Аннотация Модульная единица 8 Рыночные модели монополистической конкуренции и олигополии
Аннотация. В данной лекции изучаются две основные модели несовершенной конкуренции – олигополия и монополистическая конкуренция. Исследуются условия возникновения, особенности этих рыночных структур, рассматриваются их основные модели, а также факторы эффективности. Оценивается отрицательное влияние несовершенной конкуренции на экономику страны. Равновесие монополистического конкурента в коротком и длительном периодах. Неценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция и осуществление рекламной деятельности. Плата за дифференциацию продукта. Сравнение монополистической и совершенной конкуренции. Стратегии поведения олигополистов. Олигополистические ценовые войны. Картель. Ломаная кривая спроса на продукцию олигополиста. Ценообразование по принципу «лидерство в ценах». Ценообразование, ограничивающее вход на рынок.
Ключевые слова. Несовершенная конкуренция. Дифференциация продукта. Патиентная стратегия конкурентной борьбы. Однородная и дифференцированная олигополия. Входные барьеры для вступления в отрасль. Эффект масштаба. Дуополия. Модель Курно. Ломаная кривая спроса. Картель. Лидерство в ценах. Ценообразование по принципу «издержки плюс». Дифференциация продукции. Неценовая конкуренция.
Цель изучения модульной единицы – всесторонне рассмотреть механизм несовершенной конкуренции на примере олигополии и монополистической конкуренции, раскрыть основные характерные черты этих моделей и их разновидностей, условия возникновения, факторы эффективности, особенности ценообразования и степень влияния на экономику страны.
Задачи изучения модульной единицы: раскрыть механизм функционирования основных моделей несовершенной конкуренции, изучить основные их виды, изучить ценовое поведение предприятий – несовершенных конкурентов, раскрыть основные факторы и условия эффективности этих рыночных структур.