2.5.3. Ценовая эластичность предложения
5.3 Ценовая эластичность предложения
Реакция производителей на изменение цены товара, выраженная в изменении объёма его предложения характеризуется понятием ценовой эластичности предложения. Различаются следующие варианты эластичности предложения по цене.
а) абсолютная неэластичность предложения (рисунок 12) – производители вообще не реагируют на изменение цены,
б) абсолютная эластичность предложения (рисунок 13) – производители принимают решение об изменении объёма предложения по иным параметрам, нежели цена,
в) единичная эластичность предложения (рисунок 14) – изменение цены и объёма предложения одинаковы в относительном выражении,
г) относительная эластичность и неэластичность предложения (рисунок 15).
Рисунки 12 - 13
Рисунки 14 - 15
Варианты а), б) и в) являются пограничными, а представленные в п. г) и на рисунке 20 относительные эластичность и неэластичность наиболее широко распространены в реальной рыночной экономике.
Степень реакции производителей на изменение цены определяется по показателю коэффициента ценовой эластичности предложения ES.
Коэффициент ценовой эластичности предложения может быть рассчитан как по относительным, так и по абсолютным показателям цены Р и объёма выпускаQ.
Экономический смысл коэффициента ценовой эластичности предложения: Если ES=N, то увеличение цены на 1% приведёт к росту объёма предложения на N% и наоборот.
Ценовая эластичность предложения подвергается влиянию значительного ряда факторов. К наиболее теоретически значимым и практически применяемым относятся следующие:
- Наличие незагруженных производственных мощностей
- Возможности хранения продукции и альтернативная стоимость его складирования
- Ёмкость рынка данного товара
- Типы предлагаемых к продаже товаров и услуг
- Период времени, которое есть у производителя, чтобы отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры.
Фактор времени является основным и непосредственно связан с понятием рыночного периода. Можно выделить три временных рыночных периода:
б) короткий, или краткосрочный
в) длительный, или долгосрочный.
Каждый из этих периодов имеет свои особенности.
а) Кратчайший, или мгновенный рыночный период характеризуется тем, что производитель может приспособиться к меняющимся условиям рынка только изменением цены, а все факторы производства остаются постоянными. В этом случае (рисунок 16) предложение S абсолютно неэластично и производитель может реагировать на рост спроса от уровня D до уровня D1 только увеличением цены от значения PE до PE1.
- Фермер привёз на рынок определённый объём продукции и столкнулся с большим спросом на неё, чем предполагал ранее.
б) Короткий, или краткосрочный рыночный период характеризуется тем, что производитель может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры как изменением цены, так и изменением объёма производства, но только в рамках уже действующих производственных мощностей. При этом часть факторов производства остаются постоянными, другие же являются переменными. В таком случае (рисунок 17) предложение S относительно неэластично, а рост спроса от уровня D до уровня D1 приведёт как к росту цены от
- Фермер может отреагировать на рост спроса на его продукцию увеличением темпов сбора урожая, изменением каналов сбыта продукции или другими мерами.
в) Длительный или долгосрочный рыночный период характеризуется возможностью производителя реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка как изменением цены, так и изменением объёмов производства с использованием иных, увеличенных, сокращённых, модернизированных и т.п. производственных мощностей. Следовательно, все факторы производства будут переменными. В этой ситуации (рисунок 18) предложение S относительно эластично, а рост спроса от уровня D до уровня D1 приведёт как к росту цены от PE до PE1, так и к опережающему росту объёма предложения от QE до QE1.
- Анализ сложившейся рыночной ситуации побуждает фермера расширить посевные площади под культуры, спрос на которые на рынке растёт.