5. Цели и задачи маркетинга
Маркетинг – это общественная
наука, поэтому затрагивает великое множество людей. В силу ряда причин
(образование, социальное положение, религиозные убеждения и многое другое)
отношение к данной дисциплине неоднозначно, порождая противоречия. С одной
стороны, маркетинг – неотъемлемая часть жизни товара, с другой стороны – несет
негативное восприятие: создание ненужных потребностей, развивает в человеке
алчность, «атакует» рекламой со всех сторон.
Каковы же истинные
цели маркетинга?
Многие считают, что
главной целью этой науки является сбыт и его стимулирование.
П. Друккер (теоретик
по проблемам управления) пишет так: «Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту
ненужными. Его цель – так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга
будут точно подходить последнему и продавать себя сами».
Из этого вовсе не
следует, что усилия по сбыту и стимулированию теряют свое значение. Скорее
всего они становятся частью маркетинговой деятельности предприятия по
достижению главной цели – максимизации продаж и прибыли. Из вышесказанного
можно сделать вывод, что маркетинг – это такой вид человеческой деятельности,
который направлен на удовлетворение человеческих нужд и потребностей с помощью
обмена.
Итак, основными целями
маркетинга являются следующие.
1. Максимизация возможно высокого
уровня потребления – фирмы пытаются увеличить свои продажи, максимизировать
прибыль с помощью различных способов и методов (вводят моду на свою продукцию,
намечают стратегию роста продаж и др.).
2. Максимизация потребительской
удовлетворенности, т. е. цель маркетинга – выявить существующие потребности и
предложить максимально возможный ассортимент однородного товара. Но так как
уровень потребительской удовлетворенности очень трудно измерить, то и оценить
маркетинговую деятельность по этому направлению сложно.
3. Максимизация
выбора. Данная цель вытекает и как бы является продолжением предыдущей. Трудность в
реализации данной цели заключается в том, чтобы не создать на рынке марочного
изобилия и мнимого выбора. Да и некоторые потребители при избытке определенных
товарных категориях испытывают чувство беспокойства и растерянности.
4. Максимизация
качества жизни. Многие склонны считать, что наличие ассортимента товаров благоприятно
влияет на его качество, количество, доступность, стоимость, т. е. товар
«совершенствуется», а следовательно, потребитель может максимально удовлетворить
свои потребности, повысить качество жизни. Сторонники этого взгляда признают,
что повышение качества жизни – цель благородная, но в то же время это качество
трудно измерить, потому порой рождаются противоречия.
Задачи маркетинга:
1) исследование, анализ,
оценка потребностей реальных и потенциальных покупателей;
2) помощь маркетинга в
разработке нового товара (услуги);
3) обеспечение
сервисного обслуживания;
4) маркетинговые
коммуникации;
5) исследование,
анализ, оценка и прогнозирование состояния реальных и потенциальных рынков;
6) исследование
деятельности конкурентов;
7) сбыт товара
(услуги);
8) формирование
ассортиментной политики;
9) формирование и
реализация ценовой политики фирмы;
10) формирование
стратегии поведения фирмы.