12. Основная оплата труда работников автомобильного транспорта.
На грузовом автотранспорте чаще всего применяется сдельная форма оплаты, а труд водителей легковых и специальных автомобилей оплачивается преимущественно повременно. Наибольшее распространение в сельском автотранспорте имеют сдельно-премиальная и повременно-премиальная системы. Другие системы оплаты труда водителей применяются значительно реже. тарификации труда водителей в основу положена грузоподъемность и назначениеобслуживаемого автомобиля. Водители грузовых автомобилей общего назначения грузоподъемностью до 5 т тарифицируются по 4-му разряду ETC грузоподъемностью от 5 до 7 т - по 5-му разряду, от 7 до 10 т - по 6-му разряду, от 10 до 20 т - по 7-му разряду, от 20 до 40 т - по 8-му разряду, свыше 40 т - по 9-му разряду. Водители автомобилей специального назначения (автокранов, автозаправщиков, передвижных мастерских и т.п.) тарифицируются на 1 разряд выше разряда, определенного в соответствии с их грузоподъемностью.
В основу тарификации труда водителей автобусов положена его габаритная длина. Так, при длине автобуса до
Труд водителей легковых автомобилей малого и среднего класса тарифицируется 5-м, а большого класса 6-м разрядом. На один разряд выше тарифицируется труд водителя, обслуживающего 2 и более автомашины. Для всех категорий водителей рекомендуется применять повышающий коэффициент на условия труда 1,8.
Сдельная оплата на грузовом автотранспорте осуществляется за количество перевезенного груза в тоннах и количество тонно-километров пробега автомобиля с грузом. Расценки по оплате труда за 1 т перевезенного груза и 1 т-км пробега рассчитываются следующим образом.
Расценка оплаты труда за 1 т перевезенного груза рассчитывается путем умножения сдельной минутной ставки на норматив времени на погрузку, разгрузку и оформление 1 т грузов в минутах, увеличенных на поправочный коэффициент в зависимости от класса груза.
Расценка оплаты труда за 1 т-км пробега рассчитывается путем умножения сдельной минутной ставки на норматив времени на 1 т-км пробега, умноженный на поправочный коэффициент в зависимости от класса груза. Поправочные коэффициенты определяются путем деления 1 на коэффициент использования грузоподъемности: для 1-го класса грузов 1:1 = 1, для 2-го класса 1 : 0,8 = 1,25, для 3-го класса 1 : 0,6 =1,66, для 4-го класса 1 : 0,5 = 2,00.
Нормативы затрат рабочего времени на 1 т груза и 1 т-км пробега обычно приводятся в минутах, поэтому делают расчет сдельной минутной ставки оплаты труда по данной группе автомобилей. Для этого часовую тарифную ставку делят на количество минут в часе (60) .