15.9. Организационный и кадровый риски

 

В рассмотренной классификации банковских рисков в структуре внутренних рисков выделен организационный риск, который ранее не выделялся. В то же время его выделение не только обоснованно, но и необходимо. Организационный риск связан с организационной структурой банка. Выбор той или иной ее формы определяется в первую очередь целями, которые ставит перед собой коммерческий банк, - достижение приоритетных результатов своей деятельности. Выбор этих целей неслучаен и зависит от многих факторов: величины банка и его филиальной сети, рейтинга банка, условий его деятельности, развития конкуренции на банковском рынке, требований акционеров и др. В зависимости от этого коммерческий банк может определить в качестве основных целей своей деятельности в рамках выбранной стратегии, например, расширение банковских услуг, привлечение клиентов или увеличение прибыли. Возможна и многоцелевая стратегия банка. Это особенно характерно для "молодых" коммерческих банков, какими являются российские банки.

Следует отметить, что в настоящее время в России лишь некоторые коммерческие банки стали уделять внимание организационной структуре, а отсюда - и управлению организационным риском. Формирование организационной структуры во многих коммерческих банках идет без должной подготовки и обоснования. Однако существует наука о банковских структурах, которая рассматривает разные варианты структуры. Это необходимо учитывать при формировании конкретной банковской структуры, имея в виду, что для банка его организационная структура - своеобразный технологический процесс деятельности, в котором должны быть учтены все необходимые звенья.

Организационную банковскую структуру можно сравнить с технологическим процессом на предприятии. Любые нарушения или несоответствия в нем отразятся на выпускаемой продукции, поэтому совершенствованию технологических процессов на предприятиях всегда уделяется повышенное внимание. Только в этом случае можно предложить рынку (потребителю) конкурентоспособную продукцию. Аналогичным должно быть отношение к построению организационных банковских структур. Тем более точка зрения, что банк - специфическое предприятие, находит все больше сторонников.

Организационная банковская структура не является застывшей, она развивается в зависимости от особенностей развития и требований банковского рынка. Как и другие секторы рынка, банковский рынок в XX в. эволюционировал: произошло смещение от рынка продавца к рынку покупателя. Менялась и банковская организация. Она прошла путь от традиционной к маркетинг-ориентированной.

Традиционная банковская организация строится в соответствии с характером оказываемых услуг. Приоритет в ней отдается оказанию услуг по сравнению с их сбытом, т.е. банк реализует только те услуги, которые он в состоянии производить. Эта система обеспечивает технически безукоризненное исполнение услуг, и в этом ее достоинство. Одновременно характерная для нее узкая специализация затрудняет координацию деятельности отделов банка и решение возникающих у клиентов проблем комплексного характера. Особенно ярко этот недостаток проявился при усилении конкуренции на банковском рынке, в результате чего возникла концепция маркетинг-ориентированной банковской организации. Согласно этой концепции вопросы сбыта услуг имеют приоритет по сравнению с вопросами их производства: банк стремится предлагать на рынке те услуги, которые пользуются спросом у потребителя.

Главная особенность маркетинг-ориентированной организации коммерческого банка состоит в том, что в соответствии с ней в банке, как и на традиционном предприятии, выделены сектор сбыта и сектор производства. Кроме того, четко определены место и роль каждого работника.

Варианты банковской организации имеют определенную целевую ориентацию: один из них нацелен на расширение услуг, другой - на привлечение клиентов. Российским коммерческим банкам, работающим в специфических условиях, приходится решать многоцелевые задачи. В связи с этим при выборе организационной структуры они не могут взять в чистом виде ни один из вариантов маркетинг-ориентированной банковской организации. Каждому коммерческому банку с учетом особенностей его деятельности предстоит создавать собственную организационную структуру. Совершенной она будет только в том случае, если в ней будут сохранены принципы построения научно обоснованных организационных банковских структур. Лишь такая структура способна нивелировать организационный риск.

Кадровые риски занимают особое место в структуре банковских рисков. Они способны усилить любой возможный банковский риск. Их степень во многом зависит от эффективности управления персоналом в банке. Неслучайно в коммерческих банках большое внимание уделяют управлению персоналом.

Кадровый риск - сложный риск, в состав которого включают следующие риски:

- должностной, состоящий в несоответствии самой должности видам деятельности, целям, задачам, функциям и технологиям банка. Причинами могут быть неправильно составленное штатное расписание и искаженное описание должности;

- квалификационно-образовательный, суть которого заключается в несоответствии работника занимаемой должности;

- злоупотребления и недобросовестности, зависящий от уровня работы по подбору и найму персонала, эффективности деятельности служб безопасности, результативности действий контрольно-ревизионного аппарата, стиля руководства, уровня корпоративной культуры;

- непринятия сотрудниками нововведений. Управление нововведениями предполагает своевременное информирование людей, постановку ясных целей и стратегии, гибкое планирование и организацию, стимулирование персонала и его вовлечение в изменения на всех этапах, обучение персонала и целевое воздействие на его поведение.

Таким образом, кадровый риск связан с разными сторонами банковской деятельности. Это обусловливает его прямое влияние практически на любую банковскую операцию, следовательно, и на степень ее риска. Отсутствие кадрового риска или его низкая степень позволяют успешнее решать задачи управления другими банковскими рисками: кредитным, процентным, инвестиционным и т.д. Значит, проблема управления кадровыми рисками приоритетна в банковском управлении.

 

Последнее изменение: вторник, 26 августа 2014, 00:42