2. Некоммерческий маркетинг
Некоммерческий маркетинг применяют организации и индивиды, действующие в общественных интересах и не стремящиеся к получению прибыли.
Клиенты некоммерческих организаций:
· Потребители
· Органы власти
· Спонсоры, т.е. все те, кто финансирует деятельность некоммерческих организаций
Отличительные черты некоммерческого маркетинга:
Ø Сложность маркетинговых целей, т.к. деятельность не может измеряться с финансовых позиций
Ø Возможность обслуживания экономически невыгодных сегментов рынка
Ø Приоритетность высокого качества обслуживания
Ø Отсутствие связи с оплатой товаров и услуг потребителями
Цели деятельности некоммерческих организаций определяют количество клиентов, которых необходимо обслужить, объем оказываемых услуг и их качество.
Некоммерческий маркетинг бывает следующих разновидностей:
1) Маркетинг идей. Чаще всего к таким идеям относят: борьбу с курением, алкоголизмом, наркоманией. Такая сфера носит название «общественного маркетинга».
Общественный маркетинг – это создание, выполнение и контроль за выполнение программ, которые стремятся добиться восприятия общественной идеи.
Цели маркетинговых идей:
§ Достижение понимания (например, знание питательной ценности пищевых продуктов)
§ Побуждение к единовременному действию, например участие в компании массовых прививок
§ Стремление изменить привычки поведения, например, пользование автомобильными ремнями безопасности
§ Изменение основополагающих представлений
2) Маркетинг организаций. Часто организации занимаются маркетингом, чтобы «продавать» самих себя.
Маркетинг организаций – это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения позиций или поведения целевых аудиторий по отношению к конкретным организациям.
Маркетингом организаций обычно занимаются отделы по организации общественного мнения.
В задачи таких отделов состоят в том, чтобы соотносить принципы и действия индивида или организации с интересами общества, планировать и осуществлять действия с целью восприятия их со стороны общества.
Работа по организации общественного мнения - это управление образом организации. Для этого необходимо установить, какой образ организация хочет иметь и разработать мероприятия, способствующие достижению этого образа.
3) Маркетинг лиц – это действия, предпринимаемые с целью создания, поддержания или изменения поведения по отношению к конкретным лицами. Он подразделяется:
· Маркетинг политических кандидатов
· Маркетинг знаменитостей – деятельность по собранию образа знаменитостей, освещению его образа в СМИ
4) Маркетинг мест – это деятельность, направленная на создание, поддержание или изменения отношения к определенному месту. Маркетинг мест подразделяется:
· Маркетинг жилья – это постройка и активное предложение квартир для продажи
· Маркетинг мест отдыха проводится с целью привлечения отдыхающих на курорты, памятники архитектуры
· Маркетинг зон хозяйственной застройки – это деятельность, направленная на хозяйственное освоение, продажу земли или предприятий, магазинов и складов
· Маркетинг инвестиций в земельную собственность – это деятельность, направленная на обустройство и продажу земельных участков