Методические рекомендации по пчеловодству. Папка для выполненных контрольных работ заочников
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ФГБОУ ВО Костромская ГСХА
Кафедра частной зоотехнии, разведения и генетики
ПЧЕЛОВОДСТВО
Методические рекомендации
по выполнению контрольной работы
для студентов, обучающихся
по направлению подготовки 36.03.02 Зоотехния
очной и заочной форм обучения
КАРАВАЕВО
Костромская ГСХА
2020
ББК 46.91
|
П 24
Составитель: д.с.-х.н., профессор кафедры частной зоотехнии,
разведения и генетики Костромской ГСХА
Н.С. Баранова
Рецензенты: к.с.-х. н., доцент ФГБОУ ВО Костромской ГСХА
Т.В. Калыш
к.с.-х.н., доцент ФГБОУ ВО Костромской ГСХА
Т.Ю. Гусева
Рекомендовано к изданию методической комиссией
факультета ветеринарной медицины и зоотехнии
в качестве методических рекомендаций для студентов,
обучающихся по направлению подготовки 36.03.02 Зоотехния
очной и заочной форм обучения
П 24 |
Пчеловодство : методические рекомендации / сост. Н.С. Баранова. – Караваево : Костромская ГСХА, 2020. – 25 с. |
|
В учебно-методическом пособии изложены рекомендации по изучению дисциплины «Пчеловодство». Включены темы: биология пчелиной семьи, содержание и разведение пчел, методы разведения и племенная работа в пчеловодстве, болезни и вредители пчел, кормовая база и технология производства продуктов пчеловодства, опыление энтомофильных культур пчелами, организация производства в пчеловодстве. Представлены задания для выполнения контрольной работы. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы предназначены для студентов направления подготовки 36.03.02 Зоотехния очной и заочной форм обучения. |
ББК 46.91
|
|
Ó ФГБОУ ВО Костромская ГСХА, 2020 Ó Н.С. Баранова, составление, 2020
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
С.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЧЕЛОВОДСТВО»………………………… |
3 |
1.1. Цель и задачи изучения дисциплины ………………….…………… |
3 |
1.2. Требования к уровню подготовки освоения дисциплины………… |
3 |
1.3. Методические указания……………………………………………… |
4 |
1.4. Распределение учебного времени для изучения дисциплины……… |
6 |
1.5. Библиографический список…………………………………………. |
8 |
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСНОВНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………….. |
9 |
2.1. История, развитие и современное состояние пчеловодства в России и за рубежом………………………………………………………………. |
9 |
2.2. Биология пчелиной семьи…………………………………………… |
9 |
2.3. Содержание пчелиных семей……………………………………….. |
12 |
2.4. Размножение пчелиных семей……………………………………… |
15 |
2.5. Методы разведения и племенная работа в пчеловодстве………… |
17 |
2.6. Болезни и вредители пчел…………………………………………… |
19 |
2.7. Кормовая база и технология производства продуктов пчеловодства |
21 |
2.8. Опыление энтомофильных культур пчелами………………………. |
23 |
2.9. Организация производства в пчеловодстве………………………… |
26 |
РАЗДЕЛ 3. Задания и методические указания по выполнению контрольной работы……………………………….. |
27 |
Раздел 1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ДИСЦИПЛИНЫ «ПЧЕЛОВОДСТВО»
1.1. Цель и задачи изучения дисциплины
Цель изучения дисциплины «Пчеловодство» – получение студентами необходимых знаний и навыков по разведению, содержанию и использованию медоносных пчел с целью повышения опылительной деятельности энтомофильных сельскохозяйственных растений и получения ценных биологически активных продуктов.
В задачи дисциплины входит изучение биологии пчелиных семей, обучение студентов приемам прогрессивного содержания и разведения пчел, рационального их использования.
Руководство отраслью пчеловодства в хозяйствах возложено на зоотехников. Но работа по повышению рентабельности отрасли пчеловодства и снижения получаемой от пчел прямой и косвенной продукции должна непосредственно проводиться совместно с руководителями и главными специалистами хозяйств.
Курс пчеловодства базируется на ранее полученных знаниях по ботанике, зоологии, органической химии, физиологии растений и животных, генетики с основами биометрии, ветеринарии. В свою очередь усвоение материала по пчеловодству обеспечит студентов знаниями и практическими навыками по другим отраслям животноводства.
1.2. Требования к уровню подготовки освоения дисциплины
После изучения курса «Пчеловодство» студент должен:
знать:
– роль и значение отрасли пчеловодства в народном хозяйстве страны;
– биологию пчелиной семьи;
– основные приемы содержания пчелиных семей в течение года;
– основы разведения пчел и особенности племенной работы на пасеке;
– вопросы организации кормовой базы и использования пчел на опылении энтомофильных культур.
уметь:
– применять полученные знания в последующей деятельности зооинженера;
– планировать и проводить экспериментальные исследования, обрабатывать полученный материал и делать научно-обоснованные выводы;
– давать самостоятельную оценку различным концепциям, теориям, направлениям в пчеловодстве с позиций современных научных достижений.
приобрести практические навыки по:
– определению особей пчелиной семьи;
– строению внутренних систем и органов пчелиной матки, трутня и рабочей пчелы;
– выявлению породных особенностей пчел;
– оценке медовых запасов местности;
– наващиванию рамок искусственной вощиной;
– составлению графика перевозки пчелиных семей на медосбор и опыление сельскохозяйственных растений;
– определению качества меда.
1.3. Методические указания
Медоносная пчела – одно из немногих насекомых, ведущих общественный образ жизни.
Наибольшее значение медоносные пчелы имеют для опыления энтомофильных растений. При нормированном опылении пчелами гречихи урожайность ее повышается на 41-60%, плодов семечковых - на 25-50%, плодов косточковых - на 40-60%, малины - на 40-50%, огурцов в теплицах - до 275%, кормовых культур в весе зеленой массы - до 100%. Но не только урожайность увеличивается при использовании медоносных пчел, заметно повышаются качество семян и плодов растений. Участвуя активно в перекрестном опылении растений, медоносные пчелы способствуют воспроизводству и увеличению поверхности зеленой массы земли, определяющей состояние всей биосферы. Без пчел могли бы исчезнуть с Земли многие представители цветковых растений.
Пчелиная семья состоит из одной матки, нескольких сотен трутней и до 60-70 тысяч рабочих пчел в активный период. Пчелиная матка занимается исключительно воспроизводством, она откладывает яйца, количество которых может достигать до 2 тыс. штук в сутки, живет 4-5 лет, но через два года плодовитость ее падает. Функция трутней состоит в оплодотворении матки. Они никакой работы в улье не выполняют, находятся на иждивении рабочих пчел и живут один сезон, так как осенью их изгоняют из пчелиной семьи, а весной вновь выводят. Жизнедеятельность пчелиной семьи полностью зависит от рабочих пчел, выполняющих разнообразную работу в зависимости от возраста. Общественный образ жизни медоносных пчел подразумевает существование особей только как целостной биологической и хозяйственной единицы.
Медоносные пчелы способны создавать большие запасы пищи в виде меда и перги, вырабатывать воск, яд, маточное молочко, заготавливать прополис. Широко используется подмор пчел. Все эти продукты характеризуются высоким содержанием биологически активных веществ, обладающих целебными свойствами.
Все это подчеркивает большое народнохозяйственное значение отрасли пчеловодства.
В нашей стране имеются богатейшие медоносные ресурсы, которые, к сожалению, используются не достаточно. Для обеспечения рентабельного ведения отрасли необходимы, в первую очередь, государственные меры по поддержке товаропроизводителей, широкое внедрение в производство современных достижений науки и передовой практики, повышение общего благосостояния общества и покупательской способности населения.
1.4. Распределение учебного времени для изучения дисциплины
В процессе работы студент должен изучить дисциплину «Пчеловодство», пользуясь материалом из специальной литературы, которая приведена в конце каждой темы методических указаний и последних номерах периодических изданий, в частности журнала «Пчеловодство».
После изучения материала по одной из тем программы, студент должен проверить свои знания по вопросам для самопроверки, приведенным в методических указаниях.
Студент получает задание по выполнению контрольной работы, которую выполняет дома. Ответы на вопросы излагаются полно, иллюстрируются цифровыми данными, рисунками, примерами из деятельности передовых пчеловодческих хозяйств, по-возможности, из практики самого студента. Для лучшего изучения курса рекомендуется участвовать в выполнении важных пасечных работ одного из хозяйств: выставке пчел из зимовника, расширении гнезд, получении новых семей пчел, выводе и замене маток, откачке меда, перевозке пасеки на медосбор, сборке гнезд на зимовку. Желательно, чтобы во время изучения курса студент внедрил отдельные передовые приемы пчеловодства на пасеке хозяйства. Данный материал обязательно должен быть описан в работе.
По всем вопросам, которые остались неясными при самостоятельном изучении курса и выполнении контрольной работы, следует обращаться в академию на консультацию.
Не позднее, чем за месяц до начала сессии, студент предоставляет в академию контрольную работу по данному курсу.
В период сессии студент-заочник слушает лекции по пчеловодству, в которых рассматриваются наиболее сложные и неясные вопросы, судя по представленным контрольным работам. Затем под руководством преподавателя студент на практических занятиях изучает основные темы дисциплины «Пчеловодство».
Студент, успешно выполнивший контрольное задание и программу изучения дисциплины, допускается к сдаче зачета по данной дисциплине.
1.5. Библиографический список
Основной
1. Аветисян Г.А. Пчеловодство. - М.: Колос, 1982. - 319с.
Дополнительный
2. Аветисян Г.А. Разведение и содержание пчел. - М.: Колос, 1983. – 271 с.
3. Буренин Н.Л., Котова Г.Н. Справочник по пчеловодству. - М.:, Колос, 1985. – 309 с.
4. Гробов О.Ф., Лихотин А.К. Болезни и вредители пчел. - М.: Агропромиздат, 1989. – 238 с.
5. Еськов Е.К. Экология медоносной пчелы. – М.: Росагропромиздат, 1990. – 221 с.
6. Лаврехин Ф.А., Панкова С.В. Биология пчелиной семьи. - М.: Колос, 1975. – 296 с.
7. Лукоянов В.Д., Павленко В.Н. Пчеловодный инвентарь и пасечное оборудование. - М.: Агропромиздат, 1988. – 160 с.
8. Лебедев В.И., Билаш Н.Г. Биология медоносной пчелы: Учебник. – М.: Агропромиздат, 1991. – 239 с.
9. Назаров С.С. Охрана пчел от отравления ядохимикатами. – М.: Россельхозиздат, 1967. – 244 с.
10. Пономарева Е.Г., Детерлеева Н.Б. Медоносные ресурсы и опыление сельскохозяйственных растений. - М.: Агропромиздат, 1986. – 224 с.
11. Пчеловодство/Двухмесячный массово-производственный журнал. - М.: Колос - за последние годы.
12. Пчеловодство//Примерная программа/ Козин Р.Б., Черевко Ю.А., Бакай Ф.Р., Верещака И.Ю. и др. – М., 2001 – 21 с.
13. Пчеловодство: Учебник для ВУЗов/ Кривцов Н.И., Лебедев В.И., Туников Г.М. – М.: Колос, 1999. – 399 с.
14. Таранов Г.Ф. Промышленная технология получения и переработки продуктов пчеловодства. - М.: Агропромиздат, 1987. – 319 с.
15. Шабаршов И.А. Ученые пчеловоды России. – М.: Агропромиздат, 1986. – 175 с.
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСНОВНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. История, развитие и современное состояние пчеловодства в России и за рубежом
Изучая первую тему, следует рассматривать пчеловодство как фундаментальную науку, знать значение пчеловодства, связь пчеловодства с другими отраслями сельскохозяйственного производства. Необходимо кратко ознакомиться с историей пчеловодства, его состоянием в нашей стране и за рубежом, представлять перспективы развития отрасли в разных природно-экономических зонах страны. Знать экологические проблемы пчеловодства.
Вопросы для самопроверки
1. Какое народнохозяйственное значение имеет отрасль пчеловодства?
2. Какие основные этапы развития пчеловодства в России?
3. Какова роль отечественных ученых в совершенствовании технологии разведения пчел?
4. Какое современное состояние пчеловодства в России?
5. Какие перспективы развития российского пчеловодства?
6. Как развито пчеловодство в разных природно-экономических зонах нашей страны?
7.В каких направлениях развивается пчеловодство в зарубежных странах?
8. Какие существуют экологические проблемы пчеловодства?
Литература: 1, с. 3-25; 5; 11; 15.
2.2. Биология пчелиной семьи
Состав пчелиной семьи. Данная тема является одной из основных при изучении всего курса. Следует хорошо знать состав и особенности пчелиной семьи как целостной биологической и хозяйственной единицы, наружное строение матки, трутня и рабочей пчелы. Работая на пасеке, научиться отличать их друг от друга.
Особое внимание необходимо обратить на роль матки, ведь именно от качества матки зависит сила пчелиной семьи, ее работоспособность, устойчивость против неблагоприятных природных условий и ряда болезней. Необходимо знать, что трутни, как и матки, оказывают влияние на наследственные особенности рабочих пчел. Основную массу составляют рабочие пчелы, которые выполняют самую разнообразную работу в улье и снаружи.
Морфологические, физиологические и функциональные особенности пчел. Необходимо знать особенности строения и функции органов, которые связаны с жизнедеятельностью пчелы, работой по сбору нектара и пыльцы и переработки этих продуктов в мед и пергу. Изучить строение пищеварительной системы, функции слюнных желез и процесс переработки нектара в мед. Все яды и лекарственные препараты, попавшие в корм небольшой группы, пчел могут быстро попасть в организм других пчел, поскольку в семье постоянно происходит обмен кормом. Зная строение заднего отдела кишечника пчелы, следует иметь четкое представление, почему благополучная зимовка пчел зависит не только от обеспеченности кормами, но и от качества корма.
Также важно изучить нервную, кровеносную и дыхательную системы пчелы. Органы зрения, осязания, обоняния и вкуса, безусловные и условные рефлексы. Затем следует обратить внимание на взаимоотношения между особями при нахождении разведчицей источника медосбора, при появлении врагов, подготовке к роению. Нужно знать строение половой системы матки и трутня, изучить процесс развития и размножения пчел. Важно уяснить, что матка может откладывать оплодотворенные и неоплодотворенные яйца. Из оплодотворенных яиц выводятся рабочие пчелы или матки (в зависимости от условий питания), из неоплодотворенных - трутни. На пасеке надо научиться определять возраст расплода.
Жизнедеятельность пчелиной семьи в течение года. Необходимо четко представлять жизнедеятельность пчелиной семьи в течение года. Для хозяйственного использования ценны только сильные пчелиные семьи, которые имеют большое количество рабочих пчел.
Следует знать, какие виды работ выполняют рабочие пчелы в зависимости от их возраста, интенсивности медосбора и погодных условий.
Изучить строение гнезда пчел, типы ячеек, значение сотов для продуктивности и жизни пчелиной семьи. От каких условий зависит интенсивность восковыделения. На пасеке следует ознакомиться с типами построек пчел.
Студент должен представлять жизнь пчел зимой, формирование зимнего клуба, в котором резко снижается интенсивность обмена веществ у пчел. А также условия, наиболее благоприятные для зимовки пчел: доброкачественные корма, оптимальный газовый и температурный режим в гнезде, нормальная влажность воздуха
Вопросы для самопроверки
1. Из каких особей состоит пчелиная семья, их внешние различия и выполняемые функции?
2. Каковы особенности внутреннего строения пчелиных особей?
3. Какие сроки развития рабочей пчелы, матки, трутня? В чем состоит разница в питании рабочей пчелы и матки?
4. В чем состоит отличие в строении половой системы матки и рабочей пчелы?
5. Какое значение для пчелиной семьи имеет способность пчел различать цвета, запахи и звуки?
6. Какое строение имеет гнездо пчел? Какие вы знаете типы ячеек?
7. Каково значение условных рефлексов в жизни пчел?
8. Какие периоды в жизни пчелиной семьи различают в течение года?
Литература: 1, с. 26-76; 6; 8; 11.
Тема 3. Содержание пчелиных семей
Ульи, пчеловодное оборудование и пасечные постройки. Ульи и пчеловодное оборудование в значительной степени влияют не только на производительность труда пчеловода, но и на рентабельность всего производства. Прежде всего, вспомните значение изобретенного первого в мире рамочного улья П.И. Прокоповичем. Изучите устройство улья, вертикальные и горизонтальные ульи, однокорпусный с магазинной надставкой, двухкорпусный и многокорпусный, ульи-лежаки. Следует четко представлять, каким требованиям должен отвечать улей в зависимости от местных природных и экономических условий. Студенты должны уметь определять тип улья, знать преимущества и недостатки ульев различных типов.
По учебнику необходимо ознакомиться с пчеловодным инвентарем и его использованием непосредственно на пасеке. Знать пчеловодное оборудование для осмотра пчелиных семей, для ухода за пчелами, подкормки пчел, распечатывания сотов и откачки меда, наващивания рамок искусственной вощиной, размножения пчелиных семей, переработки воска, перевозки ульев на медосбор.
Следует иметь представление о пасечных постройках, в том числе в крупных пчеловодческих хозяйствах. Необходимо изучить требования, предъявляемые к зимовникам, в зависимости от условий зоны, типы зимовников. Затем на основании пасеки своего хозяйства, определить, какие ульи следовало бы приобрести, и какой тип зимовки здесь будет более приемлемым.
Изучая данный раздел, необходимо обратить внимание на вопросы повышения производительности труда пчеловодов на основе механизации трудоемких процессов и ознакомиться с работой имеющихся на пасеке механизмов. Надо иметь представление о платформах, контейнерах и кочевых будках для перевозок пасек.
Технологические и весенне-летние работы на пасеке. В данном разделе необходимо изучить технологию ухода за пчелами: правила обращения с пчелами, технику осмотра пчелиной семьи, определение силы семей, определение яйценоскости пчелиных маток. При этом надо иметь в виду, что в крупных специализированных хозяйствах, работающих на промышленной основе, неприменим целый ряд приемов, которые имеют место в мелких хозяйствах, или на индивидуальных пасеках. В хозяйствах с промышленной технологией производства меда необходимо обратить внимание на групповой метод ухода за пчелами и на механизацию всех трудоемких процессов ухода за пчелами.
Большое внимание необходимо обратить на обеспечение пчел кормами. Студент должен знать, сколько пчелам требуется в год углеводистых (меда) и белковых (перги) кормов. Важно усвоить, что на зимне-весенний период пчелам необходимо оставлять доброкачественный мед и в достаточном количестве, почему нельзя оставлять пчелам падевый мед, ознакомиться с техникой подкормки пчелиных семей при недостаточной обеспеченности их кормовыми запасами.
Необходимо постоянно помнить, что высокое производство товарного меда и эффективную работу пчел на опылении энтомофильных сельскохозяйственных культур могут обеспечить только сильные пчелиные семьи. Сильная семья способна поддерживать оптимальные условия в гнезде для вывода большого количества расплода, лучше кормить матку и личинок, что в последующем обеспечит лучшую работоспособность молодых пчел. Наращивание силы семей зависит от многих условий, главные из которых: молодая, здоровая, высокопродуктивная матка, достаточный запас кормов в гнезде, наличие поддерживающего медосбора, большой объем гнезда, в котором матка может интенсивно откладывать яйца и обеспеченность сотами.
Подготовка к зимовке и уход за пчелами зимой. Студент должен знать факторы, определяющие успешную зимовку пчел. Зимовка пчел, как правило, имеет решающее значение для получения высокого сбора меда в будущем году. Необходимо обратить внимание на осеннее наращивание молодых пчел для подготовки к зимовке сильных семей. Надо усвоить правила сборки гнезд перед зимовкой и знать условия, наиболее благоприятные для жизни пчел в зимний период как при зимовке в помещении, так и вне его (температуру и влажность воздуха в зимовнике, способы защиты пчел от холода при зимовке на воле).
Надо уметь обосновать выбор способа зимовки пчел в условиях своей зоны.
Вопросы для самопроверки
1. Какие основные требования предъявляют к ульям и зимовникам?
2. Какие существуют типы ульев? Преимущества и недостатки ульев различных типов.
3. Какой инвентарь надо приобретать при организации пасеки?
4. Какие особенности технологии ухода за пчелами в хозяйствах, производящих продукты пчеловодства на промышленной основе?
5. С какой целью проводят весенний осмотр пчелиных семей? В чем состоят преимущества сильных семей пчел?
6. Какое значение имеет объем улья для наращивания силы семьи и получения высоких медосборов?
7. Сколько меда и перги требуется пчелам на год, на зиму? Почему не рекомендуется оставлять пчелам падевый мед на зиму?
8. Как правильно собрать гнездо пчел на зимовку?
Литература: 1, с. 77-94; 2; 7; 11.
Тема 4. Размножение пчелиных семей
Методы размножения пчелиных семей. Необходимо знать признаки подготовки семьи к естественному размножению (роению), причины, вызывающие данное явление, и условия, способствующие его возникновению. На пасеке, где допускается естественное роение, нельзя планово вести племенную работу, требуются дополнительные затраты труда и средств на постоянное наблюдение за пчелами, сбор и посадку роев. Надо ознакомиться с приемами, предупреждающими роение пчел: увеличение объема гнезда для большей загрузки пчел работой по воспитанию расплода, использование пчел на отстройке сотов, формирование временных отводков, обеспечение непрерывным медосбором, содержание в семьях молодых пчел, затенение ульев в жаркую погоду.
Студент должен знать способы искусственного размножения пчелиных семей: организацию отводков, деление пчелиных семей в пол-лета и другие. Нужно уяснить преимущества искусственного размножения пчелиных семей и недостатки естественного роения.
Вывод пчелиных маток. Необходимо знать, как происходит самосмена пчелиных маток в семье, вывод маток при естественном размножении пчел, качество естественно выведенных маток.
При искусственном выводе следует усвоить приемы получения и использования высококачественных маток: сроки вывода, способы получения личинок, значение медосбора в период вывода маток, подготовка семьи-воспитательницы, прививка личинок, получение плодных маток, замена старых маток молодыми. Студент должен знать, какие трудности возникают в племенном деле, поскольку в обычных условиях нелегко контролировать спаривание маток с трутнями.
Следует знать работу матковыводных и пчелоразведенческих питомников, а также технику пересылки маток и пакетов пчел. При этом необходимо владеть материалом по срокам формирования пакетных семей пчел и правилам транспортировки пакетных пчел, посадке пакетных семей в ульи и уходу за ними. Иметь представление об использовании пакетных пчел на медосборе и опылении сельскохозяйственных культур. Студент должен усвоить, что в условиях промышленной технологии производства меда нецелесообразен вывод маток на продуктивных пасеках. Для этой цели крупное хозяйство должно иметь специализированную матковыводную пасеку или получать молодых маток с матковыводных питомников.
Вопросы для самопроверки
1. Какие существуют способы увеличения числа семей на пасеке?
2. Каковы основные признаки подготовки семьи пчел к естественному размножению?
3. В чем недостатки естественного роения пчел? Как предупредить роение пчел?
4. Каковы преимущества искусственного размножения пчелиных семей?
5. Как организовать искусственные отводки на пасеке?
6. В чем заключается сущность метода «деление на пол-лета»?
7. Что вы знаете о работе матковыводных и пчелоразведенческих хозяйств?
8. Какова техника подготовки, пересылки и использования пчелиных маток и пакетов с пчелами?
Литература: 1, с. 109-133; 2, с. 88-191; 11.
Тема 5. Методы разведения и племенная работа в пчеловодстве
Методы разведения, применяемые в пчеловодстве. При изучении данной темы надо иметь в виду, что методы племенной работы, используемые в пчеловодстве, имеют особенности, заключающиеся в том, что учитывается продуктивность не отдельной особи, а целиком семьи пчел. Также в пчеловодстве наблюдаются: большая изменчивость хозяйственно-полезных признаков семьи пчел, скороспелость особей, явление партеногенеза и полиандрии.
Студенты должны изучить такие методы разведения пчел, как чистопородное разведение, скрещивание и гибридизацию. Знать об использовании гетерозиса в пчеловодстве. Иметь представление о работе изолированных пунктов для спаривания пчелиных маток и трутней, организации искусственного осеменения пчелиных маток.
Не забывать об опасности регионального межпородного разведения в пчеловодстве, необходимости создания чистопородных массивов для разведения пчел.
Селекция пчел. Студент должен иметь понятие о породе в пчеловодстве. Ознакомиться с основными породами пчел, такими как среднерусская, темная лесная, серая горная кавказская, желтая кавказская, степная украинская, карпатская, крайнская. При этом надо уяснить, что наиболее продуктивными в каждой зоне бывают породы, наиболее приспособленные к местным природным условиям. Поэтому необходимо учитывать важность охраны естественных пород пчел в основных зонах их обитания.
Надо ясно представлять значение плана породного районирования в пчеловодстве.
Необходимо знать особенности племенной работы в пчеловодстве: естественный и искусственный отбор, роль в селекции маток и трутней, биологию спаривания маток и трутней. Как проводится массовый отбор в пчеловодстве, а также индивидуальный отбор с оценкой маток по потомству. Как осуществляется разведение по линиям.
Следует изучить племенную оценку пчелиных маток и семей по комплексу хозяйственно-полезных признаков. Студенты в своем хозяйстве должны принимать участие в бонитировке маток.
Зоотехнический учет в пчеловодстве. Необходимо ознакомиться с организацией зоотехнического учета в пчеловодческом хозяйстве. Студент должен знать правила заполнения журналов пасечного учета: в какой форме записывают природно-климатические и фенологические наблюдения, развитие пчелиных семей, их медовую и восковую продуктивность, как заполняют акты весенней и осенней ревизий пасек.
Надо освоить методику составления графиков перевозки пчел на медосбор, опыление сельскохозяйственных растений, вывода пчелиных маток и формирование пакетных семей. Знать о назначении контрольного улья, учете его показателей. Правила заполнения журналов и карточек учета состояния пчелиной семьи.
Вопросы для самопроверки
1. Какие существуют методы разведения пчел?
2. В чем состоит различие между методом массового отбора и методом индивидуального отбора с оценкой маток по потомству?
3. Как определить и использовать группу лучших семей пчел для размножения?
4. В чем проявляются вредные последствия близкородственного разведения пчел?
5. Техника получения и использования семей-помесей и межлинейных гибридов для повышения сбора меда.
6. В чем состоит значение изолированных пунктов для спаривания пчелиных маток и трутней?
7. Что такое «порода»? Какие существуют породы пчел?
8. Как проводится оценка пчелиных маток и семей по хозяйственно-полезным признакам?
Литература: 1, с. 133-158; 2, с. 88-191; 11.
Тема 6. Болезни и вредители пчел
Незаразные болезни пчел. Необходимо знать основные незаразные болезни пчел, их профилактику и лечение. Изучить такие болезни пчел, как застуженный расплод, падевый, нектарный и пыльцевой токсикозы, меры предупреждения и борьбы с ними.
Большой ущерб пчеловодству наносит отравление пчел ядохимикатами, применяемыми для уничтожения вредителей и болезней сельскохозяйственных растений.
Студент должен знать основные признаки отравления пчел при применении химических средств. Какие меры предупреждения отравлений пчел химическими веществами необходимо применять, каковы сроки детоксикации растений, обработанных пестицидами. Особенно четко надо знать, как подготовить ульи к изоляции, с тем, чтобы не произошло запаривания пчел или гибели их при недостатке корма и воды.
Следует обратить внимание на недопустимость применения ядохимикатов во время цветения энтомофильных культур, поскольку изоляция пчел на несколько дней может привести к недостаточному опылению цветков и, в последующем, к снижению урожая.
Инфекционные болезни пчел. Изучить клиническую картину, меры профилактики и лечение пчел при заболевании такими инфекционными болезнями, как европейский и американский гнильцы, вирусный паралич.
Инвазионные болезни пчел. Студент должен знать такие инвазионные болезни пчел, как варроатоз. Биологию размножения клеща и его распространение. Уметь определять степень пораженности взрослых особей и расплода, а также знать зоотехнические и химические методы борьбы.
Изучить клиническую картину нозематоза, акарапидоза, микозов и браулеза. Знать возбудителей этих болезней, их диагностику, профилактику и лечение.
Вредители пчел. Необходимо изучить признаки появления на пасеке хищников и паразитов пчел (хищных насекомых и птиц, мышей, восковой моли) и меры борьбы с ними. Представлять, как влияют вредители и болезни пчел на развитие и продуктивность пчелиных семей.
Студент должен знать общие профилактические мероприятия по предупреждению появления на пасеке вредителей.
Вопросы для самопроверки
1. Какие существуют незаразные и инфекционные болезни взрослых пчел и расплода?
2. Каковы основные признаки отравления пчел ядохимикатами и меры предупреждения отравления?
3. Какие признаки заболевания пчелиного расплода европейским и американским гнильцом, меры профилактики и способы лечения?
4. Каковы признаки появления на пасеке варроатоза и нозематоза, методы борьбы с этими заболеваниями?
5. Какие признаки заболевания пчел акарапидозом, профилактика и способы лечения?
6. Какова клиническая картина микозов? Каковы их возбудители, диагностика, профилактика и лечение?
7. Какой вред пчеловодству наносят хищники пчел и внутриульевые паразиты? Меры профилактики и борьбы с ними.
8. Как влияют вредители и болезни пчел на развитие и продуктивность пчелиных семей?
Литература: 1, с. 264-289; 4; 9; 11.
Тема 7. Кормовая база и технология производства
продуктов пчеловодства
Основные медоносные растения. Необходимо иметь четкое представление о медоносах, обеспечивающих продуктивные и поддерживающие медосборы в той зоне, где живет студент, знать ботаническую характеристику этих медоносов, хозяйственное значение, сроки цветения и ценность для получения меда, а также типы медосборов. Наряду с этим, изучить сорную медоносную растительность, сроки ее цветения, чтобы при обработке нецветущих садов и посевов ядохимикатами не вызвать отравление пчел. Следует уяснить, что такое безмедосборные периоды, в какое время они наступают в указанной зоне и почему нежелательны.
Студент должен знать влияние погодных условий и агротехники на выделение нектара растениями. Значение состояния пчелиных семей для рационального использования медоносных ресурсов.
Улучшение кормовой базы пчеловодства. Необходимо знать, как определить медоносные ресурсы местности и составить кормовой баланс пасеки и хозяйства. Изучая мероприятия, направленные на улучшение кормовой базы пчеловодства, следует иметь в виду, что все они должны способствовать увеличению урожаев зерна, корма для скота, зеленого удобрения или приносить какую-либо другую пользу хозяйству. Использование медоносных растений при улучшении лугов и пастбищ, на полях и в междурядьях садов, подбор более нектароносных культур и сортов, улучшение агротехники выращивания медоносов.
Для закрепления полученных знаний в летний период изучить сроки цветения основных медоносных растений на окружающих пасеку угодьях и организовать на пасеке наблюдения за показаниями контрольного улья. Или ознакомиться с записями пчеловода и установить, когда в данном хозяйстве наступает главный медосбор, а также время и продолжительность периодов без медосбора.
На основании полученных данных нужно разработать мероприятия по улучшению кормовой базы пчеловодства. Студенту следует обратить внимание на охрану медоносных растений в хозяйстве, где он работает, в соответствии с постановлениями по охране окружающей среды.
Технология производства продуктов пчеловодства. Студент должен знать зависимость производства продуктов пчеловодства от кормовой базы. Иметь представление об использовании пчел на медосборе, как проводится отбор и откачка меда, учет количества меда в семьях. Знать, что такое валовой и товарный мед.
Необходимо ознакомиться с восковой продуктивностью пчел, знать, сколько воска можно получить от одной пчелосемьи и методы увеличения производства воска в пчелиных семьях. Вместе с пчеловодом провести выбраковку и переработку сотов. Изучить процесс изготовления вощины.
От пчел получают пыльцу и пергу. Поэтому необходимо знать конструктивные особенности пыльцеуловителей и консервацию пыльцы.
Студент должен иметь представление о технологии производства маточного молочка, прополиса и яда, их консервации и хранении.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы о основные медоносы, произрастающие в вашей зоне?
2. Какие медоносы обеспечивают продуктивный и поддерживающий медосбор в различных зонах страны?
3. Что такое «безмедосборный период», когда наступают такие периоды в вашей зоне и почему нежелательны?
4. Как определить медоносные ресурсы местности и составить кормовой баланс пасеки?
5. Какие мероприятия надо проводить в хозяйстве для улучшения кормовой базы пчеловодства?
6. Что такое «валовой» и «товарный» мед? Каково производство товарного меда на одну пчелосемью в России, в Костромской области?
7. Сколько воска можно получить на одну пчелосемью в год и как увеличить его производство?
8. В чем заключаются технологические особенности производства пыльцы, перги, маточного молочка, прополиса и пчелиного яда?
Литература: 1, с. 224-263; 10; 11; 14.
Тема 8. Опыление энтомофильных культур пчелами
Энтомофилия растений. Необходимо четко представлять значение перекрестного опыления в повышении урожайности, улучшения качества плодов и семян сельскохозяйственных растений. Знать, какую роль играют насекомые в эволюции высших цветочных растений, какие приспособления имеются у растений к перекрестному опылению насекомыми. Преимущества медоносных пчел по сравнению с дикими насекомыми в опылении сельскохозяйственных растений.
Студенты должны уяснить, что опыление энтомофильных культур медоносными пчелами является обязательным элементом технологии, обеспечивающей получение высоких урожаев.
Факторы, определяющие эффективность опыления растений. Надо знать, что для эффективного опыления сельскохозяйственных растений определяющее значение имеют следующие факторы: качество пчелиных семей, нектаропродуктивность растений, состояние посевов, агротехника возделывания культур, использование минеральных удобрений, условия погоды и другие.
Студент должен знать, какое количество пчелиных семей необходимо для опыления 1 га важнейших сельскохозяйственных культур. Следует иметь в виду, что подвозить пасеки к опыляемым участкам необходимо в самом начале цветения, когда распустится 10% бутонов данной культуры.
Надо иметь представление о приемах усиления опылительной деятельности пчел и направления их на определенные участки посева, а также знать способы правильной расстановки ульев на посеве и в саду. Знать методы повышения эффективности работы пчел на опылении сельскохозяйственных растений, как проводится дрессировка пчел.
Техника опыления сельскохозяйственных культур. Необходимо знать особенности опыления плодовых и ягодных культур, что такое автостерильные и автофертильные сорта, как правильно расположить сорта опылители в саду.
Студент должен иметь представление об опылении овощных и бахчевых культур, в том числе в парниках и теплицах, обеспечении пчел белковым и углеводным кормом. Какое значение для пчел имеет вылет за пределы теплицы в теплое время года.
Ознакомиться с особенностями использования пчел на опылении подсолнечника, хлопчатника и других технических культур, знать биологию цветения и опыления гречихи, семенных участков кормовых бобовых трав.
Кроме того, изучить методы контроля опылительной деятельности пчел и сдачу пчел в аренду для опыления сельскохозяйственных растений.
Вопросы для самопроверки
1. В чем состоит значение перекрестного опыления в растительном мире?
2. Какие имеются приспособления у растений для обеспечения перекрестного опыления с помощью насекомых?
3. Какие преимущества имеют медоносные пчелы перед другими насекомыми в опылении сельскохозяйственных растений?
4. От каких условий зависит опылительная деятельность пчел? Какие существуют способы контролирования опылительной деятельности пчел?
5. Как составить график использования пчел на опылении сельскохозяйственных культур? Что такое «встречное» опыление?
6. В каких целях проводится дрессировка пчел, и какие вы знаете способы дрессировки?
7. Как организовать опыление овощных культур в парниках и теплицах?
8. Как организовать опыление энтомофильных культур на основе аренды пчел?
Литература: 1, с. 224-263; 10; 11; 13.
Тема 9. Организация производства в пчеловодстве
Надо иметь представление о зональной и внутрихозяйственной специализации. Знать условия, определяющие специализацию в пчеловодстве. Студент должен изучить размеры пчеловодческих хозяйств, ферм и пасек и условия организации пасек, организацию труда на пасеках, применение хозрасчета в пчеловодстве. Как осуществляется планирование и учет производства продуктов пчеловодства.
Особое внимание следует обратить на вопросы организации труда, имея в виду повышение его производительности и снижение себестоимости получаемой продукции.
Необходимо знать, как проводится хозрасчет на пасеках опыленческого направления. Не следует забывать об аренде пчел для производства продуктов пчеловодства и опыления энтомофильных культур. Иметь представление об организации производства в фермерских хозяйствах, кооперативах, товариществах и обществах пчеловодов.
Требуется изучить нормативные акты по содержанию и разведению пчел, закон Российской Федерации «О пчеловодстве», организационно-правовую основу реализации продуктов пчеловодства.
Вопросы для самопроверки
1. Каково значение отрасли пчеловодства в народном хозяйстве?
2. Какое значение для развития отрасли имеет концентрация пчеловодства?
3. Что такое зональная и внутрихозяйственная специализация, как организовать и в чем их значение?
4. В каких зонах России наиболее развито пчеловодство?
5. Как правильно выбрать место для размещения пасеки?
6. Как осуществляется планирование и учет производства продуктов пчеловодства?
7. Какова методика определения себестоимости продукции пчеловодства, рентабельности пасеки?
8. Как проводится хозрасчет на пасеках опыленческого направления?
Литература: 1, с. 290-309; 3; 11; 13.
РАЗДЕЛ 3. Задания и методические указания
по выполнению контрольной работы
Студент, выполняя контрольную работу по дисциплине «Пчеловодство», должен ответить на три вопроса, приведенных в настоящих методических указаниях. Номера вопросов необходимо взять из прилагаемой таблицы, соответственно двум последним цифрам шифра (номерам зачетной книжки). Предпоследняя цифра шифра находится в первой колонке по вертикали таблицы, а последняя – сверху по горизонтали. В точке пересечения этих двух колонок обозначены номера вопросов, на которые студент должен ответить.
Перечень вопросов для контрольной работы
1. Современное состояние и перспективы развития пчеловодства в России.
2. Органы зрения пчелы. Значение способности пчел ориентироваться при полете.
3. Отличия в питании личинки матки и личинки рабочей пчелы. Условия вывода полноценных маток.
4. Значение для жизни пчелиной семьи различать цвета, запахи, звуки.
5. Естественное роение пчел, признаки подготовки пчелиной семьи к роению, предупреждение роения.
6. Подготовка пчелиных семей к зимовке и зимовка пчел. Факторы, влияющие на успешную зимовку пчелиных семей.
7. Процесс выделения воска у пчел. Условия, необходимые для выделения воска и строительства сотов.
8. Строение и функции пищеварительной системы пчел.
9. Строение половых органов пчелиной матки и рабочей пчелы.
10. Строение половых органов трутня. Процесс спаривания маток с трутнями.
11. Органы обоняния у пчел, их функции и значение в жизни пчелиной семьи.
12. Органы чувств пчелы.
13. Условные и безусловные рефлексы пчел. Приведите примеры из жизни пчелиной семьи.
14. Строение и функции кровеносной системы пчел.
15. Пчелы-трутовки, предупреждение их появления на пасеке и способы исправления отрутневевших семей.
16. Развитие пчелиной матки, рабочей пчелы и трутня.
17. Строение и функции нервной системы пчелы.
18. Условия, необходимые для наращивания силы семьи перед главным медосбором.
19. История развития пчеловодства в России.
20. Методы размножения пчелиных семей на пасеке.
21. Искусственное размножение пчелиных семей на пасеке. Преимущества искусственного размножение пчелиных семей.
22. Размножение пчелиных семей «на пол-лета».
23. Методы разведения, применяемые в пчеловодстве.
24. Особенности племенной работы в пчеловодстве.
25. Проведение массового отбора в пчеловодстве.
26. Организация индивидуального отбора в пчеловодстве с проверкой маток по потомству.
27. Характеристика основных пород пчел, разводимых в России.
28. Значение и организация перевозок пчел на опыление сельскохозяйственных растений.
29. Цели и организация промышленного скрещивания в пчеловодстве.
30. Состав пчелиной семьи. Отличие пчелиных особей по строению и выполняемой функции.
31. Пыльца и перга, процесс переработки пыльцы в пергу.
32. Вывод пчелиных маток на пасеке.
33. Уход за пчелами во время зимовки в помещениях и на воле.
34. Значение объема улья для наращивания силы семьи и получения высоких медосборов.
35. Техника замены пчелиной матки в семье.
36. Интенсивная технология ухода за пчелами в хозяйствах, производящих продукты пчеловодства на промышленной основе.
37. Требования, предъявляемые к ульям. Устройство однокорпусного улья с магазинной надставкой.
38. Весенние работы на пасеке в день выставки пчел из зимовника.
39. Процесс переработки пчелами нектара в мед. Годовая потребность пчелиной семье в меде.
40. Активный период в жизни пчелиной семьи. Способы расширения гнезд.
41. Потребность пчелиных семей в сотах при содержании в ульях разного типа.
42. Организация труда на крупных пасеках и пчелофермах.
43. Профилактика и меры борьбы с «воровством» пчел.
44. Организация комплексной механизации пасечных работ в крупных специализированных хозяйствах.
45. Пчеловодный инвентарь, используемый при откачке и очистке меда. Устройство и принцип действия медогонок.
46. Пчеловодный инвентарь для осмотра пчелиных семей и ухода за пчелами.
47. Значение и технология выбраковки старых и отстройки новых сотов. Нормы обеспечения семей пчел сотами.
48. Характеристика сильных пчелиных семей. Преимущества сильных пчелиных семей перед средними и слабыми.
49. Основные требования, предъявляемые к зимовнику. Типы зимовников.
50. Организация зимовки пчел вне помещения.
51. Типы ульев. Выбор типа улья при разведении медоносных пчел в разных зонах.
52. Падевый мед, способы определения пади в меде. Заболевания пчел падевым токсикозом.
53. Значение сильных семей пчел для обеспечения высокой продуктивности пасеки.
54. Заразные и незаразные болезни взрослых пчел и пчелиного расплода, признаки заболеваний.
55. Признаки появления на пасеке варроатоза, профилактика и методы лечения.
56. Нозематоз, время появления, признаки, профилактика и лечение. Заболевания.
57. Влияние вредителей и болезней пчел на развитие и продуктивность пчелиных семей.
58. Признаки отравления пчел химическими веществами, используемыми в сельском хозяйстве.
59. Меры предупреждения отравлений пчел химическими веществами.
60. Значение продуктов пчеловодства в народном хозяйстве.
61. Нектарный и пыльцевой токсикозы, способы профилактики.
62. Хищники и паразиты пчел, меры борьбы с ними.
63. Правила сборки пчелиных гнезд перед зимовкой.
64. Подкормка пчел. Техника подкормки пчелиных семей в крупных пчеловодческих хозяйствах.
65. «Встречное опыление» сельскохозяйственных растений и его организация.
66. Значение и организация подвоза пчел к массивам энтомофильных сельскохозяйственных культур.
67. Опыление плодовых и ягодных культур. Размещение сортов опылителей в саду.
68. Продуктивные и поддерживающие медосборы, характеристика медоносов главного медосбора вашей зоны.
69. Основные медоносы лесной зоны, сроки и продолжительность их цветения.
70. Организация опыления овощных культур в парниках и теплицах.
71. Вред, наносимый пчелам мышами, меры борьбы с грызунами.
72. Организация перевозки пчел на медосбор и опыление.
73. Фенологические наблюдения на пасеке и их значение при разведении медоносных пчел.
74. Назначение «контрольного» улья, использование показаний «контрольного» улья.
75. Характеристика основных весенних медоносов в Костромской области.
76. Организация непрерывного медосбора для пчел в течение всего пчеловодного сезона.
77. Значение и организация поддерживающего медосбора после окончания главного.
78. Факторы, влияющие на интенсивность выделения нектара у растений.
79. Основные типы медосборов, их особенности.
80. Определение медоносных ресурсов местности. Освоение новых медоносных ресурсов с целью повышения продуктивности пасек.
81. Методика составления кормового баланса пасеки.
82. Значение медоносных пчел для опыления сельскохозяйственных растений. Преимущества медоносных пчел перед другими насекомыми-опылителями.
83. Организация наиболее полного использования пчелами медосбора.
84. Методика составления плана перевозки пчел на опыление энтомофильных сельскохозяйственных культур.
85. Правила хранения меда и воскового сырья на пасеке.
86. Мероприятия по улучшению кормовой базы пчеловодства.
87. Значение и способы наращивания молодых пчел перед зимовкой.
88. Получение, состав и использование маточного молочка.
89. Значение перекрестного опыления в повышении урожайности, улучшения качества плодов и семян сельскохозяйственных растений.
90. Нормы использования пчелиных семей для опыления важных энтомофильных сельскохозяйственных культур.
91. Получение, состав и использование пчелиного яда.
92. Особенности опыления пчелами семенных участков кормовых бобовых трав.
93. Организация аренды пчелиных семей при опылении сельскохозяйственных культур.
94. Получение, состав и использование прополиса.
95. Особенности использования пчел на опылении подсолнечника, хлопчатника и других технических культур.
96. Методы контролирования опылительной деятельности пчел.
97. Условия организации пасек.
98. Дрессировка пчел, применение дрессировки при использовании медоносных пчел для опыления.
99. Методика определения себестоимости продукции пчеловодства и рентабельности пасек.
Номера вопросов для выполнения контрольной работы
Предпоследняя цифра шифра |
Последняя цифра шифра |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 |
|
1 |
1 34 67 |
2 35 68 |
3 36 69 |
4 37 70 |
5 38 71 |
6 39 72 |
7 40 73 |
8 41 74 |
9 42 75 |
10 43 76 |
2 |
11 44 77 |
12 45 78 |
13 46 79 |
14 47 80 |
15 48 81 |
16 49 82 |
17 50 83 |
18 51 84 |
19 52 85 |
20 53 86 |
3 |
21 54 87 |
22 55 88 |
23 56 89 |
24 57 90 |
25 58 91 |
26 59 92 |
27 60 93 |
28 61 94 |
29 62 95 |
30 63 96 |
4 |
31 64 97 |
32 65 93 |
33 66 99 |
1 40 70 |
2 41 71 |
3 42 72 |
4 43 73 |
5 44 74 |
6 45 75 |
7 46 76 |
5 |
8 47 77 |
9 48 78 |
10 49 79 |
11 50 80 |
12 51 81 |
13 52 82 |
14 53 83 |
15 54 84 |
16 55 85 |
17 56 86 |
6 |
18 57 87 |
19 58 88 |
20 59 89 |
21 60 90 |
22 61 91 |
23 62 92 |
24 63 93 |
25 64 94 |
26 65 95 |
27 66 96 |
7 |
28 35 97 |
29 36 98 |
30 37 99 |
31 38 67 |
32 39 68 |
33 34 69 |
1 35 60 |
2 36 61 |
3 37 62 |
4 38 63 |
8 |
5 39 64 |
6 40 65 |
7 41 66 |
8 42 67 |
9 43 68 |
10 44 69 |
11 45 70 |
12 46 71 |
13 47 72 |
14 48 73 |
9 |
15 49 74 |
16 50 75 |
17 51 76 |
18 52 77 |
19 53 78 |
20 54 79 |
21 55 80 |
22 56 81 |
23 57 82 |
24 58 83 |
0 |
25 59 84 |
26 60 85 |
27 61 86 |
28 62 87 |
29 63 88 |
30 64 89 |
31 65 90 |
32 66 91 |
33 67 92 |
34 68 93
|
Резюме оценивания
Скрыто от студентов | Нет |
---|---|
Участники | 17 |
Ответы | 1 |
Требуют оценки | 1 |