Как на уровне отдельных рынков, так и на макроуровне анализ взаимодействия спроса и предложения является базовым. При изучении макроэкономических процессов исследуются агрегированные величины:

AD – совокупный спрос,   AS – совокупное предложение.

Совокупный спрос  - реальный объём валового внутреннего продукта, который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен, или общая сумма расходов на конечные товары и услуги, произведенные в стране.

Совокупный спрос представляет собой сложную категорию и в масштабе общества складывается из 4-х основных компонентов: потребительского спроса на товары и услуги; инвестиционного спроса фирм; государственных закупок (расходов) и чистого экспорта. Объём совокупного спроса рассчитывается следующим образом:

                                     АD = C + I +G + XN                     ( 2 )

где AD – совокупный спрос, C – потребительский спрос на товары и услугиI – инвестиционный спрос фирм, G – государственные закупки (расходы), XN – чистый экспорт.

рис1 

       Рисунок  1

На рисунке 1 кривая совокупного спроса AD является нисходящей, которая показывает, что чем ниже уровень цен, тем больше реальный объем национального продукта, который будет куплен

Обратная связь между уровнем цен и объемом национального производства  объясняется 3-мя факторами:

1) эффектом процентной ставки;

2) эффектом реального богатства;

3) эффектом импортных закупок.

 

Эффект процентной ставки. Когда уровень цен повышается при неизменной денежной массе, повышаются и процентные ставки (в связи с увеличением спроса на деньги  как со стороны домохозяйств, так и со стороны инвесторов). На повышение процентной ставки они реагируют сокращением своих расходов, что выражается в сокращении спроса на реальный объем национального продукта.

Эффект реального богатства. Суть его заключается в том, что рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных  финансовых активов с фиксированной стоимостью (облигации, акции, срочные счета), что делает их владельцев беднее и побуждает их к сокращению расходов. (ВВП).

Эффект импортных закупок. При повышении уровня цен внутри государства эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, сравнительное уменьшение уровня цен в стране способствует сокращению импорта и увеличению экспорта и, тем самым, увеличению чистого объема экспорта в совокупном спросе.

 

Неценовые факторы совокупного спроса

рис2                                                    

   Рисунок 2

Если смещается вся кривая совокупного спроса, то это значит, что срабатывают «прочие условия», которые называются неценовыми факторами совокупного спроса. Под их влиянием кривая совокупного спроса может отклоняться вправо, до положения AD2, если увеличивается спрос, и влево, до положения AD3, если спрос уменьшается. Эти взаимосвязи отражены на Рисунке 2.

 

Основные неценовые факторы, смещающие кривую спроса:

1. Изменения в потребительских расходах, которые зависят от:

а) благосостояния потребителя;

б) ожиданий потребителя (в частности, изменения их доходов или инфляции).

в) задолженности потребителя (кредит);

г) налогов.

2. Инвестиционные расходы, которые зависят от:

а) процентных ставок (с их увеличением инвестиции уменьшаются и наоборот);

б) ожидаемой прибыли от инвестиций;

в) налогов с предприятий;

г) технологий;

д) избыточных мощностей (если они есть, то инвестиционный рост сдерживается);

е) субсидий, льготных кредитов.

3. Государственные расходы.

4. Расходы на чистый экспорт.


Последнее изменение: пятница, 8 октября 2021, 16:07