть принято за минус (-). В этих случаях предел следует указывать только предлогами от и до. Например: температура изменяется от – 2 до 5°С или от – 10 до – 20°С, но не: – 2-5°С или температура колеблется в пределах – 10-20°С. Иногда в подобных случаях положительные значения величин не указывают, что не является ошибкой (в нашем примере можно: от – 2 до 5°С или от – 2 до + 5°С). Так как в нашей стране принята только стоградусная шкала (по Цельсию), знак «С» при обозначении температур можно не использовать. Иногда рядом стоящие цифровые величины желательно отделять одну от другой точкой с запятой, особенно при их выражении в десятичных значениях. Например: суточный удой от каждой коровы в группе доярки Ивановой И.Д. составил 12,2, 11,1, 13,1, 12,4, 15,2 л и т.д. Целесообразней данный ряд числовых значений оформить следующим образом: 12,2; 11,1;13,1; 12,4 и 15,2 л и т.д.

В формах именительного и винительного падежей количественные числительные управляют существительными. Например: имеется шесть (им.п.) образцов (род.п.), провести шесть (вин.п.) опытов (род.п.). В остальных падежных формах числительные согласуются с ними. Например: до десяти проб (род.п.), к десяти образцам (дат.п.) и т.д. При дробных числах наименование согласуются с дробью. Например: 4,5 части, 1,5 часа, но: не 4,5 частей, 1,5 часов.

Порядковые числительные как однозначные, так и многозначные чаще пишутся словами, например первый, двадцать пятый, двухсотый. Исключение составляют случаи, когда их написание обусловлено традицией. Например: 1-я Конная, 1-я ударная армия и т.д. Порядковые числительные, входящие в состав сложных слов (числительное и прилагательное), пишут цифрами через дефис (-). Например: 10-процентный раствор, 3-тонный грузовик. В настоящее время все чаще используют форму без наращения падежного окончания, если контекст не допускает двояких толкований, например: 10% раствор, 3 т грузовик.

Порядковые числительные при записи арабскими цифрами имеют падежные окончания: а) одну букву, если они оканчиваются на две гласные, на «й» и на согласную букву; б) две буквы, если оканчиваются на согласную и гласную буквы. Например: четвертая — 4-я (не: 4-ая), десятый — 10-й (не: 10-ый или 10-тый), двадцатых — 20-х (не: 20-ых), в 99-м году (не: в 99-ом или 99-том году, пятого курса - 5-го курса (не: 5-ого курса). Но могут быть исключения. Так, числительные не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся. Например: на рис. 2, в табл. 3, в гл. 4. Грамматические окончания также не пишут после римских цифр (порядковые обозначения глав, разделов, веков, кварталов и т.д.). Например: глава V, раздел VI, ХХ век (не: глава V-я, раздел VI-й, XX-й век). При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз. Например: студенты 1 и 2-го курсов, 4 и 5-й групп (не: 1-го и 2-го курсов; 4-й и 5-й групп).

Одним из приемов, позволяющим в значительной мере уменьшить объем работы, является использование различного рода сокращений слов и словосочетаний, замены часто повторяющихся терминов аббревиатурами.

Наиболее часто сокращение производят следующими способами: 1) оставляют только первые (начальные) буквы слова (год — г., страница — с., часть — ч.); 2) оставляют часть слова, отбрасывая суффикс и окончание (ветеринарный — вет., клинический — клинич., научно — исследовательский — науч.-исслед., химический — хим.); 3) пропускают несколько букв в середине слова, вместо которых ставят дефис (институт — ин-т, университет — ун-т, температура — темп-ра). Последний прием употребляют чаще для тех слов, которые в тексте изменяются по падежам.

При сокращении слова его усеченная часть (сокращение) должна оканчиваться на согласную и, наоборот, не должна оканчиваться на гласную букву, «й», твердый и мягкий знаки.

Наиболее часто специалисты биологического профиля в работах используют следующие виды сокращений: а) буквенные аббревиатуры (начальные буквы полных наименований); б) условные графические сокращения по частям слов и начальным буквам.

Различают аббревиатуры общепринятые и вводимые автором.

Общепринятые аббревиатуры (начальные буквы полных наименований) в свою очередь делятся на читаемые: а) по названиям букв (ОРЗ, МГУ, США), б) по звукам, обозначаемым буквами (вуз). Первое упоминание аббревиатур, вводимых автором, в тексте указывается в круглых скобках, а в дальнейшем — без расшифровки. При большом числе подобных сокращений их расшифровку приводят также на отдельном листе (список основных сокращений), который чаще всего помещают в работе после титульного.

Условные графические сокращения отличаются от буквенных аббревиатур тем, что читаются полностью, сокращаются только на письме и пишутся с точками на месте сокращения. Они делятся: а) на общепринятые; б) принятые в специальной литературе, в том числе в библиографии (см. подраздел «Условные сокращения, применяемые в библиографических справках»).

Традиционно сложились определенные типы первых из них, которые чаще всего употребляются: а) после перечисления: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочее); б) при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни); в) при обозначении цифрами веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы); г) как территориально-географические понятия ( при индивидуальных названиях): г. (город), обл.(область), р-н (район), пос.(поселок), с. (село), оз. (озеро), р. (река); д) при наименовании ученых степеней, званий, должностей: асс. (ассистент), доц. (доцент), проф. (профессор), чл-кор. (член-корреспондент), акад. (академик).

Необходимо учитывать, что слова «и другие», «и тому подобное», «и прочее» внутри предложения не сокращают. Не допускаются сокращения слов «так называемый» (т.н.), «так как» (т.к.), «около» (ок.), «диаметр» (диам.)

Сокращения слов часто используются для обозначения специальных терминов или их символов, например: микробиологических и вирусологических — АЕ (антитоксическая единица), ТЦД50 (тканевая цитопатическая доза, вызывающая поражение 50% тканевых культур): химических — рН (показатель концентрации водородных ионов), F3 (трехзарядный положительный ион); процентных соотношений — % (процент), мг% (миллиграммов на 100 г вещества); стандартов, технических условий, кодексов — ТУ (технические условия), ВТУ (временные технические условия), КЗоТ (кодекс законов о труде); физических величин в единицах СИ — основных, дополнительных и их производных: м (метр), с (секунда), лк (люкс), Гр (грэй).

Рекомендуется не делать пробелов после сокращенных слов с точкой, поскольку точка в подобных случаях не свидетельствует о законченной мысли, а указывает на сокращенное слово, например: г.Кострома; р.Волга; т.2; с.13; ул.Магистральная, д.13, кв.13.

Инициалы пишут сокращенно прописными буквами через точку без пробелов между ними, например: А.С.Пушкин, П.И.Чайковский.

В работах для большей убедительности (подтверждения) своей точки зрения можно сослаться на высказывания других авторов, приводя их в форме цитат.

При этом необходимо придерживаться определенных требований:

1. Текст цитаты (в авторском написании, без искажений) заключается в кавычки (исключение: не выделяются научные термины, предложенные другими авторами).

2. Чтобы не исказить смысл материала подлинника, рекомендуется цитировать законченные предложения (от точки до точки). В подобных случаях цитата начинается с прописной буквы.

3. При частичном воспроизведении текста цитату можно представить в одном из вариантов:

а) с прописной буквы, если цитируемый текст берется после точки, например: Бессонов А.С. [21] отмечает: «Ухудшение ситуации по трихинеллезу свиней и человека, наблюдаемое в последние годы, вызвано резким изменением технологий содержания и кормления животных»;

б) после открывающих кавычек ставят отточие (три точки) и цитату начинают со строчной буквы, если она вводится в середину авторского предложения не полностью (опущены первые слова), например: Ковалева Н.В. [12] считает искоренение сальмонеллезной инфекции в птичьих стадах очень трудной задачей «... из-за двух факторов: сальмонеллы могут присутствовать в небольших количествах в кишечнике здоровых птиц, и ими в значительной степени загрязнена внешняя среда».

В ряде случаев при изложении материала возникает необходимость в использовании ссылок на номер рисунка, таблицы, страницы. В подобных случаях они пишутся сокращенно и без знака №, например: рис. 1, табл. 2, с. 12. Если указанные слова представлены в тексте без порядкового номера, то ссылки пишутся полностью, без сокращений, например: из рисунка видно, что ..., таблица свидетельствует, что ... и т.д. Если ссылку делают на другой раздел работы, то его обозначение заключают в круглые скобки, помещая впереди сокращения «см.»: например: (см. гл. 2, п. 2.1.1).

В работах довольно часто приводят перечисления (перечни), которые состоят из незаконченных и/или законченных фраз. Оформление их имеет некоторые особенности.

Перечисления с незаконченными фразами пишут со строчных букв и обозначают арабскими цифрами или строчными буквами с полукруглой закрывающейся скобкой. Если они состоят из отдельных слов или небольших фраз без знаков препинания внутри, то перечисления пишутся в подбор с остальным текстом и отделяются друг от друга запятой. Например:

Вторая фаза репродукции вирусов включает в себя пять стадий: 1) транскрипции, 2) трансляции иРНК, 3) репликации генома, 4)сборки вирусных компонентов, 5) выхода вируса из клетки.

При развернутой фразе (со знаками препинания внутри), перечисления чаще всего пишут с новой строки, отделяя друг от друга точкой с запятой. Например:

Современная классификация вирусов основывается на следующих критериях:

а) тип нуклеиновой кислоты (РНК или ДНК), ее структура (количество нитей);

б) наличие липопротеиновой оболочки;

в) стратегия вирусного генома;

г) размер и морфология вириона, тип симметрии, число капсомеров.

Перечисления, которые состоят из законченных фраз, пишут с абзацными отступами с прописной буквы и отделяют друг от друга точкой.
Например:

В зависимости от расположения в вирионе белки делятся на пять групп:

1. Капсидные белки. В вирионах сложных вирусов они выполняю только две-три функции — защита нуклеиновой кислоты, способность к самосборке и разрушению в ходе освобождения нуклеиновой кислоты. В вирионах простых вирусов их функции обычно более многообразны.

2. Белки вирусной суперкапсидной оболочки. Их роль сводится в основном к организации почкования вирионов, способности к самосборке, взаимодействию с мембраной чувствительных клеток, организации проникновения в чувствительную клетку и т.д.

Текст всех элементов перечисления должен быть грамматически подчинен основной вводной фразе, предшествующей перечислению.


Правильно:

Эта фаза включает в себя пять стадий: 1) транскрипции, 2) трансля­ции иРНК, 3) репликации генома, 4) сборки вирусных компонентов, 5)выхода вируса из клетки.


Неправильно:

Эта фаза включает в себе пять стадий: 1) транскрипция, 2) трансляция иРНК, 3) репликация генома, 4) сборка вирусных компонентов, 5) выход вируса из клетки.


Основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах или союзах (на, из, от, то, что, как и т.п.)


Правильно:

В зависимости от вида генетического материала вирусы под разделяются на две группы: а) РНК-содержащие, б) ДНК-содержащие.

В состав вирионов просто организованных вирусов входят: а) нуклеиновая кислота, б) белок.


Неправильно:

В зависимости от вида генетического материала вирусы под разделяются на: а) РНК-содержащие, б) ДНК-содержащие.

Вирионы просто организованнных вирусов состоят из: а) нуклеиновой кислоты, б)белка.


Последнее изменение: четверг, 7 мая 2020, 09:01