Предмет, методы и задачи дисциплины. Законодательные основы технического регулирования
Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании», принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:
− применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
− соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
− независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;
− единой системы и правил аккредитации;
− единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
− единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
− недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
− недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации;
− недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;
− недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
− недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Основным документом системы технического регулирования является технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.
Технический регламент должен содержать обобщенные и (или) конкретные требования к характеристикам продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению.
В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).
Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями.
Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.
Для разработки проектов технических регламентов в качестве основы полностью или частично могут быть использованы международные стандарты или национальные стандарты.
Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность (независимо от способов обеспечения безопасности, использованных изготовителем).
Ветеринарно-санитарными и фитосанитарными мерами могут предусматриваться требования к продукции, методам ее обработки и производства, процедурам испытания продукции, инспектирования, подтверждения соответствия, карантинные правила, в том числе требования, связанные с перевозкой животных и растений, необходимых для обеспечения жизни или здоровья животных и растений во время их перевозки материалов, а также методы и процедуры отбора проб, методы исследования и оценки риска и иные содержащиеся в технических регламентах требования.
Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры разрабатываются и применяются на основе научных данных, а также с учетом соответствующих международных стандартов, рекомендаций и других документов международных организаций в целях соблюдения необходимого уровня ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, который определяется с учетом степени фактического научно обоснованного риска. При оценке степени риска могут приниматься во внимание положения международных стандартов, рекомендации международных организаций, участником которых является Российская Федерация, распространенность заболеваний и вредителей, а также применяемые поставщиками меры по борьбе с заболеваниями и вредителями, экологические условия, экономические последствия, связанные с возможным причинением вреда, размеры расходов на предотвращение причинения вреда.
В случае, если безотлагательное применение ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер необходимо для достижения целей ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, а соответствующее научное обоснование является недостаточным или не может быть получено в необходимые сроки, ветеринарно-санитарные или фитосанитарные меры, предусмотренные техническими регламентами в отношении определенных видов продукции, могут быть применены на основе имеющейся информации, в том числе информации, полученной от соответствующих международных организаций, властей иностранных государств, информации о применяемых другими государствами соответствующих мерах или иной информации. До принятия соответствующих технических регламентов в случае, установленном настоящим абзацем, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры должны применяться с учетом соответствующих экономических факторов — потенциального ущерба от уменьшения объема производства продукции или ее продаж в случае проникновения, закрепления или распространения какого-либо вредителя или заболевания, расходов на борьбу с ними или их ликвидацию, эффективности применения альтернативных мер по ограничению рисков, а также необходимости сведения к минимуму воздействия вредителя или заболевания на окружающую среду, производство и обращение продукции.
Система технического регулирования в Россий Федерации настоящее время имеет международный характер в связи с подписанием Договора о создании Таможенного союза (ТС). В эту международную организацию первоначально вошли Казахстан, Россия (с 1 июля 2010 года) и Беларусь (с 6 июля 2010 года). Регулирующим органом организации стала Комиссия ТС.
Техническое регулирование в рамках международной организации ТС осуществляется согласно принятым Комиссией нормативно-законодательных документов.
В 2010 г. создается ТС и принимается Соглашение, утверждается график разработки первоочередных регламентов. За основу берутся ТР, действующие в странах-участницах ТС: Россия, Беларусь, Казахстан.
В конце 2011 — решением Президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан как единый постоянно действующий регулирующий орган ТС и Единого экономического пространства создана Экономическая Комиссия которая имеет статус наднационального органа управления. Организация не подчинена какому-либо из правительств трех стран. Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории стран — членов ТС.
На сегодняшний день в состав ТС кроме Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь входяи Армения (с 10 октября 2014 года), Киргизия (с 1 мая 2015 года) с возможностью присоединения других стран. Кандидатами на членство являются Таджикистан, Сирия и Тунис, которые официально объявили о своем намерении вступить в ТС
Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также выработка предложений по дальнейшему развитию интеграции. ЕЭК передаются полномочия упраздняемой Комиссии ТС.
В настоящее время действуют Международные договоры в области технического регулирования среди которых: Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер; Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации; Соглашение о применении Единого знака обращения продукции на рынке государств — членов ЕврАзЭС; Соглашение о создании информационной системы Евразийского экономического сообщества в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер; Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территории Таможенного союза; Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе» были утверждены:
− Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому контролю
− Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору) на таможенной границе и таможенной территории
− Единая форма документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров)
− Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля)
Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе» утвеждены:
− Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)
− Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза
− Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)
− Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)
− Единые формы ветеринарных сертификатов
За время существования системы технического регулирования ТС принято и вступило в силу 34 технически регламента, среди которых часть относится к продукции так или иначе касающейся сферы деятельности ветеринарных специалистов:
− ТР ТС 015/2011 "О безопасности зерна"
− ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции"
− ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки "
− ТР ТС 023/2011 "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей "
− ТР ТС 024/2011 "Технический регламент на масложировую продукцию"
− ТР ТС «О безопасности молока и молочной продукции»
− ТР ТС «О безопасности мяса и мясной продукции»
Кроме того в плане разработке технических регламентов ТС включены:
− ТР ТС О безопасности рыбы и рыбной продукции
− ТР ТС О безопасности кормов и кормовых добавок
− ТР ТС О безопасности мяса птицы и продукции ее переработки
Цели принятия технических регламентов таможенного союза
− защита жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений
− предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей
− обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения.