3.1. Электронное правительство, цели и этапы становления.
1.3. Электронное правительство, цели и этапы становления.
Неотъемлемой частью информационного общества в современных условиях является электронное правительство, как автоматизированный процесс предоставления обществу государственных услуг, способствующий повышению эффективности деятельности государства в целом.
Электронное правительство (ЭП) – способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.
Концепция e-government, в русском переводе – «электронное правительство», появилась на Западе в конце 1990-х гг. как идея широкого внедрения современных информационных технологий в работу государственных структур, как политического института в целом, представленного тремя ветвями власти, а не только центральным органом исполнительной власти (правительством).
Итак, ЭП не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности представления государственных услуг.
Целями формирования в Российской Федерации электронного правительства являются повышение:
· качества и доступности, предоставляемых гражданам и организациям государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек с граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан;
· открытости информации о деятельности органов государственной власти, расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, применяемых на всех уровнях государственного управления;
· качества административного-управленческих процессов; совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативность деятельности органов государственной власти, обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.
Для достижения указанных целей необходимо обеспечить:
· развитие и широкое применение в деятельности органов государственной власти средств обеспечения удаленного доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов, основанных на использовании современных ИТ;
· предоставление государственных услуг с использованием многофункциональных центров и сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и взаимодействия государственных органов с гражданами и организациями;
· создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;
· внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности в рамках создания единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации;
· формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в государственных информационных системах, обмена информацией в электронном виде между органами государственной власти, гражданами и организациями, а также контроля за использованием государственных информационных систем.
Обычно в процессе становления ЭП принято выделять три стадии.
Стадия 1 (публичность). На данной стадии средства ИТ расширяют и делают более быстрым и адресным доступ граждан, организаций и предприятий к информации органов власти. Для реализации данной стадии органы власти создают свои веб-сайты, на которых размещаются законодательный и другие нормативно-правовые акты, формы необходимых документов, статистические и экономические данные. Основной элемент данной стадии оперативность обновления информации и наличие правительственного веб-портала, который интегрирует все государственные информационные ресурсы и предоставляет доступ к ним «через одно окно».
Стадия 2 (онлайн-транзакции). На второй стадии государственные услуги (регистрация недвижимости и земельных участков, заполнение налоговых деклараций, подача заявлений на разрешение) предоставляются в онлайн-режиме. Переход на данную стадию позволяет оптимизировать бюрократические и трудоемкие процедуры, сокращает масштабы коррупции (виртуальный контакт с чиновником понижает его возможности вымогать взятки). Реализация этой стадии позволяет органам власти оказывать услуги в электронной форме (e-services) населению и фирмам 24 часа в сутки и 7 дней в неделю через «одно окно».
Стадия 3 (участие). На третьей стадии обеспечивается участие общества в госуправлении, путем обеспечения интерактивного взаимодействия граждан и фирм с политиками и чиновниками на протяжении всего цикла выработки государственной политики на всех уровнях власти. Реализуется с помощью веб-форумов, на которых обсуждаются проекты нормативных и законодательных актов, аккумулируются предложения.
Среди основных направлений функционирования ЭП можно выделить следующие виды взаимодействия:
· между государством и гражданами (G2C – Govemment-to-Citizen);
· между государством и бизнесом (G2B – Govemment-to-Business);
· между различными ветвями государственной власти (G2G – Govemment-to- Govemment);
· между государством и государственными служащими (G2E – Govemment-to - Employees).
Разработка и утверждение необходимых документов по созданию ЭП в России начато с 2008 года, а практическое внедрение с 2009 г. (Федеральный закон № 8 – ФЗ от 9 февраля 2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).
10 сентября 2009 года выпущено Постановление № 721 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002-2010 годы)».
В новой редакции Программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции Формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. №632-р).
Согласно положениям Программы построения инфраструктуры электронного правительства строятся на унифицированной технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной инфраструктуре его функциональных элементов – информационных систем федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также элементов инфраструктуры общественного доступа – центров доступа в общественных приемных, библиотеках и ФГУП «Почта России», ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтов государственных органов в сети Интернет, региональных многофункциональных центров оказания услуг. Кроме оказания услуг для граждан и организаций в основные задачи инфраструктуры электронного правительства входит построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально-экономического развития, управления ходом выполнения приоритетных национальных задач (условное название ГАС «Управление»), то есть затрагиваются существенные вопросы совершенствования и административной реформы государственного управления в России.
Имеющаяся нормативная правовая база пока не в полной мере обеспечивает регулирование существующего многообразия отношений, которые появляются на основе создания и использования информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении, и недостаточно соответствует международной практике. Действующие нормативные правовые акты не согласованы между собой и характеризуют только отдельные пункты информационного обмена между органами государственной власти, хозяйствующими субъектами и гражданами.
Построение нормативной правовой основы предполагается направить на обеспечение правовых условий создания и деятельности электронного правительства, создание правовой базы для обеспечения эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти, осуществлении прав граждан, защиты общественных и государственных интересов в этой сфере.
Для обеспечения совершенствования нормативной правовой основы необходимо осуществить:
1. Развитие законодательства Российской Федерации, которое обеспечивает использование электронной цифровой подписи в Российской Федерации, согласованного с международными правовыми актами;
2. Внесение изменений в нормативные правовые акты о закупках товаров (работ, услуг) для государственных нужд в целях обеспечения технологической совместимости информационных систем органов государственной власти;
3. Внесение поправок в нормативные правовые акты Российской Федерации для решения задач, связанных с урегулированием отношений, которые опираются на внедрение и совершенствование в органах государственной власти систем электронного документирования, электронного документооборота, электронных архивов на основе единых аспектов и правил, открытых стандартов форматов электронных документов, а также с созданием и эксплуатацией государственных информационных систем, обеспечением их технологической и семантической совместимости и установлением единообразных требований по информационной безопасности;
4. Подготовку системы нормативных правовых актов, которые регламентируют вопросы информационного взаимодействия органов государственной власти в процессе выполнения закрепленных за ними функций;
Совершенствование нормативной правовой базы позволит устранить отставание законодательства Российской Федерации в этой области от потребностей общества и характера общественных отношений, а также создать целостную правовую систему и гармонизировать законодательство Российской Федерации с общепризнанными нормами и принципами международного права.