Лекция 6. ДЕОНТОЛОГИЯ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГА

 

Существуют проблемы, над которыми человечество бьется не один век и даже не одно тысячелетие. К числу таких вечных вопросов относится и проблема этики. В известном смысле она вроде бы решается, начиная со школы и кончая вузовским дипломом. Ставят на повестку дня эти проблемы в больших и маленьких коллективах. В данном направлении общество выработало и продолжает совершенствовать целый ряд социальных институтов, осуществляющих перманентную передачу цивилизованного кода из поколения в поколение. Но если вопросы общей, гражданской этики решаются более или менее успешно, то профессиональная мораль, в том числе и в ветеринарной медицине, остается слабо затронутым пластом.

Этические проблемы не теряют своей актуальности никогда, ведь они связаны с духовным, нравственным развитием человека. Проблемы этики, в том числе и профессиональной, отражают специфику моральных связей в сфере определенных специальностей.

По мере становления ветеринарной профессии как самостоятельного ремесла в ее рамках формировались и некоторые правила обращения с животными. Несмотря на стихийнорелигиозный характер врачевания в прошлые века, в ряде стран (Греция, арабские страны, Римская империя и др.) придавалось значение культу и обрядам оказания лечебной помощи скоту, правилам обхождения не только с пациентами, но и с теми, кому принадлежало животное. Предпринимались также попытки закрепить эти устные правила в специальных трактатах. Иначе говоря, уже с древних времен среди ветеринаров формировались определенные профессиональноэтические гуманные традиции, воспитывалась гордость за свое врачебное ремесло, базирующаяся на моральном фундаменте.

Арабскому врачу Абу Бекру ибн Бедру (XIII в.) принадлежит приоритет в разработке некоторых сторон профессиональной этики ветеринаров. Однако, к сожалению, до нас не дошли в полном виде его нравственные установки, и прежде всего потому, что не были в свое время изданы (в отличие от медицинских трактов). А ведь уже в тот период труды ветеринаров «размножали» печатным способом. В частности, широко известна греческая «Гиппиатрика», которой руководствовалась почти вся средневековая Европа в вопросах распознавания болезней скота и

оказания ему лечебной помощи.

Основываясь на других исторических примерах, можно утверждать, что, двигаясь по пути прогресса, человечество постепенно создавало комплекс общественных отношений — производственных, классовых, семейных, правовых и т. п. В соответствии с ними процесс общения людей, их поведение стали регулироваться особым социальным институтом, возникшим на заре истории, — моралью, нормами и правилами. И до сих пор жизненная необходимость предъявляет каждому члену общества большой ряд требований, создающий в итоге устойчивый нравственный базис, так или иначе определяющий многие стороны человеческого общения. Носителем всех этих социальных связей является человек, сущность которого есть совокупность всех общественных отношений. Содержание нравов, обычаев, норм и правил, которые регулируют отношения между людьми в обществе, определяются классовым происхождением и экономическими условиями.

Нравственные явления носят всеобщий характер. Нет таких сфер человеческого бытия, которые были бы безразличны морали. Политика, наука, искусство, экономика, врачебные вопросы — все подвергается нравственной оценке. Главным вопросом этики является выяснение нравственных отношений личности и коллектива, личности и общества. Следовательно, один из важнейших философских вопросов решается средствами морали. И в этом особенно видна теснейшая связь этики с практикой, воспитанием людей.

Ветеринарная этика отражает специфику функционирования морали в условиях производства, исследует пути и способы формирования моральных качеств ветспециалистов и проявление их в повседневной деятельности. Она имеет особенности, обусловленные характером и содержанием объекта деятельности. Ветеринарноэтическая теория формирует ряд положений, предъявляющих особые, повышенные требования к моральным качествам врача и фельдшера с учетом социальных задач, стоящих перед ними.

Ветеринарная этика закрепляет и отражает в теоретическом плане высокую степень регламентации всех сторон нравственной жизни ветспециалистов, поскольку обычаи, нравы, нормы, правила пронизывают практически все сферы деятельности людей. Без них любое общество было бы просто немыслимо. Каждый из нас ведет себя и поступает согласно бесчисленным требованиям, которые определяет социальная необходимость.

Как известно, древнегреческий философ Аристотель еще в IV в. до н. э. ввел термин «этика» для учения о нравственности, морали, которая, по его мнению, определяет, что «следует делать и от чего нужно воздерживаться». Это термин, впитавший в себя за тысячелетия истории массу новых знаний о морали, сохранился до настоящего времени.

Этика — это наука о морали, нравственности, ее сущности, специфике и законах развития. Слова «этика», «нравственность», «мораль» равнозначны по своему первоначальному смыслу. Так, термин «мораль» происходит от латинских moris (нрав, обычай) и moralis (нравственный), а «этика» в переводе с греческого ethos тоже означает «нрав», «обычай». В философии понятием «мораль» обозначают определенную совокупность взглядов, норм и правил поведения, качества людей, а термином «этика» называется теория морали, учение о нравственности. Мораль является предметом исследования этики. Этика — это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования морали, ее специфику и роль в обществе, систему нравственных ценностей и традиций. Она устанавливает критерий нравственной свободы и ответственности личности, моральную ценность ее поступков.

Этика формировалась вместе с зарождением философских воззрений, в которых отразилась попытка человеческого разума осмыслить окружающий мир, познать законы его развития и ответить на вопрос, в чем назначение человека, смысл его жизни и счастья.

Врачебная этика — часть общей этики, относящаяся к ветеринарной профессии, учение о морали ветспециалиста, о его взаимоотношениях с владельцами животных, больными и здоровыми животными, которых он обслуживает, с товарищами по профессии, с обществом. К понятию ветеринарной этики относится в качестве составной части и учение о врачебном долге, называемое врачебной деонтологией.

Мораль (нравственность) представляет собой одну из форм общественного сознания, проявляющуюся в наборе правил и принципов, определяющих поведение людей в их коллективной и личной жизни. Она является регулятором норм взаимоотношений и сравнительно небольшой группы людей, объединенных интересами одной профессии. Таким образом, речь может идти об этике профессиональной, специфичность которой, безусловно, определяется всем содержанием и характером данного вида труда.

Наличие высокоразвитых и качественно специфичных черт личности, свойственных, например, представителям врачебных специальностей, рассматривается обществом как важнейшая сторона их профессиональной пригодности. Эти особенности трудовой морали были замечены очень давно и дошли до наших дней в понимании термина «профессиональная этика», которая включает в себя область трудовой морали общества, выступающей перед личностью в виде предписаний, правил поведения, оценки морального облика представителя той или иной профессии, с учетом накладываемого ею своеобразия черт и отпечатков особенного влияния. В этической литературе пока нет однозначного определения профессиональной этики. В «Словаре по этике» (под ред. И. С. Кона, изд. 3, М., 1975) относительно понятия профессиональной этики говорится, что «так принято называть специфические требования нравственности, связанные с особенностями различных профессий. Несмотря на всеобщий характер моральных требований, применительно к различным сферам общественно полезного труда они проявляются в особой форме».

Под этикой ветеринарного специалиста необходимо подразумевать раздел науки, связанный с переносом общих требований нравственности в специфическую область деятельности этого работника, с обобщением особых норм морали в отношении врача к больному животному, его владельцу, коллегам, населению, руководящему персоналу и т. п.

Ветеринарная этика является учением об общественных обязанностях врача, о путях формирования и развития социальной сущности ветеринарной морали, о ее роли и месте в мире общественных явлений. В то же время ветеринарная этика наделяется особыми, свойственными только ей профессиональными чертами, своей спецификой. Она не растворяется в общегражданской нравственности, а является дополнением одной из ее сторон, хотя и имеет свои характерные нюансы.

По современным представлениям, врачебная этика направляется на решение проблемы превращения труда в глубоко осознанную деятельность, выработку такого уровня поведения врача, при котором его работа из средства зарабатывания денег трансформируется в форму бескорыстного служения народу, государству.

До недавнего времени с понятием «профессиональная этика» обычно связывалось проявление общих принципов морали в том или ином виде трудовой деятельности. Иначе говоря, это понятие выступало фактически синонимом «трудовой морали». Однако такая взаимосвязь является верной лишь в самом общем смысле. Всетаки профессиональная этика в рамках общей имеет относительную самостоятельность. Так, врачи ведут разговор о медицинской этике, учителя — о педагогической, юристы — о юридической, военные — о военной, артисты — об этике артиста. Такие особые, индивидуализированные моральные нормативы обращены, однако, к людям не всех, а лишь некоторых специальностей, потому что к ним общество предъявляет чаще других особые запросы, этически оформляющиеся в набор специальных предписаний. В их деятельности общество принимает во внимание не только уровень образования, объем специальных знаний, умений, навыков, но и нравственные качества работников, считая их одним из ведущих элементов его профессиональной пригодности.

Профессиональная мораль — это совокупность нравственных норм и предписаний, регулирующих моральную деятельность и нравственные отношения людей той или иной профессии. Основой вычленения профессиональной морали из общей являются особые социальные функции конкретного вида труда. Функции врачебного труда отличны от функций педагогического или управленческого, функции судебной деятельности иные, чем функции деятельности актерской.

Иначе говоря, в профессиональной морали ведущими являются те требования, которые играют основную роль при выполнении конкретных специальных задач. Так, если в судебной этике главное внимание уделяется максимальной справедливости, в медицинской — чуткости к больному человеку, то в ветеринарной — внимательному, заботливому и чуткому отношению как к пациенту, так и к его владельцу.

Основная социальная функция профессиональной морали заключается в создании наиболее благоприятных моральных предпосылок и условий для реализации конкретных профессиональных задач. В многочисленных памятках, инструкциях по разным направлениям ветеринарии, как правило, содержатся конкретные требования к специалисту — обладать не только общими, присущими всем людям нравственными качествами, но и некоторыми особенными свойствами, необходимыми для достойного выполнения человеком его профессиональных обязанностей.

В профессиональной морали имеется теоретический и обыденный уровень. Если теоретический уровень, по сути, отражает общие, присущие всему обществу требования, то на уровне обыденном содержатся преимущественно моральнопсихологические элементы, свойственные главным образом данной профессии.

Соблюдение профессиональной этики в значительной мере продиктовано моральнопсихологическими особенностями. Существуют привычки, традиции, нормы, обычаи сугубо профессионального плана. Бытуют и внешние атрибуты морального поведения, которые дополняют штрихи морального портрета той или иной профессии: менторский тон учителя, театральность манер и жестов актера, категоричность и лаконичность языка, строевая выправка военного. Столь специфические черты нередко становятся своеобразным эталоном для людей других профессий. Именно об этом говорят такие широко распространенные выражения, как «педагогический такт», «исполнительность и четкость военного», «неподкупность юриста», «ответственность ученого» и т.д.

Профессиональная мораль, вместе с тем, существует лишь в профессиях, имеющих достаточно традиций, сложившиеся элементы моральнопсихологического характера.

Функции профессиональной морали осуществляют преломление общественных моральных требований применительно к данному роду деятельности, своеобразное согласование общественных и профессиональных интересов при решающей роли первых. Профессиональная этика не выражает социальных различий между отдельными социальными группами. Она лишь подчеркивает особенности выполнения норм морали в связи со спецификой профессиональной деятельности.

На развитие и формирование профессиональной этики оказывают воздействие разные причины. Прежде всего это внутренние, глубинные, основные. Они выражают требования конкретной профессии к человеку обладать определенными нравственными качествами, необходимыми для полного соответствия моральной и деловой квалификации.

Термин «профессиональная компетентность» врача предполагает наличие у него высоких как деловых, так и моральных качеств.

К внешним причинам относятся также престиж и авторитет профессии в обществе, ее доступность, степень творческого характера труда и т. д. Здесь порой еще сказывается существующее различие между умственным и физическим трудом. Авторитет тех или иных профессий определяется порой отдельными людьми не только степенью их влияния на судьбы людей, их социальной значимостью, но и традиционными взглядами, романтичностью занятий, различными внешними атрибутами, психологической конъюнктурой и т.д.

Профессиональная мораль не подменяет общих моральных норм и правил. Наоборот, с ее помощью принципы морали еще успешнее реализуются в конкретных жизненных установках врача, в разных сферах производственной деятельности. Благодаря профессиональной морали заметно конкретизируются требования общественных норм, углубляется сфера воздействия нравственности. Любовь к своей профессии, нравственная ответственность, честь, достоинство и другие моральные принципы и качества человек определенной профессии воплощает в своих конкретных делах, как бы материализует их в своей области деятельности.

Профессиональная этика врача ветеринарной медицины не отражает различий в уровне нравственной зрелости отдельных профессий, не несет в себе никакого элемента социального противопоставления одной профессии другой.

Глубинные причины возникновения профессиональной этики следует искать в социальноэкономических условиях развития общества, в материальных и духовных потребностях людей. Одной из таких причин возникновения профессиональноэтических систем является общественное разделение труда. Первые отчетливые признаки профессионального разделения труда отмечались историками уже в рабовладельческом обществе. Однако в наиболее зрелой форме оно произошло в эпоху феодализма. Именно она дала истории многочисленные профессиональные кодексы: судей, рыцарей, монахов. Первоначально эти кодексы выражали стремление господствующих классов закрепить свою привилегию заниматься только умственным трудом, а позднее эта тенденция, не теряя первоначального социального смысла, стала также проявляться и среди людей так называемых свободных, творческих профессий (художники, писатели, актеры и т. д.).

Одной из важнейших черт профессиональной этики является то, что к общим для всех профессий сторонам морали добавляется существенно новый компонент — особые нравственные отношения с теми людьми, которые выступают предметом труда, и это придает в таком случае черты новой качественной определенности всему содержанию морали. Возьмем, к примеру, труд педагога, юриста, врача. Их объектом является не шестеренчатый механизм, не станок, не глыба камня, а реальные люди. Поэтому здесь немыслимо обходить стороной живые связи между людьми как субъектами и в то же время как объектами труда. Врач своим вежливым, деликатным или, напротив, эгоистическигрубым отношением к больному может повлиять на его психику, общее состояние, течение и даже исход болезни.

Такого рода профессиональные особенности существенно повышают моральную ответственность перед коллективом и обществом, что и проявляется в необходимости соединять специальный труд с особыми требованиями профессиональной этики.

Исторически сложившееся профессиональное разделение труда обусловило и формирование по этому принципу морали. Одной из таких профессий, в первую очередь, является медицина. Именно у древних врачевателей появилась едва ли не самая первая клятва на верность и преданность делу гуманного служения на страже здоровья человека.

В Древней Греции врачи, оканчивающие школу асклепиадов, давали обещание, в котором говорилось: «Образ жизни больных я буду по мере моих сил и разумения устраивать к их пользе и буду предохранять их от всякого вреда и порока… Что бы ни случилось видеть или слышать при моей врачебной деятельности… о том я буду хранить молчание и считать тайной то, что не подлежит разглашению…».

Огромное влияние на выработанные школой асклепиадов этические положения, на формирование представлений о моральных качествах врача оказал величайший врач древней Эллады, «отец медицины» Гиппократ (460–377 гг. до н. э.), сформулировавший самый древний этический кодекс — кодекс врача, и разработавший первые обоснованные нормативы медицинской деонтологии. Врачебное, специальномедицинское содержание кодекса уже давно потеряло свое значение, но его этический смысл и поныне созвучен требованиям общественной морали. В таких его сочинениях, как «О враче», «Клятва», «О благоприятном поведении», содержатся положения, которые на протяжении многих столетий служили эталоном нравственных принципов врачебной профессии, не потеряв актуальности и в наши дни.

Деонтологические принципы в человеческой и ветеринарной медицине, имея много общего, все же существенно различаются между собой. Если в человеческой медицине главной задачей этики является охрана психики больного для достижения наиболее полного его выздоровления и реабилитации, то в ветеринарной — осуществление комплекса мероприятий, направленных на выполнение основной задачи животноводов — повышения продуктивности животных путем своевременного лечения больных и предотвращения заболеваний в хозяйствах. Если в человеческой медицине деонтология направляет усилия и умения врача на применение своих знаний и опыта исключительно в интересах больного человека, то в ветеринарной медицине деонтологические принципы используются в интересах как животных, так и их владельцев.

Работа специалистов ветеринарной медицины сложная, беспокойная и никогда не регламентируется рамками обычного рабочего дня. Ведь болезни у животных возникают в любое время суток, в любое время года. При лечении больных животных врач не считается с затратами собственного времени. А сколько сил отдает врач ветеринарной медицины, чтобы не допустить на территорию хозяйства или села инфекционные болезни. Успех в этом деле достигается не только благодаря знаниям врача, но и в результате соблюдения им моральноэтических принципов. Поэтому ветеринарная деонтология предусматривает наличие у врача, наряду с глубокими специальными знаниями, правильного понимания и выполнения им своего профессионального долга, а также формирования у него определенных гражданских и личных качеств, обусловленных общепринятыми этическими категориями долга, чести, совести, достоинства и т. п.

Медицинской деонтологии придается исключительное внимание в международном масштабе. Так, в 1949 г. В Женеве Всемирной ассоциацией врачей принят международный кодекс врачебной деонтологии. В 1966 г. в Версале состоялся второй международный конгресс по медицинской этике. С не меньшим напряжением всесторонне обсуждаются на международном и внутригосударственном уровнях подобные вопросы и в последние годы, что само по себе говорит об исключительной важности и актуальности для медицины этических проблем. В медицинских вузах элементы врачебной этики рассматриваются в таких дисциплинах, как психология, психогигиена, психопрофилактика, социальная гигиена, организация здравоохранения, история медицины и др.

В противовес этому приходится констатировать, что в ветеринарной медицине до сих пор вопросам профессиональной этики практически не придавалось никакого правового значения, не предпринималось попыток обсуждения ее проблем на государственном уровне. К сожалению, не обобщены централизованно как следует даже нормы ветеринарной морали, сформированные многими поколениями ветеринаров эмпирическим путем, не сведены в единую логическую систему. Видимо, это обуславливается рядом объективных и особенно субъективных причин и факторов.

Прежде всего, следовало бы ввести в учебный стандарт, касающийся ветеринарной медицины, курса «Профессиональная этика». Но этого пока не произошло, хотя такой шаг мог бы полностью решить проблему деонтологического воспитания будущих специалистов. Необходимо создавать более четкую систему этического воспитания во всем учебном процессе, особенно на клинических кафедрах. Но общая этика изучается только на кафедре общественных наук в общеобразовательном аспекте. Вопросам этики и деонтологии врача ветеринарной медицины до настоящего времени не уделяется надлежащего внимания и на производстве, руководителями ветеринарных служб.

Рассматривая профессиональную этику ветеринарной медицины в сравнительном плане с медициной гуманитарной, следует напомнить о параллельности их происхождения. Ветеринарию с полным основанием можно отнести к числу «этичных» профессий, ей присущи основные черты медицинской деонтологии, разумеется, при известной разнице организующих их принципов.

Ветеринарную этику следует оценивать в определенной мере с позиций медицины, поскольку, как говорилось выше, самостоятельной отраслью врачевания она вышла из ее глубин, развивалась веками параллельно с ней, решая свои специфические задачи. Иначе говоря, ветеринарная этика в историческом происхождении имеет, несомненно, медицинские истоки. Правда, этическая сторона развития у наших коллег имеет более солидные правовые основания, поскольку прямым объектом их труда является только человек.

Ветеринарный врач, хотя и не имеет дела с людьми пациентами, но очень часто сталкивается с их интересами на психологической основе. С характером человека нас тесными узами связывают животные. Не имея возможности объяснить свои недуги и преподнести жалобы, четвероногие пациенты своим безмолвием обязывают налаживать контакт ветспециалистов с их владельцами или хозяйственниками.

В литературе встречаются многочисленные работы, посвященные нравственным проблемам медицины, написанные не только рукой представителей высшей школы, ученых, но также и писателей классиков разных поколений (Петрарка, Аристофан, Мольер, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и др.). Медикам посвящены десятки кинофильмов, пьес, многие романы и повести. Ничего подобного не имеют ветеринарные специалисты.

Может быть, поэтому вопросы ветеринарной этики до сих пор не нашли должного отражения ни в научных разработках, ни в практическом решении проблемы. На протяжении многих веков развиваясь параллельно с медициной человеческой, ветеринарная медицина, тем не менее, значительно отстала в решении своих внутренних моральноэтических концепций. И вовсе не потому, что именно на этом поприще наши пути существенно расходятся. Просто, как нам кажется, существующее издавна во властных структурах мнение о нашей профессии как о второразрядной не позволило до настоящего времени задуматься в «верхах» над тем, чтобы облечь в признанные, законные рамкиее нравственные критерии.

Многое у нас изменилось с приходом рыночных отношений. Однако не все. От недавних времен осталось десятилетиями укоренявшееся шаблонное мнение: если гибнет внушительное поголовье скота, велико вообще непроизводительное его выбытие — значит, плохо выполняет свои функции ветеринарная служба.

Некогда говорить о том, что колоссальные потери в животноводстве от болезней скота напрямую связаны именно с хозяйственными условиями, точнее — с бесхозяйственностью, было нельзя. Таких болезней насчитывается почти 90% от общего уровня заболеваемости животных на фермах и комплексах. В частном секторе подобных потерь почти нет. А что в итоге?

В итоге нигде не поднимается вопрос о репутации хозяйственников, а вся ответственность перекладывается на плечи ветеринаров.

Причем, речь идет и о материальной ответственности. Всем будто бы невдомек, что ветспециалисту приходится расплачиваться за упущения и недобросовестность в работе зооинженера, заведующего фермой, руководителя сельхозпредприятия и простых работников животноводства. Еще с советских времен соблюдаются администраторами такие традиции: растут в УСП, СПК надои и приросты живой массы у телят и свиней, совершенствуется технология ведения животноводства — почет и уважение животноводам, зоотехникам, руководителям хозяйства. А случись гибель животных, даже от вопиющей бесхозяйственности, — главный спрос с ветеринарного врача или ветфельдшера. Но по справедливости ущерб от падежа в таких случаях надо делить поровну. Ведь здоровье и продуктивность скота зависят от многих специалистов. От агрономов — качество заготавливаемых кормов; от зоотехников — правильная подготовка их к скармливанию, балансировка рационов, грамотная эксплуатация животных; от инженеров — безупречная работа средств механизации и автоматизации трудоемких процессов, обеспечение нормального микроклимата на фермах и комплексах; от строителей — возведение таких скотопомещений, в которых ничто не угрожало бы здоровью и животных, и работников животноводческих предприятий. Все это, в конечном счете, и должно создавать полноценный хозяйственный фон, базирующийся на узаконенных ветеринарносанитарных правилах и зоогигиенических нормативах.

Высокий статус труда ветеринарных врачей должен определяться уровнем их нравственной сознательности.

Однако можно встретить примеры, когда отношение к своим обязанностям ветврачи не возводят в ранг моральных принципов, основным «требованием» которых является соблюдение трудовой дисциплины, добросовестное отношение к своим обязанностям, готовность пожертвовать личными интересами во имя общественных, забота о постоянном поддержании престижа и приумножении авторитета специальности.

Ветеринария в практическом содержании, как известно, базируется на многочисленных конкретных законодательных инструкциях, наставлениях, правилах, положениях, предписаниях. Их несколько сотен. Но ни в одном из таких директивных документов не отображены даже элементарные деонтологические нормативы. Следовательно, выполнение любого параграфа установленных законодательных актов само по себе еще не реализует требований, побуждающих врача сочетать букву инструкции с принципами профессиональной этики. Подобная корреляция является на практике следствием проявления в основном только лучших личных качеств специалиста. Необходимость добросовестного соблюдения всех нормативов Ветеринарного законодательства в их моральной интерпретации и порождает во многом проблему отечественной ветеринарной этики.

С нашей точки зрения, понятие ветеринарной этики должно означать определенную нравственную доктрину специалиста, базирующуюся на профессиональном своде моральных положений, раскрывающих природу нравственных суждений по отношению к ветеринарии, моральные основы врачевания. По словам профессора И. Ф. Заянчковского, профессиональную этику ветработника нужно рассматривать как специфическое проявление общей этики в конкретных условиях специальной ветеринарной деятельности, как слагаемую часть общего. Таким образом, в современном толковании ветеринарную этику можно определить в виде совокупности правовых требований, базирующихся на Ветеринарном законодательстве и нравственных нормах поведения ветврача при исполнении им служебных обязанностей, определяемых особенностями его труда. Эти нормы касаются не только поведения специалиста в производственной сфере, но и в быту, по отношению к членам коллектива, своим коллегам, врачебному долгу, достоинству, чести и совести.

Мудрость профессиональной морали на ветеринарном поприще формировалась веками. И хотя до сих пор она не обобщена в законодательном порядке в завершенном виде, не преподается на факультетах ветмедицины, но таковая всё-таки существует, передаваясь из поколения в поколение лучших ветспециалистов в виде устоявшихся не оформленных письменно традиций. Известно, что деятельность врача не изолирована от традиций, на них он опирается в своей работе, их перенимает и часто им следует. Позже он отдаст их человечеству, но уже несколько другими, измененными и обогащенными. Квалифицированный врач, почитая традиции, берет из них все лучшее и отбрасывает то, что стало ненужным для творческого труда сегодня.

Профессия врача ветеринарной медицины беспокойная, сложная. Болезни не появляются по расписанию и не обходят выходные и праздничные дни. Часто сами врачи подвергаются заражению зоонозами при оказании помощи, простужаются, иногда получают серьезные травмы. Оберегая людей от болезней, общих для человека и животных, они нередко первыми становятся их жертвами. По медицинским данным, такие болезни, как сибирская язва, бешенство, бруцеллез, туляремия, туберкулез, сап и другие зооантропонозы поражают прежде всего ветеринарных работников, когда они, рискуя жизнью, самоотверженно выполняют свой профессиональный долг. И в этом нередко опасном труде, который стал потребностью, любимым делом, ветврачи находят частицу своего счастья.

Человек счастлив только тогда, когда работа приносит ему не только материальное удовлетворение, но и моральное. Уместно напомнить, что любовь к профессии — свойство не врожденное. Оно вытекает, вопервых, из склонности человека к тому или иному роду деятельности, а вовторых, из полученных за годы учебы представлений о будущей профессии.

Говоря о проблемах профессиональной этики, нельзя удержаться от риторического вопроса — каким всё-таки быть современному врачу ветеринарной медицины? Если брать во внимание только деонтологические аспекты, то вопрос был бы сформулирован так: какой быть ветеринарной этике? Однако, как уже говорилось, эта тема освещена в специальной литературе крайне недостаточно, хотя занимает умы не только тех, кто обучает, но и молодых людей, решивших посвятить себя благородному ветеринарному делу. Что может прочитать сегодняшний выпускник средней школы о труде ветврача при выборе профессии? Такой литературы почти нет. Путь ветврача в профессии начинается с убеждения о полезности этой трудной работы и сознательного предпочтения ее всем другим.

 

ОСОБЕННОСТИ ЭТИКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

 

С учетом круга обязанностей врача ветеринарной медицины, специфики его работы и людей, с которыми ему приходится общаться в процессе работы, профессиональная этика врача ветеринарной медицины имеет свои особенности, которые пока что не обоснованы теоретически и не проработаны практически.

Обязанности ветеринарной медицины — охранять, качественно улучшать и увеличивать поголовье животных и птицы, содействовать росту производства продуктов животноводства при одновременном снижении их себестоимости и повышении качества.

Таким образом, деятельность специалистов ветеринарной медицины многогранна и направлена на предотвращение болезней животных и обеспечение надежной охраны населения от зооантропонозов. Этого достигают не только предотвращением и ликвидацией болезней, которые передаются человеку от животных, но и производством биологически полноценных и доброкачественных в санитарном отношении продуктов животноводства.

Выполнению регламентированных задач подчинена деятельность большого количества специалистов ветеринарной медицины. В процессе работы они, конечно, руководствуются законодательными документами о ветеринарной медицине. Но в некоторых случаях приходится руководствоваться не уставными, а моральными принципами, которые в последнее время в коллективах являются доминирующими.

Поле деятельности врача ветеринарной медицины слишком широкое. Он может работать в районных государственных предприятиях, специализированных лабораториях по болезням животных, районных государственных лабораториях ветеринарной медицины, лабораториях ветеринарносанитарной экспертизы на рынках, в сельскохозяйственных предприятиях различных форм собственности, на государственных и частных мясоперерабатывающих предприятиях, в учреждениях государственной ветеринарной медицины, на всех видах транспорта и государственной границе с подчиненными ему приграничными контрольными пунктами ветеринарной медицины, на биофабриках, в аптеках ветеринарной медицины, на ипподромах и др. Но где бы ни работал врач, свои знания и опыт он направляет на улучшение благосостояния людей.

Сегодня, по-видимому, нет человека, который бы не пользовался, прямо или косвенно, результатами деятельности ветеринарного специалиста. И не только на селе, но и в городе. Городские люди, все больше обращаясь к природе, держат в своих квартирах собак, котов, декоративных птиц. Очень часто они нуждаются в помощи специалистов ветеринарной медицины по уходу за домашними животными и в их кормлении, а также в лечении.

В процессе выполнения своих многогранных служебных обязанностей специалисты ветеринарной медицины выступают то в роли врача, то организатора, пропагандиста, исследователя, государственного контролера и т. д. Поэтому им часто приходится общаться не только со своими коллегами, но и с руководителями предприятий, подразделений, специалистами других отраслей, животноводами хозяйств и владельцами животных, органами милиции и прокуратуры, работниками районных или областных органов, а также с представителями многих других учреждений.

В процессе работы у врача формируются с этими людьми не только уставные отношения, но и чисто человеческие. Поэтому этика специалистов ветеринарной медицины — это специфическое проявление общей этики в конкретных условиях их деятельности.

Врачебная этика является сборником пока неписаных правил поведения специалистов ветеринарной медицины, отношения их не только к своему делу, но и между собой, к владельцу животного, животноводству в целом, общественному производству. Она, как врачебная мораль, трактует систему норм и требований к поведению и моральному облику врача.

Этика специалистов ветеринарной медицины изучает закономерности возникновения и развития профессиональной морали в конкретных условиях, специфические проблемы и понятия, а также условия формирования профессиональной деятельности в сфере общих моральных отношений.

Предметом этики врача ветеринарной медицины является изучение взаимоотношений между врачом и работниками животноводства коллективных предприятий и других форм ведения хозяйства, владельцами животных, между врачом и специалистами других отраслей, врачом и руководителем хозяйства, взаимоотношений в среде специалистов ветеринарной медицины.

Профессиональная этика специалистов ветеринарной медицины определяется в первую очередь их задачей в развитии животноводства.

В медицине этика трактуется как принцип поведения медицинского персонала, направленного на максимальное повышение эффективности лечения больных.

Деонтологические принципы в человеческой и ветеринарной медицине, имея много общего, все же существенно различаются. Если в гуманитарной медицине главной задачей этики является охрана психики больного для достижения наиболее полного его выздоровления и реабилитации, то в ветеринарной — осуществление комплекса мероприятий, направленных на выполнение основной задачи животноводов — повышение продуктивности животных путем своевременного лечения больных и предотвращения заболеваний в хозяйствах. Иначе говоря, если в человеческой медицине деонтология направляет усилия и умения врача на применение своих знаний и опыта исключительно в интересах больного человека, то в ветеринарной медицине деонтологические принципы используются в интересах как животных, так и их владельцев.

Поэтому ветеринарная деонтология предусматривает наличие у врача как глубоких специальных знаний, правильного понимания и выполнения им своего профессионального долга, так и формирование у него многих гражданских и личных качеств, обусловленных общепринятыми этическими категориями долга, чести, совести, достоинства.

Ветеринарную этику следует рассматривать как специфическое проявление общей этики в деятельности персонала ветеринарной медицины. Она рассматривает проблемы долга, чести и совести специалистов ветеринарной медицины в процессе профилактики болезней и лечения животных. Охватывая при этом широкий круг вопросов, этика отражает моральные нормы в таких системах, как врач–руководитель–работники животноводства; врач–животное–его владелец; врач–коллектив ветеринарных работников; врач–агроном–зооинженер и др.

Необходимость выделения ветеринарной этики определяется особенностями профессиональной деятельности врача. Сегодня ветеринарная этика приобрела новые особенности: изменились условия кормления и содержания животных, ведения хозяйства, снизилась в связи с этим резистентность организма. Возникли новые проблемы—как в таких условиях сберечь здоровье животных, предотвратить возникновение антропозоонозов, не допустить загрязнения окружающей среды отходами животноводства.

И, что сложнее всего, как ввести все эти меры в технологию производства продуктов животноводства при минимальных дополнительных затратах сил и средств. А такие задачи можно выполнить только при тесном взаимопонимании и взаимодействии специалистов ветеринарной медицины и других отраслей знаний.

Ветеринарная этика, конечно, связана с компетентностью, уровнем знаний, квалификацией специалистов ветеринарии. Но не сами по себе моральные качества, а в сочетании с профессиональными знаниями, навыками, опытом, создают ту доминанту, которая реализуется при выполнении врачебного долга.

Вопросы прав и обязанностей врача ветеринарной медицины стоят близко к деонтологии, но требуют и морального, и государственного регулирования. И все же разделить моральные и правовые нормы часто просто невозможно. Например, право использования новых, еще недостаточно апробированных методов диагностики и лечения является скорее моральным, поскольку в сложных ситуациях врач может от них отказаться. И в то же время служебный долг требует от него проведения всех возможных мероприятий для оказания помощи животному, особенно высокоценному.

Работа у специалистов ветеринарной медицины многоплановая и требует определенной специализации. Это и работник коллективного предприятия ветлаборатории, станции ветсанэкспертизы, руководитель службы ветеринарной медицины и т. д. И в каждом случае, кроме общих моральных принципов, человек для успешного выполнения своего долга пользуется своими специфическими для данного вида работы этическими правилами.


Последнее изменение: среда, 14 ноября 2018, 13:37