4.1. Основы правового регулирования на информационном рынке.
1.2. Основы правового регулирования на информационном рынке.
Информационный рынок (ИР) – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле товарами, созданными информационной индустрией. В составе этих товаров преобладают информационные ресурсы и услуги.
Информационный ресурс (ИР) – организованная совокупность документированной информации, продукт интеллектуальной деятельности специалистов в информационных системах.
Согласно ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которыми предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), на информационном рынке являются :
§ произведения науки, литературы и искусства;
§ программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
§ базы данных;
§ исполнения;
§ фонограммы;
§ сообщение в эфир или по кабелю радио – или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
§ изобретения;
§ полезные модели;
§ промышленные образцы;
§ селекционные достижения;
§ топологии интегральных микросхем;
§ секреты производства (ноу-хау);
§ фирменные наименования;
§ товарные знаки и знаки обслуживания;
§ наименования мест происхождения товаров;
§ коммерческие обозначения.
Информационная услуга – удовлетворение со стороны информационной системы, собственника или владельца информационного ресурса заявки пользователя на подготовку и получение в согласованных условиях некоторого информационного ресурса определенной тематической направленности, заданного вида и конечного объема.
При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами – предоставляющей и использующей услугу.
Информационный рынок, как и другие рынки, характеризуется определенным ассортиментом продуктов и услуг, наличием конкуренции, спросом и предложением, ценами, поставщиками и потребителями и др. Но в отличие от торговли обычным товаром, информационные ресурсы, услуги и продукты могут копироваться в неограниченном количестве (например, пакеты прикладных программ «1С – Предприятие», «Парус» и др.). Исключение составляют информационные ресурсы и услуги, которые не могут быть товаром и попадают под действие ФЗ № 54-85 «О государственной тайне», ФЗ № 152- ФЗ «О персональных данных», статьи УК №273 «Вредоносные программы», УК № 273 «О нарушении работы ЭВМ и сети ЭВМ».
Составляющими рынка информационных ресурсов, продуктов и услуг являются: аппаратно-программные средства, соответствующие технологии переработки информации, товары информационной индустрии, поставщики и покупатели, и справочно-навигационные средства.
·Большое значение для развития информационного рынка в России является его государственное регулирование в виде ряда юридических документов: федеральных законов, указов, постановлений, соответствующих приказов и распоряжений по организации. Основными документами являются:
Конституция РФ .
Гражданский кодекс РФ .
Налоговый кодекс РФ .
Трудовой кодекс РФ.
Уголовный кодекс РФ.
Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» .
Федеральный закон Российской Федерации от 09.02.20009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов».
Закон РФ от 27.12.1991 №2124-1 « О средствах массовой информации» .
Федеральный закон от 14.06.2011 № 142-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере массовой информации» .
Закон РФ от 21.07.1993 №5485-1 «О государственной тайне» .
Федеральный закон от 27.07.2006 №152 (ред. от 21.07.2014) – ФЗ «О персональных данных» .
Федеральный закон от 29.07.2004 №98-ФЗ (ред. От 11.07.2011) «О коммерческой тайне» .
Федеральный закон от 06.04.2014 № 63 «Об электронной подписи» .
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, принятая в 2000 г.
В 1993 г. был принят Закон РФ «О государственной тайне», регулирующий отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне.
Федеральный закон 2006 г. № 149 «ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет ряд важных понятий таких, как информация, обладатель информации, информационные технологии, ресурсы и пр., а также регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов, информационных технологий, защите информации и др.
Законом определен ряд терминов, в их числе:
·персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
·оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
· обработка персональных данных—любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
По вопросам конфиденциальности персональных данных в законе сказано следующее: «Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом».
Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений Федерального закона о коммерческой тайне.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (далее - Доктрина) утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. Этот документ представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности РФ .
Доктрина на многие годы вперед служит основой для:
§ формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ;
§ подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности РФ;
§ разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности РФ;
Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности РФ применительно к информационной сфере.