4. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА НА ОСНОВЕ БАЛАНСА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Рассмотрим в качестве примера большой системы с обратной связью предоставление и потребление на рынке товаров или услуг определенной цены Р и объема О. Например, это может быть предоставление услуг на перевозки или сервис, продажа автомобилей или запасных частей.

В качестве элементов этой системы выступают покупатели (клиенты) и продавцы товаров или услуг (АТП, АЗС, СТО, магазины).

В качестве входа этой системы выступают данные по спросу и соотношению цен спроса и предложения.

Спрос - это объем товара или услуг Q, которые потребитель готов приобрести по данной цене Рс.

Чем ниже цена, тем выше, при прочих равных условиях, объем товаров или услуг, которые могут приобрести потребители (1, рис. 1).

Предложение - это объем услуг или товаров Q, которые производитель готов предложить по данной цене предложения Рп.

Чем выше цена предложения, с которой согласен потребитель, тем больший объем услуг или товаров поступает на рынок (2, рис. 1).

Необходимо иметь в виду, что для больших рынков (регион, отрасль, страна) в условиях устойчивого развития экономики средне- и долгосрочный спрос достаточно стабилен и может быть описан много- факторными, как правило, нелинейными моделями. Например, спрос на легковые автомобили определяется следующими основными факторами: базовым уровнем автомобилизации (размер парка, насыщенность); жизненным уровнем населения и занятостью; ценами на автомобили и экс­плуатационными расходами (прежде всего топливо); доступностью серых услуг; развитием и доступностью общественного транспорта и др.

Для конкретного участника рынка, действующего в определенном секторе текущее его состояние, т.е. соотношение спроса и предложения, менее стабильно и предсказуемо.



1 - исходная линия спроса;

2 - исходная линия предложения;

Qo - объём услуг при равновесии спроса (1) и предложения (2);

Po=P12 - то же, цена услуги;

А - предложение;

Б - спрос.

 

В рассматриваемом примере управляющим сигналом ΔY является соотношение дохода (прибыли), которую предполагал получить (Q P) и фактически получил (ОФФ) продавец товаров или услуг:

± ΔY ФРФ- Q Р.

Управляющее воздействие вырабатывается органом управления системы на основании управляющего сигнала.

Пересечение линий спроса и предложения - это точка равновесия О с ценой Ро и объемом Qo.

Зона левее точки О, заключенная между линиями спроса (1) и предложения (2), называется зоной эффективности. Для этой зоны цена спроса больше цены предложения, т.е. РСП

 

• Эффективность для продавца состоит в том, что его затраты на производство услуг или товаров будет компенсироваться, поэтому он готов удовлетворить спрос.

 

Для потребителя эффективность состоит в том, что его потребности будут удовлетворены по доступным для него ценам.

 

Зона между линиями 1 и 2 правее точки равновесия - это зона не эффективности.

 

 Эффективность для продавца состоит в том, что цена предложения выше цены спроса Рп>Рс Поэтому его затраты на производство товаров или услуг не будут компенсированы ценой спроса. Продавец не заинтересован удовлетворять спрос по этим ценам.

           Неэффективность для потребителя состоит в том, что продавец не будет удовлетворять спрос по этим ценам и возникает дефицит. Например, объем услуг Од не будет удовлетворен в рыночных условиях, так как фактическая цена или тариф на услугу выше цены спроса: Рв>Ра и выше цены точки равновесия Рв>Ро.

 

Малый бизнес (предоставление сервисных услуг, челночная торговля и др.) характеризуется сравнительно небольшим оборотом и малой массой прибыли. Поэтому изменение внешних условий (налогов, процентных ставок, таможенных правил, цен на товары) существенно сказывается на рынке, обслуживаемом малым бизнесом.

 

Рассмотрим последовательность анализа цен и объемов услуг в условиях резкого изменения внешних факторов для малого бизнеса.

 

1) Фиксируем исходное состояние рынка для линий спроса 1 и предложения 2. Равновесный объем услуг Q0=Q12 Цена Po=P12

 

2) При ухудшении внешних условий происходит увеличение себестоимости предоставления услуг (падение курса рубля, рост процентных ставок, налогов и т.д.) возникает новая линия предложения - 4, которая располагается выше первоначальной линии 2.

 

3) Далее возможны следующие варианты (сценарии) поведения рынка.

 

I вариант: Потребитель соглашается с ростом цены услуги и точка равновесия рынка перемещается в О1. Последствия:

     Равновесная цена возрастает с Р12 до Р14.

     Объем услуг сокращается с Q0 до Q14.

     Зона эффективности для стороны, предоставляющей услуги, сокращается.

 

II вариант: Потребительский рынок стремится сохранить первоначальный объем услуг на уровне Q0 и платит за это ростом цены при новой линии спроса 3. При этом точка равновесия перемещается в О2.

Последствия:

     Рост цен с Р0 до Р34, больший, чем при первом варианте.

     Зона эффективности практически не меняется по сравнению с исходным состоянием.

 

          III вариант: Возникновение ажиотажного спроса на товары и услуги, например до уровня Q54 точка равновесия перемещается в Оз

Последствия:

     Возникает повышенный спрос, характеризуемый линией спроса 5.

     Дальнейший рост цен до P54

     Увеличение зоны эффективности для стороны, предоставляющей услуги.

IV вариант: В условиях ажиотажного спроса сторона, предоставляющая услуги, может поднять ставку предложения до уровня линии 6.

Последствия:

     Сокращение зоны эффективности (точка равновесия 04).

     Резкое увеличение цены до Р56.

     При одновременном сокращении объема услуг до Q56

     Начало формирования устойчивого дефицита.

V вариант: В условиях начавшегося дефицита сторона, предоставляющая услуги, может продолжать поднимать линию предложения, например до 8.

Последствия:

     Начинается обвал рынка, характеризуемый резким ростом цен при значительном сокращении объемов продаж и услуг (Q58) и зоны эффективности.

     Траекторию О-О1(или О23-04-05)можно назвать зигзагом кризиса рынка.

 

4) Подъем цен и тарифов может дать лишь кратковременный эффект для конкретного производителя или торговца, так как:

     существенно сокращается зона эффективности, т.е. сбыта товаров и услуг и массы прибыли;

     из-за сокращения возможного объема услуг и продаж резко возрастает конкурентная борьба, требующая дополнительных затрат, приводящих к повышению цен;

     рынок находится в нестабильном состоянии, при котором отдельному производителю товаров и услуг трудно выбрать рациональную цену и объёмы, особенно в условиях инфляции и ажиотажного спроса;

     «естественное» решение перестраховаться и поднять цены приводит к дальнейшему раскачиванию рынка.

На основании рассмотренного примера можно сформулировать следующие правила.

 

Наиболее эффективной стратегией продавца услуг или товаров является взвешенное сокращение цен или тарифов, которое способствует повышению объемов продаж, дохода и конкурентоспособности.

 

Надежной базой для такой стратегии является, во-первых, повышение эффективности производства или предоставления услуг на основе совершенствования структур и методов управления соответствующими системами. Во-вторых, умение прогнозировать текущий и долгосрочный спрос на товары и услуги.

 

Включение в управление обратной связи позволяет дать прогноз поведения системы, в том числе и при резких колебаниях и изменениях внешних условий, характерных и особенно чувствительных для малого бизнеса и сферы услуг.

Последнее изменение: среда, 16 марта 2016, 10:05