1.1 Введение в дисциплину
1.1 Введение в дисциплину
Экономические проблемы, возникающие перед специалистами, очень сложны. Они зависят от множества различных факторов, изменяются с течение времени, влияют на другие проблемы и процессы. Проводить эксперименты с экономикой сложно, а зачастую и просто невозможно. Поэтому традиционные методы не дают оптимальных решений, по следующим причинам:
-
обилие информации приводит к невозможности полного ее восприятия.
-
многие задачи столь сложны, что человек не может решить их оптимальным образом и вместо глобального находит локальный оптимум;
-
недостаточная квалификация, отсутствие опыта и знаний часто приводят к принципиальной невозможности решения задачи.
Поэтому для изучения экономических явлений создаются модели. Специалисты убеждены, что дальнейший прогресс тесно связан с более широким использованием математических методов и моделей.
Необходимость применения математики в управлении экономикой определяется следующими главными причинами:
первая – современная экономическая практика очень усложнилась, и человек не может управлять им наилучшим образом без использования математических методов;
вторая – изменилась методология, принципы управления, если в условиях директивного управления, основная задача предприятия заключалась в выполнении жестко заданного плана, то сейчас имеется возможность самостоятельно определять как внешние, так и внутренние условия деятельности предприятия.
Применение математики меняет процесс управления.
При традиционном пути процесс управления осуществляется по принципу: «от опыта – к эмпирическому (опытному) решению»
Использование математических методов совместно с ЭВМ изменяет структуру управляющего воздействия. Решение уже формулируется по принципу: «от информации – к обоснованному решению»
Во всем мире экономико-математические методы и модели завоевывают доминирующее место в хозяйственной практике. Оценка мировым научным сообществом исследований в области экономико-математических методов и моделей высока. Так из 38 ученых-экономистов, ставших лауреатами Нобелевской премии, 26 получили награду за исследования, проводившиеся на стыке экономики и математики.
Экономическая деятельность связана с постоянным поиском наиболее выгодного варианта распределения различного вида ресурсов: финансовых, трудовых, технических и других.
Так, например, в литературе встретился такой пример: для формирования плана прикрепления 30 предприятий торговли, которые получают по 1 единице продукции, к двум поставщикам (N=10, N=20)
Создать достаточно адекватную реальности модель очень сложно. Модель Кейнса, (английский экономист, основатель макроэкономики, выступал за активное государственное регулирование экономики (1983-1946), составил себе солидное состояние, успешно играя на бирже), которая отражает возможности рыночной экономики адаптироваться к возмущающим воздействиям, была построена после извлечения уроков из тяжелейшего кризиса 1929-1933 г. Применение этой модели Германией и Японией для выхода из послевоенного кризиса было очень успешным и получило название «экономического чуда».