13.2. Стратегический менеджмент и банковская политика
13.2. Стратегический менеджмент и банковская политика
Стратегический менеджмент банка предполагает определение общей концепции развития банка, постановку целей и конкретных задач его деятельности, разработку мероприятий по реализации поставленных целей (банковской политики), формирование оптимальной организационной структуры банка.
Стратегический менеджмент опирается на сложную систему целей, элементами которой являются:
- предпринимательская философия;
- корпоративная миссия;
- стратегические цели;
- тактические цели.
Предпринимательская философия характеризует систему корпоративных ценностей банка, определяет наиболее общие цели его деятельности. К ним относятся:
- получение прибыли;
- удовлетворение потребностей клиентов;
- обеспечение надежности банка;
- содействие развитию экономики (поддержка реального сектора, социальной сферы, укрепление устойчивости денежного обращения);
- удовлетворение потребностей членов коллектива.
Корпоративная миссия (концепция развития банка) определяет наиболее общие черты его деятельности:
- целевой рынок (широкий или узкий);
- характер ассортимента (универсальный или специализированный);
- размер банка (крупный, средний или мелкий; международный, национальный или региональный);
- стратегические преимущества (низкие издержки или дифференциация продукта).
Стратегические цели задают наиболее важные параметры развития банка в обозримом будущем (как правило, на период от трех до пяти лет):
- рост или снижение объема оказания отдельных услуг;
- динамика прибыли на активы и собственный капитал;
- изменение доходов от платных услуг и т.д.
Тактические цели имеют краткосрочный характер (до одного года) с учетом текущей конкурентной ситуации. В них наиболее точно определяются желаемые рубежи - достижение намеченной величины прибыли или рентабельности, конкретных объемов сбыта или доли на рынке, темпов роста производства и сбыта и т.д.
Существует необходимость при постановке целей учитывать регулятивные нормы и экономические нормативы, принятые в России и за рубежом в целях предотвращения необоснованного риска. К ним относятся:
- уровень достаточности капитала, установленный Базельским соглашением, в размере не менее 8% активов, взвешенных с учетом риска;
- предельная доля кредитов в общей сумме активов - не более 65%;
- преимущественное обеспечение кредитов собственной депозитной базой;
- преимущественный рост прибыли за счет процентного и непроцентного дохода;
- норма ликвидности.
Условиями успешности банковской стратегии являются:
- адекватность стратегии условиям внешней и внутренней среды банка;
- адекватные меры по реализации сформулированной стратегии.
Выделяют следующие фазы (этапы) стратегического планирования:
1) аналитическая (сбор первичной и вторичной информации, анализ, наблюдение);
2) прогностическая (составление прогнозов и сценариев);
3) целеполагания (формулирование философии, миссии, стратегии);
4) выработки мероприятий по реализации стратегии (банковской политики);
5) реализации стратегии (тактика деятельности банка);
6) контрольная (предварительный, текущий и последующий контроль; контроллинг).
Анализ и прогнозирование представляют собой предварительные фазы (этапы) стратегического планирования. Их проведение должно обеспечить выполнение первого условия успешности банковской стратегии - адекватности стратегии условиям среды.
Второе условие успешности стратегии - адекватные меры по реализации стратегии - обеспечивается в ходе осуществления банковской политики и тактики.
Банковская политика - совокупность мероприятий по реализации банковской стратегии. Она включает в себя такие направления, как:
- организационная политика;
- финансовая политика;
- товарная политика;
- ценовая политика;
- сбытовая политика;
- коммуникационная политика;
- кадровая политика;
- политика управления рисками;
- внешнеэкономическая политика.
Тактика банка включает в себя:
- определение организационной структуры банка, документальное закрепление названий всех подразделений банка с указанием их функций;
- подготовку инструктивных и методических разработок, регулирующих технологию совершения банковских операций и проведения аналитической работы;
- формирование процедур принятия решений, в том числе по кредитным сделкам, позволяющим минимизировать банковские риски;
- разработку требований к документации, представляемой клиентами в банк, а также банковской документации;
- разработку правил осуществления предварительного и последующего контроля в процессе оказания банковских услуг;
- разработку системы оплаты труда и принципов материального поощрения;
- определение критериев оценки качества труда персонала на разных участках банковской деятельности.