4. Организация контроля за ценами предприятия
Основу управления ценами составляет выбор менеджерами, участвующими в процессе ценообразования, критериев формирования контроля и изменения цены. Поэтому в процессе реализации ценовой политики должно уделяться большое внимание контролю за ценами.
Средством управления и контроля формирования цен является составление плановой, исполнение и анализ фактической калькуляции себестоимости единицы продукции, а также затрат на производство и сбыт.
В результате контроля и анализа должны быть выявлены отклонения фактических значений цен и затрат от плановых и определены причины отклонений.
Основными элементами системы формирования и контроля за ценами являются:
- Объекты контроля (цены)
- Предметы контроля (отдельные элементы цены - постоянные и переменные затраты, налоги, уровень рентабельности)
- Субъекты контроля (структурные подразделения, отвечающие за формирование и контроль цен)
- Процедура контроля – принятие решений и реализация мероприятий, необходимых для выявления тенденций изменения цен
Изменение цен в перспективе может быть осуществлено на основе снижения норм расходов ресурсов, экономии затрат живого труда и роста его производительности, экономии на условно- постоянных расходах и амортизационных отчислениях, что подразумевает организацию учета, нормирования, планирования, контроля и анализа указных расходов.
Планово-прогнозное изменение цен базируется на маркетинговых исследованиях, связанных с анализом производства, снабжения, сбыта продукции и финансового состояния организации.
Формирование ценовой политики и контроль за ценами организации осуществляются совместными усилиями служб, отвечающих:
- За оценку и прогнозирование себестоимости продукции соответственно различным вариантам ценовой политики и соответствующей ей производственно-сбытовой политике.
- За обоснование финансовых показателей, которые должны быть достигнуты в результате реализации ценовой политики.
- За разработку финансовых аспектов реализации такой политики (например, определение лимита финансирования по рекламной деятельности)
- За сбор информации о текущей рыночной конъюнктуре и определение реальной структуры рынка продукции организации
- За прогнозирование объемов сбыта, возможных при использовании различных уровней цен на продукцию
- За оценку возможных действий конкурентов при тех или иных вариантах ценовой политики
- За обоснование возможностей увеличения сбыта и улучшения финансовых показателей без изменения цен
- За проведение рекламных компаний, формирование имиджа товарной марки и распространение информации, позволяющей воздействовать на коммерческие решения конкурентов.
Для разработки и успешной реализации ценовой политики в организациях могут быть созданы специальные подразделения, которые могут быть подчинены руководителю структурного подразделения, отвечающего за маркетинг или сбыт продукции, либо руководителю финансовой или планово-экономической службы.