Качество продукции является мерой учета совокупных требований к продукции как к средству производства или предмету потребления в отношениях изготовителей и потребителей на всех этапах ее обращения в соответствии с потребностями каждого конкретного общества. Следовательно качество продукции является мерой ее «совершенства», проявляющегося в полезных свойствах, совокупность и значение которых отражают сформировавшиеся требования общества к ней как способу достижения определенных потребностей.

Управление качеством продукции — одна из сторон управления производством. Согласно ГОСТ 15467 управление качеством продукции — действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Управление качеством — это воздействие на процесс создания и эксплуатации в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества.

Предметом «Управления» являются организационно-экономические отношения в системе менеджмента качества, составляющие основу управления качеством продукции на предприятии.

Объектом выступает система управле­ния качеством продукции предприятия.

Принципом управления качеством является выработка управляющих решений  и формирование управляющих воздействий на факторы и условия способствующие повышению и качества продукции. При этом основная функция управления — определение управляющего решения, реализация которого выполняется путем составления конкретных мероприятий, раскрывающих содержание работ по данной функции.

Особенности управления качеством:

−    действия по управлению качеством должны осуществляться на всех этапах жизненного цикла продукции

−    длительная продолжительность цикла от начала формирования качества до его реализации (растянутость во времени процесса управления качеством)

−    уровень отдельных показателей качества изделия при переходе от одного этапа жизненного цикла к другому имеет тенденцию к снижению (исследование — разработка — изготовление — эксплуатация).

−    динамизм качества продукции как объекта управления (постоянное изменение уровня качества под воздействием различных факторов в процессе производства и в эксплуатации)

−    иерархическую систему свойств структуры качества продукции представляет, в которой свойства каждого предыдущего уровня определяются более простыми свойствами последующих уровней.

−    качество продукции является вероятностной системой свойств, в которой взаимодействие составляющих частей не может быть точно предопределено, т.к. изменение воздействия факторов, влияющих на отдельные свойства и в целом на качество, заранее предопределить трудно.

−    необходимости дополнительных усилий и затрат на поддержание уровня качества технических изделий в сфере эксплуатации.

Качество продукции — совокупность ряда свойств продукции, обуславливающих ее способность удовлетворять определенные потребности. Показатель качества (количественной характеристикой одного или нескольких свойств продукции). Качество каждого вида продукции характеризуется своим перечнем показателей, зависящим от назначения продукции. Показатели качества как правило выражают в специальных единицах (кг, %, балл и т.д.).

Существуют единичные показатели качества, которые характеризуют одно из свойств продукции и комплексные, характеризующие несколько свойств продукции. Комплексные как привило связаны с единичными показателями функциональной зависимостью.

Разновидностью комплексного показателя является интегральный который определяет оптимальную совокупность свойств продукции с экономической точки зрения.

Также базовый показатель качества продукции, принятый за основу при ее сравнительной оценке.

 

Метрологическое направление, изучающее теорию и практику измерений качества, в том числе продуктов животного происхождения носи название квалиметрия.

Для измерения свойств, определяющих качество, используют специализированные измеряемые величины — показатели качества, который можно разделить на двенадцать видов:

−    показатели назначения;

−    показатели надежности;

−    показатели экономного использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов;

−    эстетические показатели;

−    эргономические показатели;

−    показатели технологичности;

−    показатели транспортабельности;

−    показатели стандартизации и унификации;

−    патентно-правовые показатели;

−    экологические показатели;

−    показатели безопасности;

−    обобщенные показатели эффективности использования продукции.

В зависимости от цели оценки, в качестве базовых значений можно использовать различные показатели качества:

−    показатели нормативной документации но продукцию;

−    показатели перспективных образцов, найденные опытным или теоретическим путем (опережающее качество);

−    показатели качества зарубежных аналогов;

−    показатели качества, достигнутые в некотором предыдущем периоде.

Методы определения значений показателей качества можно
классифицировать по способу получения информации и по источникам получения информации.

По способам получения информации выделяют следующие методы определения качества

−    измерительные,

−    органолептические,

−    расчетные

−    регистрационные.

В зависимости от источнику получения информации методы оценки качества выделяют:

−    лабораторные (традиционные),

−    экспертные,

−    социологические.

Процедура, которая заключается в проверке соответствия объекта контроля установленным требованиям нормативной и технической документации с использованием известных методов (измерительного, органолептического и регистрационного) носит название технический контроль, назначением которого является выявление дефектов и брака,

Объектами технического контроля являются продукция, оборудование и процессы.

Технический контроль можно классифицировать по нескольким признака:

а) по этапам производственного процесса:

−    входной

−    текущий

−    операционный

−    приемочный

−    инспекционный

б) по способу проведения

−    активный

−    пассивный

в) по влиянию на объект

−    разрушающий

−    неразрушающий

г) по средствам и методам контроля

−    измерительной

−    регистрационный

−    органиолептический

Основным назначение технического контроля качества продукции является выявление и отделение качественной продукции от некачественной. После того как завершен технологический процесс, качество продукции не может быть изменено в результате контроля, а может быть зафиксировано действительное положение, т.е. процент брака.

На всех по производству и переработке продукции животного происхождения важным является решение вопроса о повышении качества выпускаемой продукции. Для решения этого вопроса важным является не только контроль качества, но и выявление причины появления некачественной продукции. В этом случае применяют статистические методы анализа возникновения некачественной продукции с целью разработки технических и управляющих мероприятий по предупреждению или сокращению недоброкачественной продукции. Наиболее часто используют методы составление контрольных карт предупредительного контроля; построение диаграммы Парето; построение диаграммы Исикавы.


Последнее изменение: вторник, 29 января 2019, 10:39