А Смит, рассматривая вопросы международного разделения труда, говорил о том, какие товары лучше экспортировать, а какие – импортировать. В экономической литературе его теория международной торговли получила название теории абсолютных преимуществ.

Международное разделение труда, утверждал А. Смит, должно осуществляться с учетом тех абсолютных преимуществ, которыми обладает та или иная страна. Отказ от производства товаров, по которым страны не обладают этими преимуществами, и концентрация ресурсов на производстве других товаров приводят к увеличению общих объемов производства, росту обмена между странами продуктами своего труда.

Рассмотрим эти положения на условном примере взаимной торговли Украины и России.

По климатическим условиям Украина может оказаться в преимущественном положении при производстве свеклы, что позволяет ей производить 4 т свеклы за 1 чел.-день работы по сравнению с 3 т свеклы за 1 чел.-день в России. Картофель же более выгодно выращивать в России, где за 1 чел.-день производится 1 т картофеля по сравнению с 900 кг на Украине.

Работая два дня, Россия произведет 3 т свеклы и 1 т картофеля, а Украина, соответственно, - 4 т свеклы и 0,9 т картофеля. Предположим, однако, что Россия, ориентируясь на тот товар, по которому она обладает преимуществом (картофель), специализируется только на его производстве, вывозя его на Украину. В этом случае, продав картофель на рынке Украины (для упрощения транспортные расходы, курсы валют не учитываются), Россия сможет приобрести около 4,4 т свеклы (цены на свеклу и картофель как на Украине, так и в России пропорциональны затратам на их производство). Общим результатом торговли для России станут 1 т картофеля и 4,4 т свеклы.

Поскольку именно развитие производства на базе абсолютных преимуществ отдельных стран и свободный торговый обмен обеспечивают рост всеобщего благосостояния, то на этой основе учеными и разрабатывались рекомендации в области внешнеэкономической политики, прямо противоположные взглядам меркантилистов.

Государству при этом предлагалось свести до минимума свое вмешательство в отбор отраслей межгосударственной специализации, предоставив его “невидимой руке конкуренции”.

Вмешательство же государства во внешнеторговый обмен допускалось лишь в редких случаях: с целью нейтрализации государственной поддержки экспорта в другой стране, в связи с необходимостью обеспечить безопасность или укрепить обороноспособность страны.


Последнее изменение: среда, 26 января 2022, 14:17