4.1 Детерминанты спроса

 

Объём спроса QD подвергается воздействию различных факторов, однако их влияние на спрос неоднозначно. Влияние цены данного товар на объём спроса представлено на рисунке 4 и отражено в законе спроса. Другие, неценовые факторы спроса, обуславливают изменения не в объёме (величине) спроса, а собственно в спросе. Эти изменения приведут не к движению по кривой спроса, а к сдвигу всей кривой спроса (рисунок 5).

Например, снижение цены на купальники модели “Odessa-beach” вызовет среди любительниц пляжного отдыха интерес и рост величины спроса. В случае, если цена останется прежней, то спрос на эти купальники будет сокращаться в межсезонье и возрастать в период летних отпусков.            

Рис 9Рис 10

              Рисунок 4                                                                               Рисунок 5


Основные детерминанты спроса

 1.Численность покупателей. Чем больше число потребителей, предъявляющих спрос на данный товар, тем выше спрос на него и наоборот.

  •  Снижение уровня рождаемости сокращает спрос на образование.

2. Доходы потребителей. В данном случае связь неоднозначная. Рост потребительских доходов вызовет одновременно рост спроса на товары, удовлетворяющие его потребности в наибольшей степени, и уменьшение спроса на товары, не способные сделать это, но приобретаемые ранее из-за доступной цены. Во многом эта детерминанта носит субъективный характер.

  • Потребитель – любитель рыбы по мере роста своих доходов будет продвигать свой спрос по цепочке: мойва — путассу — хек —треска — горбуша — судак — форель — сёмга — севрюга — осётр — белуга—. Снижение доходов вызовет обратный процесс.

3. Изменение цен на другие товары.

 а) изменение цены на товары-субституты. Товары-субституты, или взаимозаменяющие товары – это такие пары или группы товаров, которые для потребителя функционально равнозначны. В этом случае рост цены одного из них приведёт к росту спроса на другой и наоборот.

  • Рост цены на говядину вызовет увеличение спроса на свинину.

 б) изменение цены на товары-комплементы. Товары-комплементы, или взаимодополняющие товары – это такие пары или группы товаров, использование которых полностью или частично невозможно друг без друга. Следовательно, рост цены на один из них вызовет снижение спроса на другой и наоборот.

  • Снижение цены на ноутбуки приведёт к росту спроса на мышки.

 в) изменение цены на нейтральные товары. В данном случае нет сколько-нибудь закономерной взаимосвязи между ценой одного товара и спросом на другой.

  • Невозможно определить, каким образом рост цены на коллекцию шляпок от Филиппа Трейси отразится на спросе на укроп J.

4. Изменения вкусов и предпочтений покупателя. Эта детерминанта связана как с развитием НТП, так и с изменением индивидуальных и общественных предпочтений, модных тенденций, возрастными и статусными переходами из товародной субкультуры в другую и иными факторами.

  • Рост популярности здорового образа жизни повышает спрос на кроссовки и велосипеды; развитие различной вычислительной техники свело практически к нулю спрос на логарифмические линейки; молодой специалист, поступивший на работу в крупную компанию формирует свой спрос на одежду в значительной степени в соответствии с дресс-кодом этой компании.

5. Изменения в ожиданиях потребителей.

 а) изменения в ожиданиях наличия товара в торговой сети. Негативные ожидания такого характера приводят к расширению спроса на данный товар в соответствии с размерами кошелька потребителя и возможностями хранения товара.

 б) изменения в ожиданиях относительно цены на данный товар. Ожидание роста цены вызовет увеличение спроса на данный товар, а ожидание снижения цены – сокращение его до необходимого уровня потребления в каждый конкретный отрезок времени.

 в) изменения в ожиданиях относительно размеров дохода. Предстоящий рост доходов вызывает у потребителя опережающий рост спроса и наоборот.

Последнее изменение: среда, 29 апреля 2020, 10:24