Тема 1.1. Ранние цивилизации
I речные цивилизации
II Средиземноморские цивилизации
I Речные цивилизации
История начинается на Востоке. Восток это не только географическое понятие, а историко-культурное. На Востоке впервые возникают устойчивые формы социальных и политических институтов. Здесь первой происходит неолетическая революция (10тыс. лет назад). То есть переход от кочевого образа жизни к оседлой. Оседлая жизнь изменила образ жизни человека. Увеличила рождаемость, резкий рост темпов производства. Естественная миграция распространила земледельческую культуру на большие пространства. Неолетическая революция привела к созданию земледельческих общин. Первыми они возникли в районах речных долин, в оптимальных экологических условиях. Производственные возможности земледелия привело к появлению излишек (избыточного продукта), за счет это стало возможно держать освобожденных от производства людей, исполнявших различные административные функции. Таким образом образуются надобщинные структуры и ранние формы политической администрации. Появились условия для создания цивилизации.
Этот термин часто употребляется, но понимание его сложно. Это слово латинского происхождения – городской, гражданский. Сложилось несколько теорий цивилизации: стадиального развития и локальных цивилизаций. Стадиальная теория изучает цивилизации как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии. (агарная, индустриальная, постиндустриальная).
Теория локальных цивилизаций – большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.
Приблизительно в III-II тыс. д.н.э. человечество перешло от первобытности к цивилизации. Общности, которые возникли непосредственно из первобытности нередко называют первичными или протоцивилизациями. Протоцивилизации появились в долинах рек Нил, Тигр, Ефрат, Инд. Причины:
1. Климатические условия. Субтропический, тропический климат – благоприятное развитие для сельского хозяйства.
2. Реки играли в жизни огромную роль (эти цивилизации еще называют речными). Реки играли роль транспортной артерии - развитие обмена. Условия для системы орошения. Ирригационная система требовала коллективного труда – потребность в организации. В дальнейшем это повлияло на политическую организацию общества- восточная диспотия. Без жесткой центральной власти невозможно поддерживать ирригационную систему. Во главе государства стоял правитель, который обладал всей полнотой властии и считался собственником всей земли. Такой тип власти реализовывался за счет разветвленной административной системы. Чиновники взимали налоги и организовывали сельскохозяйственные работы, строительство, следили за состоянием каналов и др.. Правитель обожествлялся и считался верховным жрецом бога или богом.
Социальная структура общества представляется нам в виде пирамиды. На верху правитель, далее элита: жрецы, воины. Далее купцы и затем свободные общинники. Каждый слой занимал свое место и отличался от других социальной значимостью.Новоегипетская держава.
Пожалуй, крупнейшей державой раннего бронзового
века был Египет. Первые прото-государственные образования появились в Египте
ещё в т.н. додинастический период. Это последний доисторический период на
территории Египта, эпоха окончательного разложения родоплеменных отношений (до
сер. V тыс.), складывания социально дифференцированного общества и
возникновения первых древнеегипетских рабовладельческих государств (2 пол. IV
тыс.). Это также период появления в Египте письменности (самые ранние памятники
датируются, может быть, даже ок. 3400 г.). Страна делилась на несколько
самостоятельных царств, которые постоянно вели между собой войны. Постепенно
некоторые стали возвышаться и подчинять другие.
Примерно в 3120 г. до н.э. Египет был объединён
под властью одной династии, началась эпоха так называемого Династического периода. Периодизация: Раннее царство (I—II династии) —
3120—2778 гг. до н. э.; Древнее царство (III—VI династии) — 2778—2263 гг. до н.
э.; Первый переходный период (VII—X династии) — 2263—2070 гг. до н. э.; Среднее
царство (XI и XII династии) — 2160—1785 гг. до н. э.; Второй переходный период
(XIII—XVII династии) — 1785—1580 гг. до н. э.; Новое царство (XVIII—XX династии)
— 1580—1075 гг. до н. э.; Третий переходный период — (XXI—XXVI династии)
1075—656 гг. до н. э.; Позднее царство (XXVII—XXX династии) — 656—332 гг. до н.
э., до завоевания Александром Великим.
Высшая власть в Древнем Египте принадлежала
фараону, который считался живым богом, его воля была абсолютным законом для
подданных. Ему принадлежала значительная часть земель и рабов. Наместниками
фараона чаще всего назначались его родственники. Они управляли провинциями и
одновременно, владея пожалованными или принадлежащими им землями, являлись
крупными собственниками. Это придавало египетской деспотии патриархальный
характер. В Египте были сильными
традиции матриархата. Первоначально право на престол передавалось по женской
линии, и многие фараоны вынуждены были заключать браки со своими родными или
двоюродными сестрами, чтобы их власть признавалась законной.
Большую роль в обществе Древнего Египта играли
чиновники, осуществляющие сбор налогов, непосредственно управляющие имуществом
фараона и его приближенных, отвечающие за строительство. Значительным влиянием
пользовались жрецы. Они вели наблюдения за погодой, солнечными и лунными
затмениями, их благословение считалось необходимым при любом начинании. В
Древнем Египте особое значение придавалось похоронным ритуалам, что также
обеспечивало особое уважение к жрецам. Они были не только служителями культов,
но и хранителями знаний. Строительство пирамид, как и проведение ирригационных
работ, расчеты времени разливов Нила требовали довольно сложных математических
выкладок.
Наибольшую известность культура Древнего Египта
приобрела благодаря усыпальницам фараонов — пирамида. Хотя сооружение специальных каменных гробниц для фараонов продолжалось
на всё протяжении Династического периода, т.н. Великие пирамиды строились лишь
в эпоху Древнего царства, пока у Египта не появились мощные соперники на
Ближнем Востоке и он мог выделять значительные людские и материальные ресурсы
на их возведение. Самая крупная из
пирамид — Хеопса — считалась в античные времена одним из чудес света. Пирамиды
столь велики, что даже в XX веке многим казалось немыслимым, чтобы их могли
соорудить древние жители Египта. Рождались гипотезы об инопланетянах,
высказывались предположения, что пирамиды строились в Новое время, а вся
хронология Древнего мира ошибочна. Между тем, если учесть, что каждая пирамида
строилась два — три десятилетия (работа над ней начиналась при воцарении нового
фараона и должна была завершиться ко времени его смерти), а в распоряжении
строителей находились все ресурсы довольно крупного государства, создание
пирамид не представляется невозможным.
Согласно верованиям египтян, человек состоял из
тела (Хет) души (Ба), тени (Хайбет), имени (Рен) и невидимого двойника (Ка).
Считалось, что если душа после смерти отправляется в загробный мир, то Ка
остается на земле и вселяется в мумию покойного или его статую, продолжая вести
подобие жизни и нуждаясь в питании (жертвоприношениях). При недостаточном к
нему внимании Ка мог выйти из захоронения и начать бродить среди живых,
причиняя им мучения и принося болезни. Страх перед мертвыми определял особое
внимание к похоронным ритуалам.
Вера в загробную жизнь отражалась и в
религиозных воззрениях древних египтян Они верили в существование богов,
олицетворяющих собой различные силы природы, главным из них считался бог Солнца
Ра. Однако любимым богом был Осирис, который, согласно египетской мифологии,
научил людей земледелию, обработке руды, хлебопечению. Злой бог пустыни Сет,
согласно легенде, погубил Осириса но он воскрес и стал царем загробного мира.
Каждому из богов посвящались отдельные храмы, и,
в зависимости от предстоящих дел, им требовалось вознести молитву, сделать
жертвоприношение. Кроме того, наряду с богами, почитавшимися во всем Египте, в
отдельных провинциях сохранялись свои, местные, верования.
В XIV веке до н.э. при фараоне Аменхотепе IV(Эхнатоне) была предпринята попытка провести реформу культов и утвердить
веру в единого бога, но она встретила сопротивление жрецов и завершилась
неудачей.
Значительного развития в Египте достигли медицина,
техника мореплавания, письменность. За всё время Династического периода Египет
не раз терял независимость. Он подвергался захвату племенами гиксосов, Персией,
а в конце концов был подчинён Александром Македонским и в последствии в
значительной мере элленизирован.
Вавилон времен Хаммурапи.
Древний Египет не был единственной державой
Древнего Востока. В первой половине II тысячелетия до н.э. в районе Междуречья
среди городов Месопотамии возвысился Вавилон (от семитского «bab-Illu»,
означающего «Врата Бога»). Как и Египет, он возглавил территорию, которая уже
знала государственность. Непосредственными предшественниками Вавилона были
Шумер и Аккад, чьи культуры и письменность он в значительной мере воспринял.
Хотя изначально это был город одного из пришлых племён амореев, государственным
языком Вавилонии был письменный семитский аккадский язык, а вышедший из
употребления не родственный ему шумерский язык долго сохранялся как культовый.
Историю Вавилона можно разделить на несколько периодов:
1. Старовавилонский.
2. Средневавилонский.
3. Ассиро-вавилонский.
4. Нововавилонский.
Взлёт Вавилона связан с именем Хамураппи (1792—
1750). Став царём он начал постепенное завоевание округи заключая попеременно
союзы то с одними соседями, то с другими, пока не набрался достаточных сил.
Объединив основную и важнейшую часть долины Тигра и Евфрата, Хаммурапи стал
хозяином торговых путей на восток, север и запад. В этот период усилилось
воздействие вавилонской культуры на сирийские города, на хеттский племенной
союз, на финикийское государство Угарит. На западе воздействие вавилонской
культуры этого периода сказывается в Палестине. Возможно, что Вавилония при
Хаммурапи или при его ближайших преемниках вступила в отношения с ещё более
далёкой страной — с Египтом.
Форма правления в Вавилоне была типичной для
региона – деспотия. При этом, Хамураппи прославился как автор первого в мире
свода законов. Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой
традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и
социально-экономического устройства Месопотамии того времени. В центре внимания
законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и
регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный
контроль над хозяйственной жизнью.
Некоторые исследователи отмечают, что из Кодекса
Хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности
(«невиновен, пока не доказано обратное»). В случае членовредительства
последовательно проводится принцип талиона (око за око), хотя если социальный
статус виновного выше, чем у пострадавшего, наказание значительно мягче.
Унаследовав культуре Шумера и Аккада Вавилон
внёс огромный вклад в её развитие, фактически положив этим начало зарождению
нашей цивилизации. Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему
счисления, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60
минут, а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур,
отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же придуманной
семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в
названиях дней недели в романских языках). Оставили вавилоняне потомкам и
астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением
небесных светил. Все это — далеко не полное перечисление наследия вавилонской
культуры. Достижения вавилонских учёных (жрецов) и мифологии позже проникли и в
культуру античного мира, повлияли на развитие классической греческой философии.
В экономике господствовало земледелие с
элементами скотоводства. В законах Хаммурапи перечисляются представители десяти
различных отраслей ремесла, среди которых были названы кирпичники, ткачи,
кузнецы, плотники, судостроители, домостроители и другие, но этим далеко не
исчерпывается список известных тогда многочисленных ремёсел. Создавались
предпосылки для развития знаний в области химии. До нас дошли небольшие
фрагменты вавилонского труда по химии, в которых даны,, например, указания, как
изготовлять поддельные драгоценные камни, имитацию меди, серебра и т. д.
Развивались в этот период торговля и обмен.
Правда, и теперь ещё торговцы — тамкары продолжали юридически оставаться на
положении торговых агентов царя, но их значение к началу II тысячелетия до н.
э. возросло, они имели теперь своих помощников, которые вели розничную торговлю
и сопровождали караваны. Продолжало развиваться денежное хозяйство. Процветало
т.н. долговое и патриархальное рабство.
Вавилонское царство, так же как и Египет, на
протяжении своей истории не раз бывало захвачено пришлыми племенами, которые
основывали свои династии. Также, Вавилон был подчиняем Ассирией, древним своим
соседом, а затем окончательно потерял независимость, будучи завоёван персами.
Хетты: индоевропейцы в Малой Азии.
Третьей державой Древнего Востока было Хеттское
царство. Оно возникло в первой половине II тысячелетия до н. а. в Малой Азии
как государство племенного союза родственных племён. Произошло это под влиянием
древних культур Междуречья, которые проникали сюда вместе с торговцами. Так,
хетты заимствовали письменность. Причём, на первых этапах официальным языком
был староассирийский аккадский диалект.
Государство у хеттов имело рыхлую структуру.
Кроме городов и областей, подчинявшихся непосредственно царю или царице,
существовали мелкие полузависимые царства (для царевичей), а также области,
выделенные в управление крупным сановникам. Во главе всего государства стояли
царь (хассу), носивший (в отличие от менее значительных царей) также титул
табарна. Царя окружали чиновники и личный секретарь. Дворцы царей строились по
образцу ассирийских и украшались барельефами, представляющими сцены из охот
царя, пиршества и т. п. Из упоминания в ассирийских летописях о кархемишской
мине Винклер выводит заключение об особой системе мер и весов у хеттов и о
развитии у них городской жизни. Мы можем констатировать только на основании
телль-амарнской корреспонденции развитие промышленности в Митанни, поставлявшем
в Египет колесницы и драгоценности.
Источники свидетельствуют о значительном
развитии производительных сил в стране хеттов к XVI в. до н. э. Бронзовые
орудия труда к тому времени уже решительно преобладали. Хотя скотоводство,
возможно, продолжало преобладать в хозяйственной жизни страны, однако
относительно развитым стало и земледелие, причём, несмотря на неблагоприятные
природные условия, зарождается и ирригационное земледелие. Возникают различные
ремёсла, и достигает значительных размеров торговля.
Чрезвычайно обогащавшаяся во время успешных
завоевательных походов хеттская знать приобретала в лице рабов, захваченных на
войне, необходимую рабочую силу для организации крупных частных хозяйств на
землях, ранее бывших племенной собственностью. Процесс приспособления классом
рабовладельцев старой племенной организации к своим нуждам и формирования
государства был длительным. После его завершения в период царствования
Телепину, во второй половине XVI в. до н. э., и был составлен упоминавшийся
нами древнейший хеттский исторический источник, описывавший события от времён
Табарны (Тлабарны) до времени Телепину.
Для изучения общественных отношений у хеттов
большое значение имеют несколько десятков тысяч клинописных документов,
обнаруженных в государственном архиве хеттских царей, открытом при раскопках в
Богазкёе (в современной Турции, недалеко от Анкары), где находилась столипа
Хеттской державы — Хаттуса. В этом архиве обнаружены анналы, судебники,
договоры с другими государствами, дипломатическая переписка, хозяйственные
документы и т.д.
В Хеттском царстве, как и на всём Ближнем
Востоке рабство. Одним из источников рабов были военнопленные.. Наряду с
обращёнными в рабство пленными и купленными рабами хеттское общество знало и
долговое рабство. Оно усиливалось в годы голода, когда «отец продавал сына за
серебро», да и сам глава семейства мог попасть в голодный год в положение
раба-должника в хозяйстве того, кто ему, как говорят тексты, «давал жить».
Основная масса свободного населения была
организована общины, повидимому уже сельские, а не родовые. Назывались эти
общины в хеттских документах термином, означающим и большой город и небольшое
селение. В состав территорий сельских общин входили поля «человека оружия».
Документы отмечают и наличие полей «человека повинности», т.е., повидимому, тех
лиц, которые вели хозяйство на царской земле. Повинности, выполняемые
свободными, назывались саххан и луцци. Совокупность работ, требовавшихся
повинностью саххан и повинностью луцци, обнимала собой, согласно свидетельству
одного из источников, мотыжение, пахоту, доставку телег, колёс, топлива, зерна,
соломы, шерсти, мелкого скота, кормление гонцов, а также работы на начальника
области, начальника пограничного округа, начальника города, строительные
работы, предоставление тягловых лошадей.
Хеттская держава соседствовала с Вавилонией,
Ассирией и Древним Египтом и вела постоянные войны с ними. Эта держава пала в
XII в. до н. э. под ударами т.н. «народов моря», которые в это время начали
обширные вторжения по всему восточному Средиземноморью. Учёные установили, что
есть основания считать, что описанная Гомером Троянская война была эпизодом
этого падения, т.к. Троя, судя по всему, была подвластна хеттам.
Эгейский мир эпохи бронзы.
К началу II тысячелетия относится возникновение
классового общества и государства на Крите, а затем и в других странах
Эгейского бассейна. Это были первые очаги рабовладельческой цивилизации на
территории Европы, оказавшие большое влияние на дальнейшее развитие Греции.
Историю Эгейского бассейна в III и II
тысячелетиях до н. э. принято делить на три больших периода: ранний, средний и
поздний. Ввиду того, что в разных областях Эгеиды характер местных культур не
вполне одинаков, появилась необходимость выделения минойской (т.е. критской),
элладской (т. е. материковой греческой) и других культур; соответственно стали
обозначаться такие периоды, как раннеминойский, раннеэлладский и т. д.
Хронологические рамки трёх периодов, несмотря на различие этих местных культур,
примерно одни и те же для всей Эгеиды. Ранний период охватывает почти всё III
тысячелетие (примерно до 2200—2100 гг.), средний — первую половину II
тысячелетия (до 1600 г.) и поздний — вторую половину того же тысячелетия вплоть
до рубежа XII и XI вв. до н. э. Позднеэлладский период часто называют также
микенским, по имени крупнейшего в этом районе центра того времени —Микен.
Раннеминойский и раннеэлладский периоды — это
время энеолита и появления бронзы, среднеминойский и среднеэлладский относятся
к началу бронзового века, а позднеминойский и позднеэлладский — ко времени его
расцвета и появления первых изделий из железа.
Первая великая европейская цивилизация возникла
на острове Крит, где к 2000 г. до н.э. существовали развитое хозяйство и
торговля вокруг нескольких крупных дворцов. Английский археолог Артур Эванс
(1851-1941), обнаруживший эту цивилизацию в 1894 г., дал ей название «минойской»
по имени мифического критского царя Миноса. Минойцы выезжали за пределы Крита.
На суше они пользовались повозками, освоили морские пути, создали флот, и, по
словам, греческого историка V в. до н.э. Фукидида (около 460-400 до н.э.), царь
Крита был и морским владыкой. Свои города минойцы строили на побережье, каждый
из них возникал вокруг дворца. Первые дворцы, построенные около 2000 г. до
н.э., через 300 лет были уничтожены землетрясением. Построенные на их месте
более роскошные дворцы обнаружены археологами. Минойцы знали письменность – так
называемое линейное слоговое письмо А, хотя оно до сих пор не расшифровано.
Большинство поселений и дворцов на Крите погибло около 1450 г. до н.э. в
результате извержения вулкана.
Стихийное бедствие не было единственной причиной
гибели критской цивилизации: к 1450 г. до н.э. на о. Крит с материковой части
Греции вторглись воинственные племена, которых назвали микенцами, или ахейцами.
Микенцы жили в маленьких государствах, центром которых был укрепленный город –
акрополь (верхний город, кремль). С XVI в. до н.э. они занимались торговым
обменом, конкурируя с минойцами и постепенно расширяя свои торговые связи в
Восточном Средиземноморье, в крупных городах Малой Азии и Ливана. Они переняли
у минойцев письменность и приспособили ее для передачи своего языка (так
называемое линейное слоговое письмо Б). Записи на греческом языке производились
на глиняных табличках и были расшифрованы английским ученым М.Вентрисом в 1953
г.
Приблизительно к 1200 г. до н.э. микенский мир
начал распадаться. Египетские рукописи свидетельствуют, что во второй половине
XIII в. до н.э. несколько подряд неурожайных лет сократили торговлю, так как
труд ремесленников оплачивался сельскохозяйственной продукцией, без которой вся
экономическая система и сама жизнь оказывались под угрозой.
К 1100 г. до н.э. крито-микенская цивилизация
исчезла совсем. С исчезновением микенской цивилизации искусство письма было
забыто, и историки не располагают письменными источниками периода 1100-800 гг.
до н.э., поэтому его называют Темными веками. В этот период у греков было мало
контактов с другими народами, и поэтому в иностранных источниках мало
встречается упоминаний о греках. В Греции резко сократилось население,
произошел упадок в гончарном и ювелирном мастерстве.
Ассирийская военная держава и её преемники в передней Азии.
Появление обработки железа значительно повысило
производительность труда земледельцев. Стало возможно распахивать земли,
которые раньше не поддавались обработке, а использовались как пастбища.
Земледельцы начали теснить соседние пастушеские племена. Возросшая
необходимость их охраны от кочевников потребовала создания новых государств
(военные деспотии). Их функции не были связаны с организацией орошения земли.
Они обеспечивали населению защиту от внешних врагов. Собираемые налоги шли на
содержание армии, аппарата управления, придворной знати. Чем больше земель
контролировала военная деспотия, тем большие средства оказывались в
распоряжении ее повелителей. Это стимулировало постоянную экспансию. Однако,
военный контроль – слабое основание для государства. Рост и расцвет таких
держав был связан с военной удачей тех или иных правителей. Соответственно,
такие государства не были долговечными, разваливались при первой же нестабильности.
Такой военной деспотией была Ассирия. При
Хамураппи она была подчинена Вавилонией. В начале XVI в. до н.э. Вавилон был
разгромлен хеттами, а в конце века его захватили касситы, горские племена,
жившие к востоку от Вавилона, и основали свою династию.
Ассирия в это время оказалась в зависимости от
государства Митанни и лишь в XIV в. до н.э. добилась самостоятельности. Со
второй половины XIII в. до н.э. начинается усиление Ассирии. В конце XII в. до
н.э. при Тиглатпаласаре I (1115-1077 до н.э.) Ассирия достигает расцвета своего
могущества. Совершаются успешные походы против горских племен верховий Тигра и
Евфрата, облагаются данью некоторые торговые города Финикии.
Народы моря не дошли до Ассирии и Вавилона, но
вытеснили из областей, расположенных к западу от Евфрата, полукочевые племена
арамеев, которые в середине XI в. до н.э. устремились в Месопотамию. Ассирия и
Вавилон, объединившись, вынуждены были бороться с ними и временно оказались
ослабленными.
Ассирийское войско Во время правления Тиглатпаласара
III (745—727 гг. до н. э.) было реорганизовано ассирийское войско, ранее
состоявшее из воинов, имевших земельные наделы. С этих пор основа армии
состояла из обедневших земледельцев, вооружённых за счёт государства. Так
возникло постоянное войско. В ассирийском войске было введено однообразное
вооружение. Солдаты применяли луки с металлическими наконечниками на стрелах,
пращи, короткое копье с бронзовым наконечником, меч, кинжал, железная палица.
Ассирийцы первыми стали массово применять железное оружие, что в значительной
степени способствовало их военным успехам.
Религия Ассирии мало отличалась от вавилонских
верований, которые были в значительной мере заимствованы. Искусство Ассирии
было продиктовано воинственным характером государства. Например, стены дворцов
были украшены рельефами со сценами охоты на львов и победоносных битв.
Ассирийский царь, как и во многих первых
государствах-деспотиях, объединял в себе функции светского, религиозного и
военного вождя. При этом, решение важнейших государственных дел было в ведении
совета старейшин (главой которого также являлся царь). Эти старейшины имели
большое влияние на окончательные решения.
Персидское “царство царств”.
В конце VI в. до н.э. крупнейшим государством
Ближнего Востока становится держава Ахеменидов, объединившая в результате
успешных завоевательных войн территории Месопотамии, Восточного
Средиземноморья, Египет, северо-восточную часть Индии. Во главе ее стал
персидский царь Кир II (558-530 до н.э.) из рода Ахеменидов.
Для управления таким огромным государством,
включавшим множество стран с различным уровнем социально-экономического
развития, необходимы были специальная структура государственного аппарата и
организация внутренней жизни, которая была создана в результате проведения в конце
VI в. до н.э. административно-финансовых реформ царя Дария I (522-486 до н.э.).
Все государство было разделено на 20
административно-податных округов, называвшихся сатрапиями. Во главе каждого
округа стоял сатрап, выполнявший гражданские функции. Армия каждого округа
находилась в ведении военачальника, подчинявшегося непосредственно царю.
Существовали также отдаленные провинции, в повседневную жизнь которых
персидская администрация вмешивалась редко, осуществляя управление с помощью
местных правителей. Дарий ввел новую систему государственных налогов: все
сатрапии обязаны были платить серебром установленную для каждой из них подать,
которая определялась с учетом оценки обрабатываемой земли. Для управления
страной был создан большой центральный аппарат во главе с царской канцелярией,
административным центром державы стал город Сузы (бывшая столица Элама).
В VI в. до н.э. еще до персидского завоевания в
Лидийском царстве начали чеканить первые в мире монеты, и Дарий I ввел общую
для всей державы денежную единицу – дарик. Впрочем, вне пределов Малой Азии
персидские монеты играли второстепенную роль в торговле, в основном
использовались слитки нечеканного серебра.
В период существования государства Ахеменидов
очень широкое развитие получила международная торговля, поскольку в составе
одного государства оказались различные по природным, климатическим условиям
страны, между которыми были установлены регулярные контакты, налажены морские и
караванные пути.
В первой половине V в. до н.э. Ахемениды
пытаются расширить свою экспансию на запад идут – греко-персидские войны.
Однако небольшие греческие города-государства сумели противостоять огромной
державе и изгнали персов с Балканского полуострова.
В 334 г. до н.э. Александр Македонский (356-323
до н.э.), добившийся господства над Грецией, начинает поход против Персии и в
329 г. до н.э. захватывает все ее владения. Ахеменидское государство прекращает
свое существование, войдя в состав державы Александра Македонского.
Древняя Индия.
В III тыс. до н.э. в долине Инда возникает
Хараппская цивилизация, также относящаяся к типу цивилизации речных долин, как
и Египетская и Шумерская. Здесь были созданы крупные ирригационные системы и
основная часть населения занималась поливным земледелием. Центрами этой
цивилизации были крупные города Хараппа и Мохенджо-Даро, активно торговавшие с
Месопотамией. Существовала эта цивилизация сравнительно недолго она погибла на
рубеже XIX-XVIII вв. до н.э. Причины этого до сих пор неизвестны, хотя
высказываются различные предположения: неблагоприятные климатические условия,
эпидемии, нашествия кочевых племен и пр.
На территории Индии в начале 1 тыс. до н.э.
noявляется новая цивилизация. Здесь в долине Ганга поселяются индоарийские
племена. Они начинают заниматься рисоводством, у них возникает патриархальное
рабство, города, первые государства, наибольшее значение среди которых
приобретают Кошала и Магадха.
К середине 1 тыс. до н.э. выдвигается Магадха,
столицей которой в середине V в. до н.э. становится город Паталипутра
(современная Патна) – один из крупнейших центров Древней Индии. В середине VI
в. до н.э. в Магадхе приходит к власти династия Нандов, создается крупная
империя, объединившая все государства долины Ганга и, возможно, часть Южной
Индии. К этому времени на территории Индии уже прочно сложилась варновая
система, являющаяся одной из наиболее характерных черт древнеиндийского
общества. Четыре варны (замкнутые группы людей) представляли основные сословия
общества: две высшие варны – брахманы (жречество), кшатрии (военная аристократия),
две низшие – вайшьи (сначала полноправные общинники, занимающиеся
преимущественно сельским хозяйством, позже – еще и торговцы, некоторые
ремесленники), шудры (в основном неполноправные, зависимые ремесленники,
земледельцы).
В конце VI в. до н.э. династия Нандов была
свергнута, к власти приходят представители рода Маурьев, создавшие так
называемую империю Маурьев. Наивысшего расцвета это государство достигло в
середине III в. до н.э. при царе Ашоке (268-231 до н.э.).
В составе его империи оказался весь полуостров
Индостан, за исключением крайнего юга. Территория страны была разделена на
наместничества, которые регулярно инспектировались царем и его приближенными.
Маурьи установили внешнеторговые и политические отношения со странами
Средиземноморья. При царе Ашоке государство начинает устанавливать контроль за
духовной жизнью подданных, царь активно содействует распространению буддизма,
способного, по его мнению, стать идеологической основой объединения разнородных
областей, входящих в империю. Наследникам Ашоки не удалось сохранить
могущественное государство, и в начале II в. до н.э. империя Маурьев
распадается на ряд сравнительно небольших государств.
Формирование древнекитайской цивилизации.
На рубеже III-II тыс. до н.э. к уже существующим
древним цивилизациям добавляется еще одна – китайская, правда, ее развитие
очень долго идет изолированно от остальных. Как и везде, первой формой
государственности на территории Китая были номы. Они появляются в бассейне реки
Хуанхэ, население их в основном занимается земледелием. Однако в отличие от
древнеегипетской, нижне-месопотамской, древнеиндийской цивилизаций
древнекитайская не относилась к цивилизациям ирригационного типа. Здесь
земледелие было основано на паводковом и атмосферном орошении.
В XVIII в. до н.э. на территории Китая среди
множества городов-государств выделяется город Шан, возглавивший довольно
крупное объединение номов. Правитель Шана (более позднее название этого
государства – Инь) носил титул ван, власть его была ограничена советом знати и
народным собранием.
В конце II тыс. до н.э. государство Шан
перестало существовать – оно было захвачено племенами чжоусцев, живших до этого
в бассейне реки Вэй.
На территории Китая крупнейшим государством
рубежа II-I тыс. до н.э. было Западное Чжоу. Во главе государства стоял Ван –
император, которого считали сыном Неба, посредником между богами и людьми.
Однако власть вана была ограничена состоящим при нем советом, в который входили
крупные чиновники, возглавлявшие сложный бюрократический аппарат государства.
Земля номинально считалась принадлежащей государству, существовал также и
непосредственно царский фонд. Довольно широко практиковалась раздача земельных
владений знати, что приводило к созданию достаточно крупных земледельческих
хозяйств.
С середины IX в, до н.э. в Западном Чжоу
начинается внутренний кризис: возрастает мощь местной знати, происходит
ослабление центральной власти ванов. В начале VIII в. до н.э. с усилением
натиска северо-западных кочевых племен территория государства сокращается, столица
переносится восточное, Западное Чжоу получает новое название Восточное Чжоу и
становится одним из множества самостоятельных царств.
С VIII по V вв. до н.э. на территории Китая
существуют пять крупных политических центров. Наряду с Восточным Чжоу это были
царства Цинь, Чу, У и Юз. Господствующее положение в них принадлежало
наследственной аристократии, занимавшей высшие посты в государственном
управлении.
В середине I тыс. до н.э. в Китае происходят
важные изменения во всех областях жизни. В это время (на полтысячелетия позже,
чем в большинстве других стран) осваивается плавка железа, что создает условия
для развития ремесла и земледелия. В связи с активным созданием ирригационных
систем в бассейне Хуанхэ и верхней Янцзы происходит расширение обрабатываемых
земель, начинается более интенсивное их использование. В некоторых царствах
официально разрешается купля-продажа земли, создаются крупные частные хозяйства
(и в сельском хозяйстве, и в ремесле), ориентированные на рынок. Развитию
товарно-денежных отношений способствует и распространение монетной формы денег.
В середине I тыс. до н.э. в Китае распространяется долговое рабство, частные
лица начинают более активно использовать труд рабов, хотя основным потребителем
рабской рабочей силы остается государство.
В политической сфере в Китае середины I тыс. до
н.э. также происходят значительные изменения. С VI в. до н.э. правители
начинают активное наступление на потомственные привилегии аристократии, которая
борется за захват власти в своих царствах. Для подрыва влияния знати правители
стараются опереться на лично им преданных служилых людей, вводя новую систему
должностного вознаграждения: вместо раздачи земель вводится жалованье,
выплачиваемое зер-ном (важнейшим эквивалентом стоимости). В V в. до н.э. происходит
укрупнение государств: вместо, примерно, двухсот, среди которых было пять
сильнейших, остается менее тридцати государств, и выделяются семь самых
могущественных (Цинь, Янь, Чу, Вэй, Чжао, Хань, Ци), в которых постепенно
вводится централизованная политико-административная система. Например, в
царстве Цинь проводятся реформы, которыми было утверждено единое
законодательство и судопроизводство, узаконены залог и скупка земли, отменены
ограничения размера наделов, отменены все прежние наследственные титулы,
введены новые ранги знатности за личные заслуги и т.д. После этих реформ
царство Цинь становится мощной державой, превращается в военно-бюрократическую
деспотию типа государств ближневосточного региона.
Циньский ван в 221 г. до н.э. объединил большую
часть Китая, Циньская империя существовала очень недолго (до конца III в. до
н.э.), но заложила основы единого централизованного Китая. В это время на всю
территорию страны распространяются циньские принципы государственного
устройства, создается военно-бюрократическая империя, организуются
завоевательные похо-ды в Южный Китай и Северный Вьетнам. На севере страны для
защиты от кочевых племен сюнну активно строится Великая китайская стена.
В самом конце III в. до н.э. на территории Китая
возникает новое централизованное государство – империя Хань, основателем
которой стал выходец из рядовых общинников Лю Бан (202-195 до н.э.) При нем
были отменены законы государства Цинь, несколько снижены налоги, но
административно-бюрократическая система, большинство экономических установлений
циньской империи остались в силе, хотя часть земель государства Лю Бан вынужден
был отдать некоторым представителям знати. Центральной власти удается
окончательно подчинить себе аристократию лишь на рубеже II-I вв. до н.э. К
концу I тыс. до н.э. на территории Китая активно развивается работорговля,
рабство становится основой ремесленного производства как частного, так и
государственного. В меньшей степени труд рабов используется в сельском
хозяйстве, где основную массу товаропроизводителей по-прежнему составляют
крестьяне-общинники, обязанные платить налоги и выполнять рабочую и воинскую
повинности.
Во II в. до н.э. Ханьская империя захватывает
территорию Кореи, а также древневьетнамские государства Аупак и Намвьег,
возникшие во второй половине I тыс. до н.э. В это время Китай поддерживал
торговые и дипломатические отношения со многими государствами, особенно с
находящимися на Великом шелковом пути, соединившем империю Хань со странами
Средней Азии и Ближнего Востока. Активная завоевательная внешняя политика Китая
привела к значительному росту налогов, ухудшению положения населения.
В I в. до н.э. по территории государства
прокатилась волна восстаний, в начале I в. н.э. династия Хань была свергнута,
власть захватил Ван Ман (9-23 н.э.), один из высших сановников, обещавший
вернуться к обычаям предков. При нем была сделана попытка превратить всю землю
в царскую, запретить частным лицам куплю-продажу земли и рабов, что вызвало
повсеместное недовольство. В правление Ван Мана государство пыталось активно
вмешиваться в экономическую жизнь страны, в частности, принимались законы о
выпуске монеты, ценах на рынке и др. В это время значительно увеличились
налоги, особенно на ремесленников, произошло дальнейшее обострение
внутриполитической ситуации, в стране вновь начинаются народные волнения.
Наиболее крупным было восстание краснобровых, в ходе которого Ван Ман был убит,
государство оказалось на грани распада.
В
начале I тыс. до н.э. приоритет в общественном развитии, перехватывает новый
культурный центр Средиземноморья - «античная цивилизация». К ней принято
относить историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Она базировалась на
качественно иных основаниях и в экономическом, политическом и социальном
отношениях была более динамичной по сравнению с
древневосточными обществами.
На достижениях древних греков и римлян впечатляюще основана вся европейская
цивилизация.
Античная цивилизация условно исчислялась от гомеровской Греции (XI-IX вв. до
н.э.) до позднего Рима (III-V вв. н.э.).
В истории Древней Греции принято выделять следующие периоды: гомеровский
(XI-IX вв. до н.э.); архаический (VIII-VI вв. до н.э.); классический (V-IV вв.
до н.э.); эллинистический (конец IV–I вв. до н.э.).
История Древнего Рима делится на три основных этапа: ранний, или царский Рим
(VIII–VI вв. до н.э.); римская республика (V–I вв. до н.э.); римская империя
(I–V вв. н.э.).
Обе культуры тесно взаимодействовали. У греков римляне заимствовали
более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного
устройства, алфавит, на основе которого была создана латинская письменность, и,
конечно же, велико было влияние греческого искусства: в Рим были вывезены
библиотеки, образованные рабы и т.д. Именно синтез греческой и римской культур
сформировал античную культуру, ставшую основанием европейской цивилизации,
европейского пути развития, породившего дихотомию Восток – Запад.
Несмотря на различия в развитии двух крупнейших очагов античной цивилизации –
Греции и Рима, можно говорить о некоторых общих чертах, определивших
своеобразие античного типа культуры. Поскольку Греция раньше Рима вступила на
арену мировой истории, то именно в Греции в архаический период сформировались
специфические особенности цивилизации античного типа. Эти особенности
были связаны с социально-экономическими и политическими изменениями,
получившими название архаической революции, культурного переворота.
Архаическая революция была своего рода социальной мутацией, поскольку в
истории она по своим результатам единственная и уникальная. В её результате,
античное общество опиралось на частную собственность, чего ранее нигде в
мире не было. Это привело к появлению товарного производства,
ориентированного преимущественно на рынок, способствовало возникновению и
других структур, определявших специфику античного общества.
Другими отличительными признаками являлись различные политические правовые и
социокультурные институты: появление полиса как основной формы политической организации;
наличие концепций суверенитета народа и демократического правления; развитая
система правовых гарантий защиты и прав свобод каждого гражданина, признание
его личного достоинства; система социокультурных принципов, способствовавших
развитию личности, творческих способностей, а в конечном счете – расцвету
античного искусства.
Благодаря всему этому античное общество стало принципиально отличаться от всех
других, а в цивилизованном мире возникли два разных пути развития, породивших в
дальнейшем дихотомию Восток–Запад.
Важную роль в архаической революции сыграла греческая колонизация,
которая вывела греческий мир из состояния изоляции и вызвала стремительный
расцвет греческого общества, сделала его более подвижным, восприимчивым.
Она открыла широкий простор перед личной инициативой и творческими
способностями каждого человека, помогла высвобождению личности из-под контроля
общины и ускорила переход общества на более высокий уровень экономического и
культурного развития.
Колонизация, т.е. создание новых поселений в чужих странах, была вызвана
различными причинами, в частности перенаселением, политической борьбой,
развитием мореплавания и т.д. Первоначально колонисты остро нуждались в самом
необходимом.
Им не хватало привычных продуктов, таких, например, как вино и оливковое масло,
а также многих других вещей: домашней утвари, тканей, оружия, украшений и т.п.
Все это приходилось доставлять из Греции на кораблях, привлекая внимание к этим
изделиям и продуктам местных жителей.
Открытие рынков на колониальной периферии способствовало совершенствованию
ремесленного и сельскохозяйственного производства в самой Греции. Ремесленники
постепенно становятся многочисленной и влиятельной социальной группой. А
крестьяне в ряде районов Греции переходят от выращивания малоурожайных здесь
зерновых культур к более доходным многолетним культурам: винограду и оливкам.
Превосходные греческие вина и оливковое масло пользовались огромным спросом на
внешних рынках в колониях. Некоторые греческие города-государства вообще отказались
от своего хлеба и стали жить за счет более дешевого привозного зерна.
С колонизацией было связано и появление более прогрессивной формы рабства,
когда в рабов обращали не соплеменников, а захваченных в плен чужеземцев.
Основная масса рабов поступала на греческие рынки из колоний, где их можно было
приобрести в больших количествах и по доступной цене у местных правителей.
Благодаря широкому применению во всех отраслях производства рабского труда у
свободных граждан появлялся избыток свободного времени, которое они могли
посвятить занятиям политикой, спортом, искусством, философией и т.д.
Таким образом, колонизация способствовала формированию основ нового
общества, новой полисной цивилизации, резко отличающейся от всех
предшествующих.
Античный полис как уникальное явление
Античная цивилизация строится вокруг основной единицы античного мира – «полиса»
(переводится как «город»), а в латинском варианте – «цивитаса» («гражданская
община»).
Полис был особой формой государственного устройства – городом-государством,
в котором все граждане имеют определенные права и обязанности. Для грека и
римлянина полис был тем единственным местом, где он чувствовал себя человеком,
где он находился под защитой богов, которые покровительствуют городу (как,
например, Юпитер – Риму, Афина Паллада – Афинам), где он был членом
гражданского коллектива, жизнь которого регулируется законами и защищена от
произвола.
Поэтому нет ничего страшнее, чем изгнание из родного города, чем то, что
римляне называли «лишением огня и воды», т.е. отнятие гражданских прав. Цицерон
в своем сочинении «О государстве» утверждал, что «уничтожение, распад и смерть
гражданской общины как бы подобны упадку и гибели мироздания».
Полис как общественная форма наиболее полно соответствовал уровню развития
античного общества. Экономической основой полиса была античная двуединая
форма собственности: с одной стороны, это собственность гражданской общины на
всю территорию и богатства полиса, а с другой – индивидуальная собственность
каждого гражданина.
В гражданской жизни полиса участвовал каждый взрослый гражданин, имеющий
права гражданства и владеющий частным хозяйством – «ойкосом» (домом). «Он
одновременно выступает и как хозяин дома, организатор – «ойконом» и как
гражданин – «политес»... Перед лицом закона граждане полиса выступают
полноценными собственниками – ойкономами... Хороший хозяин ойкоса считался и
хорошим гражданином, и наоборот, плохой ойконом не может быть хорошим
политесом». Способности управлять домом и участвовать в общественных делах
рассматривались как равноценные.
В античном демократическом полисе высшая власть принадлежала народному
собранию всех граждан с правом издания законов, выбора высших должностных
лиц. К несомненным достижениям античной демократии следует отнести равенство
граждан перед законом, право гражданина на обеспечение землей, запрет
порабощения собственных граждан.
Формирование античной демократии и так называемого гражданского общества
проходило в острой политической борьбе народа (демоса) с родовой аристократией.
В тех городах-государствах, где победу одерживал демос, устанавливалась
демократия (власть народа), но даже там, где аристократии удавалось отстоять
свою власть (как, например, в Спарте), она существовала в форме
аристократической или олигархической республики, но не монархии.
Большую роль в утверждении демократических ценностей сыграли великие
законодатели и реформаторы античности. Среди них особое место занимают имена
двух выдающихся афинских реформаторов – Солона и Клисфена, а также спартанского
– Ликурга. Наиболее важной среди реформ Солона (VI в. до н.э.) была коренная
реформа долгового права. Солон объявил все долги и накопившиеся по ним проценты
недействительными и запретил сделки самозаклада. Это спасло значительную часть
греческих граждан от порабощения и сделала возможным дальнейшее развитие
демократии в Афинах. Однако расцвет античного полиса и торжество античной
демократии как идеального эталона пришлись на период правления Перикла в Афинах
(V в. до н.э.).
Афинские граждане по праву гордились своей принадлежностью к самому
демократическому государству в Греции. Государство защищало не только жизнь и
имущество своих граждан, но и свободу их личности. Афинянина нельзя было
заключить в тюрьму без судебного решения, а человек, привлеченный к суду, если
не надеялся на оправдание, мог уйти из города до рассмотрения своего дела.
Вместе с тем афинская политическая система была демократией для меньшинства
населения. Из нее были исключены не только рабы, не имевшие элементарных
гражданских прав, но и метеки (постоянно жившие в Афинах переселенцы,
чужеземцы). Метеки не имели права владеть имуществом – землей и домами, они
работали по найму, занимались ремеслом и торговлей, а жили в наемных
помещениях.
Соотношение полисного демократического идеала и реальной практики было таковым,
что в повседневной жизни, бесспорно, существовали и развивались социальный
антагонизм верхов и низов, подозрительность по отношению к каждому, кто стал
выше массы, даже если он выделился своими подвигами и самоотверженным служением
полису.
Так, знаменитый философ Сократ, обвиненный в антидемократизме, принял яд;
Перикл провел последние годы жизни под следствием; величайший скульптор
античной эпохи Фидий кончил свою жизнь в тюрьме.
Не только греческий полис, но и Римская республика нередко становилась ареной
жестоких социальных конфликтов. Римская республика была по своей сути
аристократической, и только потомки родовой знати (патриции) могли занимать
государственные должности (магистратуры) и места в сенате. Римский плебс на
протяжении V–IV вв. до н.э. боролся за свои права, в результате образовался
новый правящий слой – нобилитет (патрицианско-плебейская знать).
Бедняки, обладавшие только потомством (пролетарии), фактически не имели никаких
прав, так как участие в политической жизни было связано с имущественным цензом.
Серия гражданских войн, восстаний рабов и военных диктатур подорвала
республиканские основы и привела к установлению в Риме императорского
(монархического) режима, просуществовавшего почти пять веков. В этот период
основная борьба велась между императорами и сенатской оппозицией.
Противоречие между полисным и республиканским идеалом общественного устройства
и реальной жизнью приводило к тому, что человек начинал чувствовать себя
отчужденным от государства, терял чувство гражданской солидарности – последнее
для античного человека было очень важно.
Античного человека, как грека, так и римлянина, делала гражданином лишь
принадлежность к определенной группе, фамилии, общине, городу. Нельзя ни к чему
не принадлежать и быть просто человеком. Каждый человек становится членом
какой-то малой группы, социальной микрообщины.
Античная действительность обостряла противоречия в обществе, но вместе с тем и
предоставляла возможность их преодоления, разрешения на уровне различных
микрообщностей, формирующих основы гражданского общества.
Эволюция античного полиса, социально-политических отношений в республиканском и
императорском Риме находила свое отражение в религии, идеологии, социальной
психологии, морали и правовых устоях античного общества.
Александр
Македонский и эллинизм.
Постоянная борьба за первенство между двумя важнейшими полисами —
демократическими Афинами и аристократической Спартой — в конце концов ослабила
Грецию и сделала возможным ее подчинение северному соседу — Македонии.
Объединение экономических ресурсов и воинских сил полисов Греции и Македонии
позволило великому завоевателю Александру Македонскому присоединить к своему
царству обширные владения разгромленного им Персидского государства. Держава
Македонского распалась сразу же после его смерти (323 г. до н.э.), дав начало
почти двухвековому существованию эллинистических государств.
Во главе эллинистических государств стали полководцы Александра, объявившие
себя царями. Они опирались на армию, состоявшую из македонян и греков, на
чиновников, многие из которых были не эллинами, а выходцами из среды покоренных
народов. Представители эллинской правящей элиты оказались «встроенными»
в систему отношений власти и собственности, которая издавна существовала на
Востоке. Через одно-два поколения они мало чем отличались от восточных вельмож.
Города эллинистического Востока превращались в центры греческой культуры.
Местное население постепенно заимствовало язык, обычаи и культуру греков. В
свою очередь, греки, оказавшиеся на Востоке, перенимали его достижения. Возник синтез
культур и цивилизаций Древнего Востока и Древней Греции.
Древний Рим: этапы становления общества и
государства
В полисах Италии безраздельно господствовала землевладельческая аристократия.
Одному из них — Риму, возникшему, по преданию, в 753 году до н.э. — суждено
было стать господином Средиземноморья. Первые два с половиной века своей
истории Рим управлялся царями. Установившееся после падения царской власти
республиканское правление соединило в себе черты монархической (единоначалие
консулов), аристократической (власть сената) и демократической (народное
собрание) форм правления. Длительная борьба между патрициями и плебеями
закончилась установлением гражданского равноправия. В результате все римские
граждане несли обязанности и пользовались правами. Храбрость,
дисциплинированность и организованность воинов, таланты военачальников
позволили Риму сначала стать владыкой Италии, а затем и всего Средиземноморья.
В огромном Римском государстве рабский труд являлся основой экономики. Труд
свободных собственников — крестьян и ремесленников — утратил ведущую роль в
жизни римского полиса. Об этом свидетельствовали острые социально-политические
конфликты и гражданские войны, полыхавшие в Римском государстве.
Для управления завоеванными странами была необходима сильная централизованная
власть. С многочисленными проблемами гигантской державы мог справиться только
единоличный правитель. С конца I в. до н.э. мир Средиземноморья управлялся
императорами — пожизненными военными диктаторами, обладавшими всей полнотой
административной и судебной власти.
Покорив многие народы, римляне познакомили их со своим образом жизни. Жители
подчиненных Римом стран, прежде всего горожане, были романизированы. Вне
зависимости от того, к какому народу они принадлежали, они одевались как
римляне, говорили на латинском языке. В начале III в. жители провинций
получили права римского гражданства. Теперь все свободные жители империи стали
гражданами государства. Римские законы защищали права и собственность
гражданина независимо от того, где он родился и какое положение в обществе
занимал.
В эпоху наибольшего расширения Римской империи ее население составляло 27 млн.
человек. Провинции государства, расположенного в трех частях света, были
соединены друг с другом великолепными дорогами. Единство империи поддерживали
и купцы, доставлявшие свои товары в самые удаленные ее уголки.
Итог
Социально-экономическое и политическое развитие античных городов-государств Средиземноморья
создало возможность для реализации принципов демократии:власти граждан,
осуществляемой через представительные органы; выборности должностных лиц,
равенства прав и обязанностей, уважения к частной собственности.