4. Структура олигополистического рынка. Модель Курно.

Олигополия является одной из самых распространённых моделей рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, машиностроение, электроника и другие имеют именно такую структуру.

Наиболее заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится настолько большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий. Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где четыре крупнейшие фирмы производят более половины всей выпускаемой продукции.

Главной причиной формирования олигополии является экономия от масштабов производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию на затратах и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими. Количество фирм в олигополистической отрасли определяется следующими факторами:

    - высокая стоимость производства;

    - небезграничная ёмкость рынка.

Существует много моделей олигополии, но ни одну из них нельзя считать универсальной. Огромную роль здесь играет субъективный фактор, т.е. характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами. В этом состоит уникальная особенность олигополии. При всех других типах рынков значение субъективной политики фирм-конкурентов невелико, только на олигополистическом рынке решение каждого из немногочисленного круга фирм-олигополистов непосредственно сказывается на всех остальных и на отрасли в целом.

Основные закономерности поведения фирмы на олигополистическом рынке отражены в анализе дуополии, т.е. простейшей олигополистической ситуации, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы.

Главная особенность моделей дуополии состоит в том, что выручка и, следовательно, прибыль, которую получит фирма, зависит не только от её решений, но и от решений фирмы-конкурента, заинтересованной в максимизации своей прибыли.

Первая модель дуополии была предложена французским экономистом А. Курно в 1838 году. Центральным моментом теории Курно является понятие равновесия на дуополистическом рынке. Под равновесным понимается такое сочетание объёмов выпуска каждой из фирм, при котором ни у одной из них нет стимулов для изменения своего решения: прибыль каждой фирмы максимальна при условии, что конкурент сохранит данный объём выпуска (равновесие Курно)

 

Последнее изменение: четверг, 18 июня 2015, 21:06