Целостных экономических теорий, посвященных мировому хозяйству, в настоящее время не существует. Однако есть экономические, социологические и социокультурные теории, положения которых могут быть применимы к мировому хозяйству. Речь идет о теории стадии развития, теории единой цивилизации и теории столкновения цивилизаций.

Первая из названных теорий представлена, в свою очередь, теорией стадий экономического роста, теориями единого индустриального и нового индустриального общества, а также теориями постиндустриального общества.

Теория стадий экономического роста сформулирована американским экономистом, социологом и историком У. Ростоу в книге “Стадии экономического роста: некоммунистический манифест”. В ней описывается пять основных стадий роста:

1)      традиционное общество;

2)      период создания предпосылок для подъема;

3)      подъем (сдвиг, взлет);

4)      движение к зрелости;

5)      век высокого массового потребления.

Критерием выделения стадий здесь служат по преимуществу технико-экономические характеристики; уровень развития техники; отраслевая структура хозяйства; доля накопления в национальном доходе, структура потребления и т. д.

Теория единого индустриального общества связана главным образом с именем французского социолога Раймона Арона, утверждавшего, что в ходе индустриализации разных стран образуется новое для них индустриальное общество, где советская и западная системы - лишь его разновидности. По мнению другого автора одноименной теории, француза Эллюэля, меняются не только особенности проявления экономических законов, но и сама их сущность; исчезает ведущая роль собственности, экономическая власть переходит к крупным корпорациям и с помощью государства устраняется дифференциация населения по уровню доходов.

Теория нового индустриального общества была основана американским экономистом Джоном Гэлбрейтом Беллом в ряде его работ, но прежде всего в книге «Новое индустриальное общество» (1967).

В этой и более ранних работах он стремится доказать, что применение сложной и все более совершенной техники ведет к внутреннему перерождению капитализма, насыщению рынка потребительскими товарами, развитию эффективной сферы услуг и в итоге - к устранению ранее существовавших социальных контрастов. Вся экономическая система современного капитализма была представлена им как совокупность двух разнородных секторов – «планирующей системы» и «рыночной системы». К первой относится мир крупных корпораций, обладающих властью не только над ценами, издержками, технологией, но и над обществом и государством; ко второй - мелкие фирмы, которые лишены власти, хотя и выступают средоточием непреходящих экономических, культурных, духовных и социальных ценностей. В этой связи предлагается поставить государство на службу немонополизированному сектору, выведя его из-под власти «планирующего сектора, что должно обеспечить рост эффективности рыночной системы».

Теория постиндустриального общества одним из первых разработана американским социологом Даниэлом Беллом, который в своей концепции рассматривает экономические особенности общества после завершения индустриализации. Пять признаков характеризуют, по его мнению, постиндустриальное общество:

1)      переход экономики от производства товаров к производству услуг;

2)      преобладание среди работников профессиональных специалистов и техников;

3)      ведущая роль теоретических знаний;

4)      ориентация технико-экономической среды на контроль за технологией;

5)      обеспечение процесса принятия решений новой «интеллектуальной технологией».

При этом важнейший фактор преодоления кризиса «индустриализма» Белл связывает как с развитием «постиндустриальных тенденций», так и с необходимостью единства культуры и религии.

Теория супериндустриализма выдвинута американским социологом и футурологом Алвином Тоффлером в книге “Третья волна” (1980). Все сложные, многоаспектные внутренние противоречивые процессы перемен, переживаемых современным обществом, автор объясняет крушением индустриализма и нарождением «новой цивилизации».

Теория единой цивилизации имеет в своей основе либеральную идею о постепенном движении всех стран мира к единому политическому, социальному и экономическому строю - либеральной демократии. Одним из наиболее известных авторов этой теории является американец японского происхождения Фрэнсис Фукуяма. По его мнению, все страны мира постепенно, по мере либерализации превратятся в единое общество и наступит как бы «конец истории».

Движущей силой создания единой цивилизации являются, согласно данной теории, сила интернационализации экономики, перерастающая в ее глобализации и проявляющаяся прежде всего через транснационализацию и интеграцию.

Теория столкновения цивилизаций, автором которой является американский профессор Сэмуэл Хантингтон, исходит из идеи растущей многополярности мира, включающей восемь главных цивилизаций: западную, исламскую, индуистскую, китайскую, японскую, православную, африканскую и латино- американскую. Согласно этой теории в мировой экономике и в мире в целом постепенно уменьшается роль Запада и возрастает значение азиатских цивилизаций. В результате, согласно Хантингтону, будущий мир - это не единая цивилизация, а их набор, при этом имеющаяся общность цивилизаций не исключает различий, которые не исчезают со временем. В итоге возрастает многополярность мира, сопровождающаяся все более равномерным распределением экономической мощи между цивилизациями.

Теория упадка империй, согласно концепции американца Пола Кеннеди, объясняет падение великих держав характерными для прошлых эпох огромными затратами на их содержание, особенно это касается военных расходов. Эти непомерные затраты неизбежно сказываются на уровне социально-экономического развития, что в итоге ведет империи к упадку.


Последнее изменение: среда, 26 января 2022, 14:21