ТЕМА 3

Общество как социокультурная система

1. Общество как система

2. Типологии обществ

3. Гражданское общество, его признаки и основания

4. Развитие общества. Понятия эволюции, прогресса и модернизации

5. Дифференциация общества.

6. Интеграция общества.

7. Общество как система (по Т. Парсонсу)

1.     Общество как система

Категория «общество» является одной из ключевых для социологической науки. Поэтому неудивительно, что разработка этого понятия, его определения является очень важной для раскрытия всей социологии.

На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование.

Общество представляет собой сложную систему. Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

В человеческом обществе выделяются три достаточно разнородных элемента:

1. Природная среда, которой люди пользуются для своего существования. Это плодородные почвы, реки, деревья, полезные ископаемые и т. д.

2. Люди, которые образуют самые различные социальные группы.

3. Культура, которая интегрирует общество в единую систему.

Человеческое общество представляет собой сложный социокультурный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура.

Под культурой в социологии понимают созданную людьми искусственную материальную (предметную) и идеальную среду, определяющую социальную жизнь людей. Социологи придают культуре социальный смысл и определяют ей ведущее значение в общественной жизни. Именно культура как система ценностей, норм и образцов поведения определяет ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое поведение. Культура является результатом взаимодействия людей с природной средой.

Не только культура, но и все человеческое общество состоит из элементов. Но все эти элементы, взятые в отдельности, еще не являются обществом. Необходимы связи межу ними, которые дадут им возможность существовать в неразрывном единстве.

Таким образом, элементы природы, люди и культура в процессе саморазвития и взаимодействия между собой создают сложную, самонастраивающуюся, динамическую систему — человеческое общество.

2.     Типологии обществ

В процессе развития социологического знания сложилось множество подходов к классификации обществ. Классификации наиболее типических обществ основаны на выделении их основных параметров. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии.

На сегодняшний день классификация обществ на основе господствующих в них политических отношений не потеряла своей актуальности.

В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократические (население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии).

В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ:

1) первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства;

2) азиатское общество, отличающееся особым видом коллективной собственности на землю;

3) рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда;

4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;

5) буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;

6) коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.

Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества.

Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях. Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые социальные преобразования в таком обществе невозможны (Африка, центральная часть Австралии, индейские резервации).

Термин «индустриальное общество» ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.). Свою дальнейшую разработку это понятие получило в работах Р. Арона, У Ростоу, О. Тоффлера и др. исследователей. В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:

1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

2) механизация и автоматизация производства и управления;

3) массовое производство товаров на широкий рынок;

4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта;

5) рост урбанизации и социальной мобильности;

6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

7) формирование гражданского общества.

В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас. Основой трансформации индустриального общества и превращения его в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются:

1) глобальный характер информации, которая прорывает государственные границы и организационные барьеры;

2) рост возможностей сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;

3) рост влияния информации на различные сферы деятельности;

4) расширение демократии, децентрализация общества.

В обществе существуют различные подходы к оценке феномена информационного общества. Так, Р. Ф. Абдеев пишет, что следствием информационной революции и становлением информационного общества становится развитие наукоемких производств с минимальным использованием сырья и энергии. В информационном обществе жизнью правят интеллект, знания, высокоорганизованный труд, нет безработицы и национальных проблем, народ доволен жизнью.

Однако существуют и определенные опасения, связанные с наступлением эры информационного общества. Негативной стороной постиндустриального общества является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. С другой стороны существует опасность формирования двухклассового общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней в силу различных причин.

3.     Гражданское общество, его признаки и основания

Термин «гражданское общество» восходит к идее полиса Аристотеля. У него гражданское общество равнозначно понятию политического общества и противопоставляется понятию «семья», с одной стороны, и понятию «этнос» – с другой. Таким образом, изначально значение термина «гражданское общество» можно определить словами Гегеля как «дифференциацию, которая выступает между семьей и государством». Сегодня понятие «гражданское общество» приобрело более конкретное значение, получило научную определенность, и его можно охарактеризовать как совокупность социальных отношений и институтов, функционирующих независимо от государства и способных на него воздействовать, общество автономных индивидов и автономных социальных субъектов.

Автономия гражданского общества от государства не отменяет их взаимосвязи, а наоборот, способствует взаимоконтролю и взаимоограничению государственных и негосударственных структур. В результате этого стимулируется движение к правовому государству.

Одна из важнейших задач гражданского общества – добиться, чтобы государство не вторгалось в частную жизнь, а наоборот, охраняло ее.

Гражданское общество имеет признаки, отличающие его от других негосударственных образований: церкви, общественных объединений, традиционной общины. Среди этих признаков можно выделить следующие:

1) комплексность, переплетенность хозяйственно-экономических, организационно-политических, социально-демографических и культурно-национальных отношений;

2) децентрализованный характер, т. е. невозможность создания гражданского общества централизованными органами государственной власти;

3) динамизм, подвижность различных ассоциаций при свободе их возникновения, ликвидации, деления, перегруппировки, переориентации;

4) демократизм, который определяется самостоятельностью и самодеятельным характером гражданских ассоциаций;

5) зависимость от образа жизни людей, генетическая и функциональная связь с материальной жизнью общества.

Помимо отличительных признаков, гражданское общество имеет и свою четкую структуру. Его элементы существуют во всех сферах общества, что характеризует его как сложную социальную систему. В экономической сфере элементами гражданского общества являются общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, производственные и сельскохозяйственные кооперативы, потребительские общества, индивидуальные предприниматели и др.

В социальной сфере гражданское общество представлено сельскими общинами, жилищными кооперативами, товариществами собственников жилья, органами местного самоуправления, объединениями по интересам.

В общественно-политической сфере это различные общественные объединения и движения, лоббистские образования, профессиональные союзы, избиратели.

В духовной сфере проявления гражданского общества – негосударственные средства массовой информации, религиозные объединения, творческие союзы, культурно-национальные общества и автономии.

Задачи гражданского общества:

1) воспроизведение ценностей, обычаев, норм, позволяющих осуществлять комфортное общежитие;

2) формирование и поддержка среды, в которой формируется активный социальный тип гражданина;

3) поддержание моральных устоев общества: порядочности, честности, гуманности, достоинства человека;

4) обеспечение формирования разнообразных форм собственности, многоукладной рыночной экономики;

5) регулирование взаимоотношений частных лиц, групп, организаций, разрешение конфликтов;

6) осуществление самоуправления во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни;

7) сочетание социальных симметрий и асимметрий в структурах гражданского общества, что позволяет поддерживать социальную справедливость;

8) создание форм демократического оппонирования и демократической конструктивной оппозиции.

Формирование гражданского общества в России началось только в начале XX в., когда бурно происходило формирование легальных политических партий, складывался парламентаризм. Однако этот процесс был прерван большевизацией государственной власти.

Следующий этап становления гражданского общества начался лишь в 90-е гг. XX в. Однако этот этап был осложнен значительным ослаблением государства и разрывом между ним и обществом.

Поэтому вместо общественных объединений и организаций силу набирали организованные преступные группировки, коррумпированные чиновники, криминальные финансовые группы.

В итоге посредниками между гражданским обществом и государством стали мощные лоббисты и олигархические элементы. В результате не сложилась нормальная партийная система, ослабли профсоюзные объединения, возрос абсентеизм избирателей, атомизация гражданского общества. Все это указывает на невозможность говорить сегодня об окончательном формировании в России гражданского общества.

4.     Развитие общества. Понятия эволюции, прогресса и модернизации

Социальное развитие – это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Характерными признаками социального развития являются три черты: необратимость, направленность и закономерность.

Необратимость – это постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен.

Направленность – это те линии, по которым совершается накопление.

Закономерность – это необходимый процесс накопления перемен.

В социологической науке сформировались три подхода к рассмотрению процессов развития общества.

1. Развитие общества имеет линейно-восходящий характер. Предполагается, что общество проходит ряд последовательных стадий, причем на каждой из них используются особые способы накопления и передачи знаний, коммуникации, добывания средств жизнеобеспечения, а также разные степени сложности структур общества. К сторонникам данного подхода развития общества следует отнести марксистов, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса и др.

2. Развитие общества имеет циклический, повторяющийся характер. В данном случае модель, описывающая развитие общества и его изменения, опирается на аналогию между обществом и природой. Одним из примеров циклических процессов в жизни обществ можно считать исторические циклы, которые проходят все цивилизации, – от их возникновения через расцвет к распаду. Представители данного подхода – Н. Данилевский, О. Шпенглер, Л. Гумилев и др.

3. Нелинейное развитие общества. Реальный ход событий в мире, особенно в последние десятилетия, показал, что нелинейное видение социальных изменений и социального развития более всего соответствует происходящим в обществе процессам. Ученые выделяют «точку изменений» – бифуркацию, т. е. такую поворотную точку, после которой изменения и в целом развитие может пойти не в прежнем, а в совершенно ином, возможно даже непредвиденном направлении. Нелинейность социального развития означает наличие объективной возможности многовариантного хода событий. Таким образом, выбор той или иной последовательности развития зависит от социального субъекта. Сторонниками нелинейного развития общества являются С. Л. Франк, М. Хетчер, Д. Коллмэн и др.

По своему характеру социальное развитие подразделяется на эволюционное и революционное. Характер того или иного социального развития зависит прежде всего от способа социальных изменений. Под эволюцией понимают постепенные плавные частичные изменения общества, которые могут охватывать различные сферы общества – экономическую, политическую, социальную, духовную (социальные реформы).

Под социальной революцией понимаются относительно быстрые всесторонние, коренные изменения общества. Революционные изменения носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое. Социальная революция всегда связана с насильственным разрушением одних социальных отношений и утверждением других. Большинство ученых видят в социальной революции аномалию, отклонение от естественного хода истории.

Соотношение эволюционных и революционных форм общественного развития зависит от конкретно-исторических условий государства и эпохи.

Процесс социального развития неразрывно связан с термином «социальный прогресс». Социальный прогресс – это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, что выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей.

Для определения прогрессивности того или иного общества в социологии традиционно использовались два наиболее общих критерия:

1) уровень производительности труда и благосостояния населения;

2) степень свободы личности.

Однако в современных условиях данные критерии прогресса нуждаются в некотором уточнении. Первый критерий в целом продолжает сохранять свое значение в качестве показателя, отражающего экономические и социальные сферы жизнедеятельности общества.

Второй же критерий, по мнению современных ученых, теряет свою актуальность. Это подтверждается данными последних социологических исследований, согласно которым человек перестает столь остро нуждаться в свободе, на смену которой приходит ответственность.

Таким образом, можно отметить, что в качестве второго критерия социального прогресса в современных условиях следует выделять скорее уровень развития социально-политических средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей членов общества в свободе и ответственности.

Кроме того, возникает необходимость выделения критериев социального прогресса, которые отражали бы духовно-нравственные изменения человечества.

Такими критериями можно считать уровень общественной нравственности, уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, рост производительных сил и освобождение человека от действий стихийных сил природы и общества и др.

5.     Дифференциация общества

Социальные связи возникают в обществе на основе так называемого социального взаимодействия индивидов и групп. Целью социального взаимодействия является удовлетворение каких-либо потребностей людей.

Социальное взаимодействие — это такое поведение индивида или группы, которое имеет целью удовлетворение определенной социальной потребности и направлено на другого индивида или группу и имеет для него значение.

Социальные взаимодействия могут быть дифференцированы по сферам общества: экономические, политические, культурные, или по его уровням взаимодействия. Вторая дифференциация включает все уровни: от взаимодействия отдельных личностей до цивилизационных связей.

При этом общество одновременно функционирует как на микроуровне (взаимодействия индивидов, малых групп), так и на макроуровне (большие организации, институты, слои, классы, общество в целом).

Социальные взаимодействия могут осуществляться как внутри отдельного общества или цивилизации, так и между обществами или цивилизациями (двусторонние и многосторонние государственные и негосударственные отношения).

Общество — динамическая система. Для развивающегося общества характерны постоянные изменения, усложнение его структуры, дифференциация (разделение, расслоение).

Процессы, определяющие дифференциацию общества:

• разделение общественного труда. Развитие производства, его усложнение требуют разделения труда, его специализации. Возникают все новые специальности, дифференцирующие людей по социальным группам;

• удовлетворение новых потребностей людей. За последнее столетие возникли или приобрели массовый характер такие новые потребности людей, как занятия спортом, туризмом, путешествиями, творческими хобби, занятия с помощью Интернета, радиоэфира, языка международного общения эсперанто. Эти процессы также способствуют подразделению общества на определенные группы, усложнению его социальной структуры и в конечном счете развитию общества и людей, его составляющих;

• расширение представлений людей о природе и обществе. Например, представление науки о грозящем катастрофическом падении на Землю большого метеорита или кометы. Такое событие может произойти, по современным данным, примерно раз в 60 млн лет, уже прошедших со времен динозавров, эра которых завершилась столкновением Земли с огромным метеоритом. Ученые уже сегодня разрабатывают меры по предотвращению опасности, возникшей из расширения наших представлений о природе;

• появление новых ценностей и норм. Например, новая ценность для России — плюрализм, привела к новой норме — многопартийности, которая ведет к дальнейшей дифференциации общества.

6.     Интеграция общества

Но наряду с дифференциацией, которая ведет к появлению новых социальных связей, развитию горизонтальных и вертикальных структур общества и вместе с тем к ослаблению его единства и сплоченности (солидарности), происходит и обратный процесс — интеграция (восстановление целого, объединение частей).

Интеграция — это процесс объединения общества, укрепления социальных связей, солидарности между членами общества, взаимного приспособления различных частей его структуры.

При несоблюдении этих условий в обществе развиваются дезинтеграционные процессы.

Общество как единое целое, состоящее в то же время из частей, связанных социальными отношениями, приобретает новые собственные свойства, не сводимые к свойствам составляющих его элементов. Например, общество как совокупность организаций, институтов и групп может перекрывать великие реки, строить гидроэлектростанции, запускать космические корабли, создавать сверхмощное оружие, что непосильно даже для большого количества разобщенных индивидов.

Факторы, способствующие интеграции общества:

единая культура общества как система материальных и идеальных объектов, как система, позволяющая на основании этих общих символических объектов взаимодействовать отдельным личностям, социальным группам и организациям;

единая система социализации, позволяющая молодому поколению воспринимать, а затем воспроизводить единую культуру;

система социального контроля, определяющая культуру подавляющего большинства общества, заставляет различных индивидов и группы подчиняться единым правилам, действовать по единым социальным нормам.

7.     Общество как система (по Т. Парсонсу)

Таким образом, мы видим у человеческого общества все признаки системы:

• наличие отдельных частей;

• наличие связей между частями;

• наличие свойств, не сводимых к свойствам частей;

• взаимодействие с окружающей средой — природой.

Т. Парсонс, рассматривая общество как открытую динамическую систему, взаимодействующую с окружающей природой (средой), определяет его структуру и функции. Он рассуждал следующим образом: если общество — открытая система, то оно должно, чтобы выжить, приспособиться к природе (адаптивная функция). Этой функции в обществе должна соответствовать определенная структура (подсистема экономики), которая поставляет и распределяет необходимые материальные продукты. Приспосабливаясь к природе, общество достигает поставленной цели — целенаправленная функция, которой соответствует подсистема политики, дающая законы и побуждающая людей работать и достигать не личных, а общественных целей.

Первые две функции являются внешними (инструментальными) направленными на преобразование природы, третья и четвертая функции направлены внутрь общества. Внутренними (экспрессивными) функциями являются интегративная и латентная. Ей соответствует подсистема контроля, которая поддерживает общую культуру общества (набор ценностей и норм). Латентная, скрытая функция обеспечивает сохранение и воспроизводство существующего порядка, поддержание устойчивости путем усвоения новыми поколениями общей культуры общества. Ей соответствует подсистема социализации, которая обеспечивает образование, воспитание, информирование молодого поколения. Структура общества имеет сложный характер. Любую подсистему можно представить как систему, состоящую из взаимосвязанных частей. Например, политическая система может состоять из государственных институтов, политических партий, законов, норм.

Система Т. Парсонса получила в социологии название «система AGIL» (по первым буквам английского написания функций).

Социальная структура у Т. Парсонса взаимодействует с культурной структурой, образуя динамическую «сверхсистему». Ведущая роль в этой социокультурной системе принадлежит культуре. Именно представления о ценностях, нормах, образцах поведения, изменяясь, вызывая определенные социальные действия людей, преобразуют структуру общества. Личность всегда стремится играть ту социальную роль, которая наиболее соответствует ее потребностям и представлениям. Если общество способно обеспечить такую возможность большинству граждан, тогда общественные функции развиваются поступательно и устойчивость системы максимальна. Социальная дифференциация, даже самая интенсивная, уравновешивается интеграционными процессами. Если культурные ценности и нормы поддерживаются подавляющим большинством, социальную сплоченность невозможно разрушить. Если ценности и нормы добровольно принимаются большинством населения, то общество и статически, и динамически устойчиво. Если культура в обществе насаждается с помощью репрессивных средств, то такое общество динамически неустойчиво и любое изменение его равновесия влечет за собой социальные конфликты.

 

Last modified: Thursday, 22 November 2018, 2:29 PM