9.4. Прочие посреднические операции

 

Развитие кредитных отношений и связанных с ними рисков делает необходимым использование кредиторами, которые стремятся избежать финансовых потерь, банковских гарантий (поручительств).

Банковская гарантия означает, что банк берет на себя обязательство в случае неуплаты клиентом в срок причитающихся с него платежей произвести платеж за счет своих средств. Если иное не предусмотрено договором, должник и гарант (поручитель) несут солидарную ответственность перед кредитором.

Нормативной базой для гарантийных операций коммерческих банков России являются ГК РФ, Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", а также инструкции, регулирующие валютные операции коммерческих банков.

Гарантия - односторонняя сделка, поскольку при ее заключении достаточно волеизъявления только одной стороны - гаранта. Следовательно, ответственность гаранта по взятому на себя обязательству - уплате бенефициару известной денежной суммы по договору гарантии - не определяется как таковая. Гарант лишь выполняет свою обязанность уплатить заранее установленную в гарантии сумму.

Основными субъектами отношений в рамках гарантии выступают:

1) гарант (банк, страховая организация);

2) принципал (по основному долгу - должник, заемщик, дебитор);

3) бенефициар (по основному долгу - кредитор).

В банковской гарантии как документе должна присутствовать информация, позволяющая бенефициару убедиться в двух вещах. Во-первых, в том, что гарантию выдает субъект, имеющий право совершать такие действия, т.е. что в его лицензии прямо зафиксировано право выдавать банковские гарантии. Во-вторых, в том, что лицо, подписывающее документ, надлежащим образом уполномочено. Следовательно, бенефициару, получающему такую гарантию, необходимо как минимум ознакомиться с лицензией гаранта, а также убедиться, что на момент выдачи гарантии она не отозвана.

В зарубежной и российской практике применяются разные виды банковских гарантий, выдаваемых кредитными организациями:

- безотзывная и отзывная;

- прямая и косвенная;

- простая, синдицированная и контргарантия;

- ограниченная и неограниченная;

- платежная и договорная;

- условная и безусловная гарантия.

Безотзывная гарантия - гарантия, которая не может быть отозвана, аннулирована или изменена банком-гарантом без предварительного согласования с банком-кредитором (согласно российскому законодательству банковская гарантия, как правило, имеет безотзывный характер). Отзывная гарантия - гарантия, которую гарант может в любой момент и без предварительного уведомления кредитора аннулировать (в этих случаях кредиторы должны быть внимательны и предусмотрительны).

Прямая гарантия выставляется банком-плательщиком. Косвенная гарантия выставляется через третий банк.

Простая гарантия - гарантия, предоставляемая банком по поручению своего клиента в пользу его контрагента. Контргарантия означает, что банк-гарант, обращаясь к банку-корреспонденту с просьбой выставить контрагенту его клиента гарантию, обеспечивает ему при наступлении гарантийного случая возмещение выплаченной суммы. Синдицированные гарантии используются в ситуациях, когда запрашиваемые суммы гарантий превышают возможности одного банка. В этих ситуациях между двумя или несколькими банками заключается соглашение, по которому в гарантийном случае каждый из них получит свою долю гарантийной суммы.

Ограниченная гарантия - гарантия, по которой гарант отвечает только за часть обязательств, выраженных в конкретной сумме. Неограниченная гарантия - гарантия, по которой гарант отвечает за всю сумму обязательств заемщика.

Платежная гарантия - гарантирование платежей по векселям, аккредитивам, инкассовым операциям. Договорная гарантия - гарантия, подлежащая исполнению по контракту.

Условная гарантия - гарантия, которую банк выплачивает только при определенных условиях, т.е. при документальном подтверждении того, что партнер клиента выполнил все договорные условия либо документально подтвердил, что клиент, чей платеж гарантируется банком, не выполнил своих обязательств. Безусловная гарантия означает, что при предоставлении данной гарантии выплата осуществляется без учета каких-либо возражений клиента, по поручению которого банк выдал гарантию.

Риски, связанные с принятием коммерческими банками поручительств и выдачей гарантий, аналогичны рискам, которые они несут при выдаче кредита. В связи с этим Банк России установил норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставляемых банком своим участникам (акционерам) (Н9.1) <1>. Указанный норматив регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении участников (акционеров) банка и определяет максимальное отношение размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам), к собственным средствам (капиталу) банка. Максимально допустимое числовое значение норматива Н9.1 устанавливается в размере 50%.

--------------------------------

<1> Инструкция Банка России от 16 января 2004 г. N 110-И "Об обязательных нормативах банков".

 

При определении возможностей и размера предоставления гарантий (поручительств) учитываются следующие факторы:

- размер собственного капитала клиента;

- цель и качество сделки, по которой банк выступает гарантом;

- надежность обеспечения;

- возможность банка взять на себя обязательство по гарантированию кредита полностью или частично.

Все отношения между кредитором и гарантом определяются в договоре банковской гарантии, который должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение этого правила ведет к признанию договора недействительным. Гарантия оформляется либо подписанием двустороннего договора, либо направлением гарантом кредитору гарантийного письма.

Гарантийное письмо - документ, удостоверяющий договор между банком-кредитором и гарантом. Из договора банковской гарантии должно ясно следовать, за исполнение какого обязательства дана гарантия, кому она дана и за кого (наименование должника).

Законом предусматриваются самые разнообразные обстоятельства, когда обязательства банка-гаранта перед кредитором прекращаются. Это происходит в следующих случаях:

- уплата кредитору суммы, на которую выдана гарантия;

- истечение определенного в гарантии срока, на который она выдана;

- отказ кредитора от своих прав по гарантии и возвращение ее гаранту;

- отказ кредитора от своих прав по гарантии путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств.

За выдачу банковской гарантии заемщик уплачивает гаранту вознаграждение.

В зарубежной практике банковская гарантия получила широкое распространение. В условиях жесткой конкуренции на этом рынке услуг сложились довольно умеренные ставки банков-гарантов, которые составляют 0,1 - 0,8% суммы гарантии. В России этот показатель достигает 4 - 10%.

Банки взимают комиссионные за следующие операции:

- выдача гарантий (поручительств);

- подтверждение гарантий;

- изменение условий гарантий;

- исполнение банком гарантии.

Увеличение разнообразия банковских операций, а также их сложности вызывает необходимость совершения для клиентов различных консалтинговых операций (оказания консультационных услуг). В настоящее время российские коммерческие банки осваивают рынок консультационных и информационных услуг физическим и юридическим лицам. Между тем в мире такие услуги давно вошли в практику банковского бизнеса, т.е., по сути, стали необходимой частью банковской деятельности. Такие услуги не выражаются в предоставлении кредита и других подобных операциях и не ведут к росту активов или пассивов банка.

Согласно ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" кредитная организация вправе осуществлять такой вид сделок, как оказание консультационных и информационных услуг. Термины "информация" и "консультация", как и "информирование" и "консультирование", взаимосвязаны. Информация всегда необходима при оказании консультационных услуг специалистом банка, поскольку, консультируя клиента по интересующему его вопросу банковской деятельности или не связанному с ней, специалист банка оперирует достоверными данными.

Банки заинтересованы в консультировании клиентов по целому ряду причин, среди которых в качестве основных можно назвать:

- удержание имеющихся клиентов;

- демонстрация уровня профессионализма служащих банка и их готовности к развитию партнерских отношений с клиентами, создание положительного имиджа банка;

- рост банковской квалификации клиентов, что облегчает общение и повышает эффективность взаимодействия сторон;

- привлечение новых клиентов;

- увеличение объема реализации основных услуг (поддерживаемых с помощью консультационных) и в конечном счете получение большей прибыли.

Всю совокупность консультационных услуг, которые банки могут оказывать клиентам, целесообразно разделить на два блока:

- услуги общего характера;

- специальные услуги.

К консультационным услугам общего характера, связанным с базовыми банковскими операциями, можно отнести, например, консультации в отношении:

- порядка открытия и ведения расчетных, текущих и иных счетов;

- правил ведения кредитных, депозитных, расчетно-платежных и кассовых операций и наиболее целесообразных вариантов их применения;

- операций с ценными бумагами;

- операций с иностранной валютой;

- оформления банковских расчетно-платежных документов.

Подобные услуги - необходимая часть деятельности любого банка. Довольно часто их оказывают рядовые специалисты банка в форме советов, рекомендаций, в режиме "вопрос - ответ" и без оплаты. В этом случае консультации имеют разовый характер и непродолжительны по времени.

К консультационным услугам специального характера относится широкий круг консультационных услуг не только по банковским, но и по целому ряду других проблем: юридическим, бухгалтерским, аудиторским, аналитическим. Специалисты банков проводят консультации по многочисленным вопросам финансового планирования и контроля, в частности по составлению смет хозяйственной деятельности предприятий, калькулированию себестоимости продукции, ценообразованию, экспертным оценкам по инвестированию средств, прогнозам движения ликвидности, управлению текущими активами. Кроме того, банковские специалисты консультируют по глобальным вопросам стратегии бизнеса, таким как реорганизация компании, увеличение объема капитала, покупка других компаний.

Доходы, получаемые российскими банками от консультационных услуг, составляют в среднем 2 - 4% всех их доходов, т.е. данные доходы пока существенно не влияют на структуру доходов отечественных банков, что говорит о неразвитости данной сферы деятельности. Однако в силу того, что для банка оказание консультационных услуг не связано с необходимостью предварительного привлечения денег, консалтинг объективно доступен большей части российских банков, даже испытывающих недостаток в свободных ресурсах.

 

Последнее изменение: понедельник, 25 августа 2014, 22:42