ЛЕКЦИЯ 5. РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

 

5.1. Эффективное общение и дружелюбное общение

Как мы уже отмечали, помимо информационной, важнейшая функ­ция языка – коммуникативная: общение, установление и поддержание контакта между членами общества. Первые слова, которые мы выучива­ем на иностранном языке, – это именно контактоустанавливающие сло­ва: Здравствуйте!, До свидания!, Спасибо!, Пожалуйста!, Извините! Разрыв контакта, нежелание одной из сторон продолжать общение пре­рывает передачу информации.

Иногда общение (выражение симпатии, сочувствия, просто уста­новление или подтверждение контакта: «Я тебя слышу, я с тобой») ока­зывается важнее получения новых сведений.

Неслучайно сейчас в нашем распоряжении огромное количество учебной и популярной литературы, посвященной проблемам эффектив­ного общения. К сожалению, в большинстве из них эффективность об­щения понимается чересчур утилитарно, исключительно с точки зрения выгоды общения для партнера. Сами названия: «Как заводить знакомст­ва и оказывать влияние на людей», «Как стать хозяином положения (анатомия эффективного общения)», «Выиграть может каждый» и т. п. – наводят на мысль о том, что общение – это не диалог уважающих друг друга, позитивных собеседников, а состязание, в котором цель – выиг­рать, стать хозяином положения.

Под таким углом зрения целесообразно рассматривать деловую коммуникацию, прежде всего в бизнесе, и, возможно, коммуникацию политическую. Но общение людей не сводится только к оказанию влия­ния друг на друга для достижения практических целей.

Ежедневно мы вступаем в разговор с самыми разными собеседни­ками на бытовые, профессиональные, специальные (медицинские, соци­альные и т. п.) темы вовсе не с целью победить, убедить, подчинить се­бе оппонента. Значительную долю наших коммуникативных взаимодей­ствий с другими людьми – и долю совершенно необходимую для пси­хологического здоровья личности – составляет «бесцельное» свободное общение ради удовольствия, отдыха, обмена положительной энергией с хорошо знакомыми или порой вовсе не знакомыми людьми. Долгий ночной разговор на кухне не об обыденном, не о деньгах и бытовых ме­лочах, а о душе, о жизни, о судьбе – типично русский жанр общения. А «вагонные споры», многократно воспетые в современной рок – и бар­довской поэзии: когда «поезд идет, в окошке стемнело, и тянет погово­рить» (А. Макаревич), когда «Давай с тобой поговорим... Прости не знаю, как зовут...» (О. Митяев)? Здесь, конечно, сыграла роль и геогра­фическая протяженность России, опутанной железными дорогами, и купейная система, когда оказываются в замкнутом пространстве чужие друг другу люди и нечего им делать, кроме как разговаривать.

Но важнее всего то, что способность и тяга к свободному, не направленному на узкопрактическую цель общению, одна из тра­диционных и высоко ценимых черт русской языковой личности.

Русскому человеку всегда хотелось поговорить, и в современных условиях ему предоставляется для этого еще одна возможность – вирту­альное общение в Интернете.

Дружелюбный, ровный, бесконфликтный характер непрофессио­нального повседневного общения может намного облегчить нашу жизнь, наше настроение, самооценку и отношение к миру, тогда как коммуникативные столкновения, напряжение, необходимость нападать или защищаться в простейших ситуациях оказывает противоположное воздействие. Доброжелательный и вежливый человек способен нала­дить контакт с собеседником, даже если тот изначально настроен против него в силу личных предрассудков и стереотипов или просто из-за плохого настроения. Иногда хорошая коммуникативная а тмосфера создается за счет высказываний, стандартных для данной ситуации; иногда – через речевое творчество культурных говорящих, вкладываю­щих в свои слова немного больше дружелюбия, чем предполагает обычный этикет. Плохая коммуникативная атмосфера возникает при нежелании или неспособности говорящих выбрать соответствующую ситуации степень вежливости, а иногда и просто – промолчать, не выра­зить свои негативные эмоции, не выплеснуть недовольство, сдержать гнев там, где повышенная эмоциональность не требуется, чтобы защи­тить свои права.

5.2. Кооперативное и некооперативное поведение

Вот реальная ситуация. Директор крупной компании несколько раз в день обходил офисы сотрудников. Каждый раз, заходя и комнату, он приветствовал своих подчиненных: «Здравствуйте!» Как-то один из служащих поинтересовался: «Шеф! Почему вы это делаете? Мы ведь уже виделись». Руководитель объяснил: «Поскольку исторически слово “Здравствуйте!” – это пожелание здоровья, чрезмерным оно быть не может. Мне нетрудно и приятно пожелать вам здоровья “лишний” раз». И сотрудникам это тоже было приятно. Здесь мы имеем дело с ситуаци­ей коммуникативного выбора: приветствовать снова или не приветство­вать человека, с которым ты встречаешься несколько раз в день? Таких ситуаций, в которых мы не знаем точно, как было бы вежливо посту­пить, великое множество. При сомнениях следует выбирать наиболее кооперативный вариант поведения – тот, который «скажет» собесед­нику: Я готов к сотрудничеству. «Сотрудничество» здесь понимается в самом широком смысле слова: как общение, позитивное взаимодейст­вие, готовность адекватно реагировать на ситуацию. Известный амери­канский психотерапевт Эрик Берн – автор замечательной книги «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» – пишет: «Как вы говорите “Здравствуйте”? В этом вопросе заключен секрет многих религий (христианства, иудаизма, буддизма и др.). Но прежде всего в нем содержится один из принципов гуманизма. Правильно сказать «здравствуйте» – это значит увидеть другого человека, почувствовать как явление, воспринять его и быть готовым к тому, что у него будет адекватная реакция. Обнаруживают эту способность в высшей сте­пени те люди, которые обладают одной из высших драгоценностей мира настоящей естественной улыбкой. Она обычно возникает по­степенно, освещая все лицо, и длится недолго, но вполне достаточно, чтобы быть ясно увиденной. Исчезает она с таинственной медлительно­стью, как будто бы тает... Для того чтобы научиться говорить Здравст­вуйте, необходимо избавиться от «мусора», скопившегося у вас в голо­ве с тех самых пор, как вы прибыли из родильного дома. Но чтобы это­му научиться, могут потребоваться годы. Для того чтобы ответить на приветствие, также необходимо избавиться от мусора в своей голове. Могут потребоваться годы, чтобы научиться приветствовать человека, который идет вам навстречу и которо му вы должны ответить на его приветствие...»

Что же за «мусор» скапливается у нас в голове и мешает доброже­лательно общаться? Проанализируем один пример. В переполненном салоне троллейбуса или маршрутного автобуса мы протискиваемся к двери: некоторые делают это молча, некоторые пользуются этикетными формулами: Вы будете выходить? Давайте поменяемся (местами). Разрешите (пройти), пожалуйста. Простите, вы позволите? «Молчу­ны» в данном случае руководствуются одним из самых вредных комму­никативных факторов – обычной ленью. Им проще протолкнуться через толпу, чем попросить, спросить, извиниться. Вот он – «мусор» в обще­нии. Те же «молчуны» в ответ на вопрос «Вы выходите?» не разожмут губы, отделаются легким кивком, не поворачивая головы к спросившему, пренебрегая стоящим рядом человеком, заставляя его чувствовать себя назойливым.

Иначе как некооперативным такое поведение не назовешь: во-первых, оно хуже решает коммуникативную задачу, чем нормальный ответ на вопрос (часто оказывается трудно понять: кивнул человек или помотал головой – и вообще, к тебе ли относилось это неопределенное движение); во-вторых, у пассажира, задавшего вопрос, возникают не­нужные негативные эмоции.

Желание эффективно организовать речевое взаимодействие для достижения своих целей вполне оправдано. Для этого и разработаны разнообразные тактики переговоров, делового общения, слушания и т. д. Для успешной коммуникации требуется знание некоторых общих принципов общения, конкре тных приемов и соз нательная тренировка навыков эффективного слушания, аргументации, использования невер­бальных средств коммуникации.

 

 

 

5.3. Общие принципы коммуникации

Среди общих принципов, обеспечивающих успех коммуникации, важнейшими являются два, сформулированные американскими лин­гвистами второй половины XX века в рамках теории речевых актов (иначе называемой «Слово как действие» – по работе одного из осново­положников теории Дж. Остина). Это принцип кооперации и принцип вежливости.

Принцип кооперации указывает на необходимость собеседников относиться к общению как к сотрудничеству, вносить в него добросове­стный вклад. Он заставляет нас задуматься не только над тем, что имен­но нам говорят, но и над тем, как и, главное, зачем нам это говорят, т. е. помогает разглядеть коммуникативную цель собеседника. Амери­канский лингвист Г. Грайс, сформулировавший этот принцип, утвер­ждал: «...От всякого, кто стремится к достижению конечных целей ре­чевого общения / коммуникации (это может быть передача и получение информации, оказание влияния на других и подчинение себя чьему-то влиянию и т. п.), ожидается, что он заинтересован в этом общении; ре­чевое общение, в свою очередь, может быть выгодно и полезно только при условии, что соблюдается принцип кооперации...»

Принцип кооперации состоит из нескольких правил, которые называются также «мАксимы Грайса»:

1. Правило количества: давайте нужное количество информации. Ваш информационный вклад в разговор должен быть не большим и не меньшим, чем требуется.

Правило качества, старайтесь сделать ваш вклад в разговор правдивым. Не говорите того, что вы считаете лживым. Не говорите то­го, чему у вас недостаточно свидетельств.

Правило релевантности, говорите то, что имеет отношение к теме разговора, будьте последовательны.

Правило способа выражения: избегайте двусмысленности и не­определенности, говорите коротко и упорядоченно.

Следует отметить, что максимы Грайса углубляют представления о традиционных критериях речевой культуры (правильности, точности, уместности, выразительности, лаконичности), хотя и нетождественны им: это не только правила культуры речи, но и эстетические, нравствен­ные, социальные постулаты.

Правила Грайса - это прежде всего защита прав адресата, слу­шающего. Однако в реальном речевом общении (и в разговорной речи, и в художественном тексте) максимы Грайса нарушаются. Относитель­ность максим Грайса обусловлена во многом тем, что нельзя устанавли­вать правила речевого общения в одностороннем порядке, понимать их только как защиту прав адресата. По мнению известного лингвиста Н.Д.Арутюновой, многое дурное в языке (например, грубые, бранные слова, штампы и др.) лежат на совести не только говорящего, но и слу­шающего.

Так, склонность ораторов к проявлению речевой агрессии прово­цируется склонностью их аудитории к внушению. Нередко современ­ный оратор вполне сознательно делает «установку на внушение»: По­литику нужно иметь лицо и уметь говорить! Я способен овладевать аудиторией - не каждому это дано. Я завораживаю зал - люди хлопа­ют на каждую хорошую фразу (В. Жириновский).

Однако несмотря на внушаемость современной аудитории и от­дельных адресатов, им во всё большей степени свойственны и критич­ность восприятия, и осознание стратегий манипулирования обществен­ным сознанием, понимание того, что «с нами что-то делают при помо­щи речи».

Правило релевантности помогает нам интерпретировать косвен­ные высказывания, например:

А.: У меня в комнате была коробка с конфетами.

В.: Дети заходили к тебе после обеда.

На первый взгляд, говорящий А. сделал утверждение. Но Б. совер­шенно правильно задумался о том, почему это утверждение сделано, и пришел к выводу, что по сути оно являет собой вопрос: Куда пропала коробка? Отвечает Б. так же косвенно, как А. «спрашивает», намекая на причастность детей к исчезновению конфет. А., учитывая кооперативность Б. и используя правило релевантности, поймет высказывание со­беседника правильно.

Нарушения правила релевантности используются как способ резко прервать коммуникацию (1) или в целях речевой игры (2):

У меня в комнате была коробка с конфетами. Я опаздываю.

Преподаватель: – Кого сегодня не было на занятиях? Староста: Джорджа Вашингтона и Льва Толстого.

Принцип вежливости включает такие правила:

Правило такта: уважайте границы личной сферы собеседника. Например, из возможных способов выражения побуждения выбирайте тот, в котором подчеркивается выгода для собеседника: сформулируйте побуждение не как команду, а как совет.

Правило великодушия: из возможных способов выражения вы­бирайте тот, в котором минимизируется ваша личная выгода. Не обре­меняйте собеседника, не вынуждайте его связывать себя обещаниями, клятвами, не требуйте извинений и покаяний.

Правило одобрения: больше хвалите собеседника, будьте пози­тивны в своей оценке собеседника, других людей, мира. Однако будьте и сдержанны в оценочных суждениях: если ваша оценка (положитель­ная и отрицательная) того или иного предмета не совпадает с оценкой собеседника, это создает трудности в коммуникации.

Правило скромности: меньше хвалите себя и тактично отказы­вайтесь от похвал в свой адрес. Ваши высказывания должны содержать объективную – не завышенную, но и ни в коем случае не заниженную (см. ниже о принижающе-уступчивом общении) – самооценку.

Правило согласия: выражайте согласие с собеседником, мини­мизируйте несогласие. Не вставайте в оппозицию к собеседнику без веских оснований. Умейте отказаться от конфликта в пользу решения более серьезной задачи - сохранения коммуникации.

Правило симпатии: выражайте симпатию к собеседнику, мини­мизируйте антипатию. Будьте благожелательны. Не будьте неблагоже­лательны, не будьте безучастны.

Правило такта иногда называют правилом обратной вежливости: вежливость, вложенная в побудительное высказывание, обратно про­порциональна выгодности для адресата того действия, к которому его побуждают. Так, пожелание Отдыхай хорошо! и формула угощения Съешь еще конфетку – требуют гораздо меньше вежливости, чем за­прещения Не ставь сюда свою сумку и просьбы типа Почисти картош­ку.

Преподаватель в школе и университете скажет: Откройте тетра­ди, запишите тему занятия..., и никто не обвинит его в недостаточной вежливости, в том, что он забыл слово пожалуйста. Ведь эти действия – к выгоде студентов.

Но если преподаватель хочет попросить что-то, выходящее за рам­ки учебной деятельности, за пределы обычных обязанностей студента, то он вложит в свое побуждение больше вежливости: Принесите, по­жалуйста, мел или Вы не могли бы сходить на кафедру и предупредить лаборанта, чтобы, если для меня принесут курсовые работы, она сло­жила их на столе?

Принцип кооперации и принцип вежливости взаимодействуют.

Согласие выполнить чью-то просьбу или распоряжение не нужда­ется в обосновании, тогда как отказ требует объяснения причин, ср. 1. и 2.:

Ты поможешь мне накрыть на стол? Хорошо. Этот ответ не нуждается в пояснении, например: «...потому что у меня есть свободное время».)

Ты поможешь мне накрыть на стол?

Ты не управишься сама, а? Мне еще надо пропылесосить комна­ту.

(Ответить просто «нет» в данном случае было бы грубо.) Иногда принцип кооперации и принцип вежливости могут конфликтовать. Так, в парикмахерской, формулируя свои представления о новой прическе в форме вопросов Можно ли сделать так-то и так-то? А что, если...?, вы следуете правилам, составляю­щим принцип вежливости. Но если в этих высказываниях выражаются уже принятые вами, совершенно определенные решения, то вопроси­тельная форма нарушает правило количества информации. Мастер при­нимает за сомнения иди просьбу о совете то, что фактически является уже информацией к исполнению.

Сравним также два способа отдать распоряжение подчиненному:

Мне бы хотелось, чтобы вы сделали X;

Нужно, чтобы вы сделали X. Первая фраза нарушает правило количества. Требуемое действие представляется как личное желание говорящего, а не как «производ­ственная необходимость». Второе высказывание построено правильно: оно понимается именно как распоряжение.

 

5.4. Основные тактики общения

Помимо указанных принципов, полезно знать основные тактики

общения:

понимающее общение;

принижающе-уступчивое общение;

директивное общение;

защитно-агрессивное общение.

Основными условиями эффективности любого практического об­щения являются умения и навыки человека в использовании так назы­ваемых понимающих и директивных приемов реагирования при взаи­модействии с другими людьми. Основными причинами неэффективно­сти любого общения являются склонности и привычки человека прибе­гать во взаимодействии с собеседником к принижающе-уступчивой и защитно-агрессивной формам поведения как неадекватным заместите­лям понимающего и директивного общения.

Понимающее общение - это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание собеседника и проявление уважения к его личности в форме неоценочных реакций на его высказывания и эмоциональные состояния.

Принижающе-уступчивое - это целенаправленное взаимодейст­вие, ориентированное на понимание собеседника, но содержащее реак­ции неуместного принижения своих чувств, стремлений и целей, а так­же неоправданные уступки собеседнику.

Директивное общение - это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание прямого психологического воздействия на человека для достижения своих целей и состоящее из реакции, выра­жающих собственные оценки, стремления и цели. Эти цели как в лич­ной жизни, так и в профессиональной деятельности могут в широком смысле состоять в достижении взаимовыгодных соглашений с партне­ром, в психологическом воздействии на него, в отстаивании своих инте­ресов в условиях разногласий и конфликтов или в собственной защите от агрессивных нападок и угроз со стороны собеседника.

Защитно-агрессивное общение - это целенаправленное взаимо­действие, ориентированное на оказание прямого психологического воз­действия на собеседника для достижения своих целей, но осуществляе­мое в такой форме, которая может унизить его чувство собственного достоинства.

Понимающий стиль общения включает следующие установки:

1. Установка на понимающее реагирование, т. е. ориентация на систему отсчета собеседника, а не на свою собственную; осознанное стремление реагировать на мысли и чувства партнера по общению с це­лью увидеть мир его глазами; способность понимать и предсказывать реакции собеседника, ставя себя на его место.

 

Понимающее реагирование не означает согласия со всем, что ска­жет партнер, оно является проявлением нашей непредвзятости, помога­ет собеседнику раскрыться, ощутить доверие к нам и желание взаимо­действовать. Такое реагирование намного эффективнее оценивающего реагирования, но встречается гораздо реже его.

Установка на приятие личности собеседника, на проявление уважения к нему, вне зависимости от его достоинств и недостатков; признание его права быть таким, каков он есть; умение создать для него «климат безопасности».

Установка на согласованность своего поведения с поведением собеседника, т. е. искренность в общении; допуск собеседника к «обме­ну доверием», разрешение в некоторой степени заглянуть «внутрь се­бя». Конечно, выполнение этой установки в общении со всеми людьми во всех жизненных ситуациях невозможно, а порой и нежелательно. Но она жизненно важна в тех случаях, когда партнеры действительно хотят понять друг друга и стремятся к развитию взаимоотношений.

Понимающее реагирование включает:

простые фразы, подтверждающие контакт с собеседником (верно, да-да, так-так и т. п.);

перефразирование мыслей и чувств собеседника, выраженных от­крыто (чтобы сообщить ему, что мы понимаем, о чем он говорит, или чтобы проверить нашу интерпретацию сказанного им);

выяснение скрытых или даже неосознанных мыслей и чувств со­беседника (предполагающее внимательное отношение к интонациям, паузам в разговоре, мимике и жестам говорящего);

подбадривание собеседника, заверения в своем сочувствии;

понимающее молчание и ободряющие невербальные реакции (по­глаживание по плечу, сочувственный кивок, изумленно раскрытые глаза и т. п.);

вопросы с точки зрения собеседника, проясняющие его точку зре­ния (Значит, вы считаете, что... Я правильно понимаю?) или «зонди­рующие» его чувства (Вас это сильно тревожит, да?).

Для говорящего, принявшего понимающий стиль общения, очень важно не стать простым зеркалом партнера. Нужно выбрать пра­вильный баланс между сочувственным реагированием и «подталкива­нием» разговора, чтобы не произошло того, что психологи называют «зацикливанием» на одной и той же теме. Сказанное партнером надо не просто повторять, но углублять, прояснять, развивать, Необходимо пра­вильно определить глубину, или силу, реагирования и его время: наши реакции не должны запаздывать, но и не должны нарушать поток раз­мышлений партнера.

 

Еще одно правило понимающего общения – следует избегать сте­реотипных реакций, использования одних и тех же сигналов понимания и сочувствия снова и снова. Постоянное повторение стандартных ввод­ных фраз типа Значит, вы полагаете, что... или подтверждений контак­та Я вас слушаю внимательно лишает вас доверия собеседника: он на­чинает подозревать, что вы играете с ним в какую-то игру либо разгова­риваете механически, не вникая в суть дела.

Не получится ли так, что при понимающем общении мы «утратим себя», не реализуем своих коммуникативных целей? Нет, если мы будем четко осознавать границу между поведением понимающим и при-нижающе-уступчивым. В большинстве ситуаций, когда нам надо дос­тигнуть взаимопонимания с другим человеком, понимающее общение при правильном (подкрепленном тренировкой) использовании является: самым эффективным. Но, безусловно, это не универсальная тактика. Есть случаи, когда мы должны прибегать к директивному общению.

Директивный стиль общения основывается на следующих уста­новках:

Установка на открытое поведение, активные действия по дости­жению своих целей. Когда вы ведете себя директивно, вы прямо и ясно выражаете свои намерения, аргументы и оценки, позволяете собеседни­ку узнать, к чему вы стремитесь, четко формулируете свои позиции, за­щищаете свои права, свои убеждения. Это позволяет вашему собесед­нику четко представить себе вашу позицию и освобождает его от необ­ходимости домысливать ваши слова; лишает ситуацию неопределенно­сти

Установка на прямой и открытый отказ выполнить действия, ко­торые с вашей точки зрения не служат вашим значимым интересам и целям или которые кажутся вам неприемлемыми этически либо по дру­гим причинам. Но директивность не подразумевает эгоистичности, иг­норирования интересов других людей. Директивность только подразу­мевает, что вы не игнорируете своих интересов в угоду другим, умеете сказать «нет», если это требуется.

Установка на эффективную и решительную защиту себя от аг­рессивного поведения партнера по общению и личных нападок (угроз, критики, оскорблений); способность защищать себя без того, чтобы са­мому становиться враждебным или защитно-агресси вным по отноше­нию к оппоненту.

4.Установка на достижение своих целей во взаимодействии с
партнером, с учетом его интересов и потребностей. Эта установка пред
­
полагает контроль за своим эмоциональным состоянием, стремление

 

связать свои цели с целями собеседника, отказ от оценочных высказы­ваний в пользу «объективных», неоценочных.

Так, директивная критика ошибки, допущенной собеседником, не содержит принижения его личности, в отличие от защитно-агрессивной критики, ср.: Ты все время опаздываешь, когда мы встречаемся. Для меня это неудобно. Мы этот вопрос уже обсуждали, и я категориче­ски требую, чтобы ты приходил вовремя (директивная реакция) и Ты все время опаздываешь. Как можно быть таким безответственным и ненадежным человеком? Тебе невозможно доверять. Если еще раз опо­здаешь, я больше с тобой не буду ни о чем договариваться (защитно-агрессивная реакция).

Следует помнить:

любой вопрос можно сформулировать в оценочной и неоценоч­ной форме, ср.: Что я забыл купить? (неоценочная форма) и Судя по твоему лицу, я все сделал не так. Что это такое важное я забыл ку­пить, что ты так недовольна? (оценочная форма);

любую критику можно отнести к данной конкретной ситуации или распространить (оправданно или неоправданно) на человека в це­лом, ср.: 1) В вашем отчете мало цифровой информации. Он не дает представления о результатах деятельности отдела и 2) У вас абсо­лютно неорганизованный ум. Вы, как обычно, не позаботились снаб­дить отчет цифровой информацией. Для вас вообще характерна такая расплывчатость, недопустимая для менеджера высшего звена.

Неоценочная форма вопроса и критика, направленная на конкрет­ную ситуацию, более эффективны, не вызывают лишней агрессии или защитной реакции со стороны адресата.

В директивной форме могут быть выражены совет, предложение, разъяснение, предупреждение, убеждение, принуждение, директивный вопрос - вопрос, задаваемый не с позиции собеседника (для прояснения его точки зрения), а с собственной позиции - для того, чтобы перевести разговор на другую тему, вызвать у собеседника сомнение в его точке зрения, направить его мысли в русло, необходимое нам.

Директивная тактика может сочетаться с понимающей даже в пределах одной реплики: Понимаете, я бы предпочел действовать по-другому при решении этой проблемы. Однако мне хотелось бы полнее услышать о вашем подходе, который по ряду позиций отличается от моего. Высказывая таким образом несогласие с собеседником, вы вы­ражаете эффективную директивную реакцию (прямое неоценочное за­явление своей позиции) и одновременно понимающую (проявление ин­тереса к точке зрения партнера).

 


Последнее изменение: среда, 14 ноября 2018, 11:29