3.Многообразие взаимодействия спроса и предложения

 Обязательным условием функционирования рыночных отношений является взаимодействие спроса и предложения. В зависимости от конкретно складывающейся рыночной ситуации это взаимодействие может принимать различные формы. Рассмотрим последовательно возможные ситуации.

1.Классическая ситуация равновесия.

В соответствии с кривыми спроса D и предложения S можно установить, что при каждой данной цене рыночные контрагенты планируют купить или продать определённое количество товаров (Рисунок 3). В ситуации, когда их интересы совпадают, значения функций спроса и предложения равны, что позволяет сформироваться равновесному объёму QЕ и равновесной цене РЕ. Графически это соответствует точке равновесия Е ( англ. equilibrium).

рис 5

Рисунок 3

 В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Это означает, что ни у продавцов, ни у покупателей нет внутреннего мотива к его нарушению. С точки зрения общества ситуация равновесия является самой эффективной, так как обеспечивает максимально возможный объём (QE) продаж (покупок) при заданных функциях спроса и предложения в данный период времени при прочих равных условиях. Для потребителей это означает максимизацию общей полезности (TU), для производителей (продавцов) – максимизацию общей выручки (TR). В таких условиях отсутствуют предпосылки образования дефицита и избытка товаров, что характеризуется эффективным использованием ресурсов.

Возможные отклонения от ситуации равновесия.

а) В случае, если реальная рыночная цена опускается ниже равновесной РЕ до уровня Р1, то, в соответствии с законами спроса и предложения, объём спроса увеличится до значения QD1, а объём предложения сократится до QS1. Следовательно, определённая часть потребителей не сможет купить данный товар, объём продаж (покупок) снизится до уровня QS1 и на рынке образуется его дефицит (неудовлетворённый спрос) в размере (QD1 – QS1). Этот дефицит будет оказывать повышающее давление на цену Р1.

б) Если реальная цена установится выше равновесной РЕ  на уровне Р2 , то, в соответствии с законами спроса и предложения, объём спроса снизится до значения QD2 , а объём предложения возрастёт до QS.Это означает, что определённая часть производителей не сможет продать свой товар, объём продаж (покупок) сократится до уровня QD2 и на рынке образуется излишек (избыточное предложение) в размере (QS– QD2). Этот избыток будет оказывать понижающее давление на цену Р2.

Таким образом, отклонение рыночной цены от состояния равновесной всегда приведёт к снижению объёма продаж(покупок) и при любом отклонении этот объём будет равен меньшему из двух.

Равновесная цена, формирующаяся в результате действия рыночных конкурентных сил, выполняет важнейшие функции в экономике:

а) информационную – её величина служит ориентиром для всех субъектов рыночной экономики;

б) нормирующую – она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объём потребления товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства данной продукции. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы;

в) стимулирующую – она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, изменять технологию и ассортимент, оптимизировать уровень издержек.

2.Ситуация отрицательного объёма.

Такая ситуация (рисунок 4) означает, что цена спроса меньше цены предложения при любом неотрицательном объёме выпуска и сумма, которую готовы заплатить потребители за данный товар недостаточна, чтобы возместить затраты на его производство. Это означает, что производство такого товара технологически возможно, но экономически нецелесообразно.

 Рис 4

 Рисунок 4

3.Ситуация отрицательной цены.

Для этой ситуации объём предложения превышает объём спроса при любой  неотрицательной цене (Рисунок 5). Это означает, что данный товар либо является свободным благом, либо производственная и/или ценовая стратегия фирмы оказались ошибочными.

Рис 5

 Рисунок 5

4.Ситуация множественного равновесия

На Рисунке 6 линия спроса имеет стандартный отрицательный наклон, а кривая предложения после определенного момента меняет знак

наклона. Это приводит к существованию двух положений равновесия – в точках Е1 и Е2. Как правило, такая кривая предложения характерна для трудовых ресурсов. Кривая предложения имеет положительный наклон при относительно низком уровне заработной платы, и её рост стимулирует увеличение предложения труда. Если же уровень заработной платы продолжает расти, то, возможно, будет достигнута точка, за которой работники предпочтут увеличению дохода возможность реализации других потребностей (развитие личности, выполнение социальных функций, досуг и иное).

 Рис. 6

  Рисунок 6

 5. Ситуация на рынке товаров двусторонней абсолютной неэластичности.

На рисунке 7 представлен случай равновесия, когда кривые спроса и предложения имеют не одну точку пересечения, а совпадают на отрезке NM при объёме равновесия QE. В этом случае изменений цены недостаточно, чтобы вызвать у потребителей изменение объёма спроса, а у производителей – изменение объёма предложения.

 

 

6. Ситуация на рынке дотационных товаров.

На рисунке 8 кривые спроса и предложения также имеют общий отрезок, и в этом случае равновесие устанавливается при цене РЕв интервале объёмовKL.Изменение объёма в этом интервале не вызовет изменения цены спроса и равной ей цены предложения.

 Рис 7       Рис 8

   Рисунок 7                                                                                    Рисунок 8

 

 Реальная рыночная экономика неизбежно связана с необходимостью государственного регулирования цен и, следовательно, вмешательства в равновесие. Этот процесс возникает не только как результат несовершенства отдельных рынков, но и в связи с необходимостью решения макроэкономических задач. Такое регулирование может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или, наоборот, отклонение от него. Оно может осуществляться путем прямого контроля за уровнем цен и объемов рынка (установление обязательных государственных цен или рыночных квот), путем использования финансовых инструментов (налогов и дотаций) и некоторыми другими методами

 
Last modified: Sunday, 19 April 2015, 7:31 PM