13.2. Стратегический менеджмент и банковская политика

 

Стратегический менеджмент банка предполагает определение общей концепции развития банка, постановку целей и конкретных задач его деятельности, разработку мероприятий по реализации поставленных целей (банковской политики), формирование оптимальной организационной структуры банка.

Стратегический менеджмент опирается на сложную систему целей, элементами которой являются:

- предпринимательская философия;

- корпоративная миссия;

- стратегические цели;

- тактические цели.

Предпринимательская философия характеризует систему корпоративных ценностей банка, определяет наиболее общие цели его деятельности. К ним относятся:

- получение прибыли;

- удовлетворение потребностей клиентов;

- обеспечение надежности банка;

- содействие развитию экономики (поддержка реального сектора, социальной сферы, укрепление устойчивости денежного обращения);

- удовлетворение потребностей членов коллектива.

Корпоративная миссия (концепция развития банка) определяет наиболее общие черты его деятельности:

- целевой рынок (широкий или узкий);

- характер ассортимента (универсальный или специализированный);

- размер банка (крупный, средний или мелкий; международный, национальный или региональный);

- стратегические преимущества (низкие издержки или дифференциация продукта).

Стратегические цели задают наиболее важные параметры развития банка в обозримом будущем (как правило, на период от трех до пяти лет):

- рост или снижение объема оказания отдельных услуг;

- динамика прибыли на активы и собственный капитал;

- изменение доходов от платных услуг и т.д.

Тактические цели имеют краткосрочный характер (до одного года) с учетом текущей конкурентной ситуации. В них наиболее точно определяются желаемые рубежи - достижение намеченной величины прибыли или рентабельности, конкретных объемов сбыта или доли на рынке, темпов роста производства и сбыта и т.д.

Существует необходимость при постановке целей учитывать регулятивные нормы и экономические нормативы, принятые в России и за рубежом в целях предотвращения необоснованного риска. К ним относятся:

- уровень достаточности капитала, установленный Базельским соглашением, в размере не менее 8% активов, взвешенных с учетом риска;

- предельная доля кредитов в общей сумме активов - не более 65%;

- преимущественное обеспечение кредитов собственной депозитной базой;

- преимущественный рост прибыли за счет процентного и непроцентного дохода;

- норма ликвидности.

Условиями успешности банковской стратегии являются:

- адекватность стратегии условиям внешней и внутренней среды банка;

- адекватные меры по реализации сформулированной стратегии.

Выделяют следующие фазы (этапы) стратегического планирования:

1) аналитическая (сбор первичной и вторичной информации, анализ, наблюдение);

2) прогностическая (составление прогнозов и сценариев);

3) целеполагания (формулирование философии, миссии, стратегии);

4) выработки мероприятий по реализации стратегии (банковской политики);

5) реализации стратегии (тактика деятельности банка);

6) контрольная (предварительный, текущий и последующий контроль; контроллинг).

Анализ и прогнозирование представляют собой предварительные фазы (этапы) стратегического планирования. Их проведение должно обеспечить выполнение первого условия успешности банковской стратегии - адекватности стратегии условиям среды.

Второе условие успешности стратегии - адекватные меры по реализации стратегии - обеспечивается в ходе осуществления банковской политики и тактики.

Банковская политика - совокупность мероприятий по реализации банковской стратегии. Она включает в себя такие направления, как:

- организационная политика;

- финансовая политика;

- товарная политика;

- ценовая политика;

- сбытовая политика;

- коммуникационная политика;

- кадровая политика;

- политика управления рисками;

- внешнеэкономическая политика.

Тактика банка включает в себя:

- определение организационной структуры банка, документальное закрепление названий всех подразделений банка с указанием их функций;

- подготовку инструктивных и методических разработок, регулирующих технологию совершения банковских операций и проведения аналитической работы;

- формирование процедур принятия решений, в том числе по кредитным сделкам, позволяющим минимизировать банковские риски;

- разработку требований к документации, представляемой клиентами в банк, а также банковской документации;

- разработку правил осуществления предварительного и последующего контроля в процессе оказания банковских услуг;

- разработку системы оплаты труда и принципов материального поощрения;

- определение критериев оценки качества труда персонала на разных участках банковской деятельности.

 

Последнее изменение: вторник, 26 августа 2014, 00:16