1.Основные характеристики рынка совершенной конкуренции. 

В предыдущей лекции в Таблице 5 были представлены характерные черты основных рыночных моделей. Первой из этих моделей является модель совершенной (чистой) конкуренции. Эта модель, несмотря на то, что в классическом виде встречается в реальной экономике крайне редко, представляет собой наиболее эффективную из моделей, по которой оценивается эффективность всех остальных, более реалистичных рыночных моделей.

Помимо этих характерных черт, для существования совершенной конкуренции необходимо соблюдение следующих предпосылок:

1.Большое количество сравнительно мелких продавцов и покупателей. Если при данном уровне спроса количество продавцов сравнительно велико, то все они будут знать, что их доля предложения на рынке мала по сравнению с рыночным предложением, и поэтому любое изменение их выпуска не окажет сколько-нибудь существенного влияния на рыночную цену продукта. Продавцы принимают существующую рыночную цену и могут продать по этой цене любое количество товара. Иными словами, все фирмы, функционирующие в условиях совершенной конкуренции, являются фирмами прайс-тейкерами (берущими цену).

2. Для определения оптимальных моделей поведения конкурентной фирмы необходимо оперировать, помимо изученных в предыдущих лекциях, следующими показателями:

Cредний доход (выручка) AR: выручка, получаемая фирмой в расчёте на одну проданную единицу продукции. Рассчитывается как 

 AR = TR/Qт.е  AR = (P*Q)/Q = P            ( 1 )

Предельный (маржинальный) доход (выручка) MR: доход, получаемый фирмой при продаже ещё одной, дополнительной единицы продукции. Рассчитывается следующим образом:

  МR = DТR / DQ                                           ( 2 )

Или, если при изменении объёма шаг равен единице объёма, то можно рассчитывать так:

                                         МR = ТRN – TRN – 1                                  ( 3 )

Общее соотношение показателей издержек и дохода представлены в Таблице 1.

                                                                                         Таблица 1

Основные показатели издержек (затрат) и выручки (дохода)

 

Обозначение видов издержек и выручки

 

Издержки, выручка

 

Виды издержек и выручки

Формулы расчета

Т – общие

V – переменные

F - постоянные

С - издержки

TC, TFC, TVC

TC=TVC+TFC

При Q=0

ТС=TFC

A - средние

 

AC

AC=TC/Q

AC=AVC+AFC

AVC=TVC/Q

AFC=TFC/Q

M - предельные

 

MC

MC=ΔTC/ΔQ

Т - общая

R - выручка

TR

TR=P*Q

М- предельная

 

MR

MR=ΔTR/ΔQ

А - средняя

 

AR

AR=TR/Q

 

3. Поскольку в условиях совершенной конкуренции фирма в границах изменения объемов ее выпуска не оказывает влияния на рыночную цену товара и предлагает любое количество товара по неизменной цене, спрос на продукцию отдельной фирмы с точки зрения конкурентного продавца является абсолютно эластичным, следовательно, кривая спроса на продукцию каждой фирмы горизонтальна. Кроме того, каждая дополнительно проданная единица товара будет добавлять к суммарной (общей) выручке фирмы одну и ту же величину предельной выручки, равную цене товара. Следовательно, для отдельной фирмы, действующей на совершенно конкурентном рынке, величины средней и предельной выручки равны цене товара, то есть MR=AR=P, поэтому кривая спроса, средней и предельной выручки совпадают и представляют собой одну и ту же горизонтальную линию, проведенную на уровне цены товара (Рисунок 1), а кривая общей выручки ТR носит постоянно восходящий характер (Рисунок 2).

 Рис 1    Рис 2

                  Рисунок 1                                                                                     Рисунок 2

 

4. Производство однородных продуктов. Покупатели должны воспринимать продукты всех производителей как совершенные заменители и выбирать продавца исходя исключительно из цены его товара. Если кто-либо из продавцов поднимет цену, то покупатели должны не колеблясь уйти от него и купить товар у его конкурентов.

5. Рынок является совершенным, в частности, все индивиды обладают совершенным знанием рыночных условий, что означает: покупатели и продавцы знают цены на факторы производства и готовую продукцию во всех секторах рынка и действуют в соответствии с ценовыми сигналами, прибыли ныне действующих в отрасли фирм известны потенциальным новым конкурентам. Это создает условия для свободного вхождения в отрасль.

6. Новым фирмам гарантировано свободное вхождение в отрасль, а также не существует никаких препятствий выхода из отрасли.

7. Факторы производства совершенного мобильны в долгосрочном периоде.

Последнее изменение: четверг, 28 мая 2020, 13:17