1. Сущность, виды и формы монополии


Монополия является высшим проявлением несовершенной конкуренции, когда на рынке в ходе конкурентной борьбы совершенная конкуренция начинает замещаться несовершенной конкуренцией, при которой возможно появление единственного производителя. Таким образом, сущность монополии есть ситуация, когда на рынке функционирует один продавец какого-либо товара или услуги. Иначе говоря, монополия – это рыночная структура, в которой одна фирма является поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких субститутов, т.е. товаров-заменителей.

Если при наличии конкуренции предполагается разделение экономической власти на рынке между производителями, то в условиях монополии вся экономическая власть сосредоточена у единственного производителя. В условиях конкуренции у потребителей возникает право выбора поставщика продукции, а у производителей - стремление наилучшим образом удовлетворить запросы потребителей.

При монополии у потребителя отсутствует право выбора поставщика, и у производителей начинает снижаться стремление учитывать новые запросы потребителей к производимому продукту.

Переход от конкурентного рынка к монополии теоретически можно представить как естественный процесс развития конкуренции, что дало повод считать, что конкуренция порождает монополию. Так, в ходе конкурентной борьбы за потребителей, часть производителей не справляются с задачей удовлетворения запросов потребителей и покидают рынок, а оставшиеся – получают возможность расширить свое производство. В силу этого и появляется возможность возникновения монополии. Такую теоретическую возможность формирования монополии подкрепляют и данные Таблицы 5 Пятой лекции, где представлены модели рынков. Каждая модель рынка является как бы определенной стадией в процессе движения рынка от совершенной конкуренции к чистой монополии в долговременном периоде.

По способу формирования монополи можно свести к трем видам:

- закрытая монополия;

- естественная монополия;

- открытая монополия.

Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений различного рода (патентная защита, институт авторских прав, федеральными законами, лицензиями и т.п.). Примером может служить почтовая служба.

Чаще всего монополии функционируют как естественные (технологические) монополии.

Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на нём наиболее эффективно в отсутствие конкуренции. Это происходит в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. Особое положение на рынке позволяет монополисту диктовать потребителям свои условия с позиции силы. Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота владения необходимой информацией. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает характеристику рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.

Существует и такой подвид монополии как государственная монополияЭто связано с тем, что государство может функционировать на рынке в качестве либо продавца, либо покупателя.

Открытая монополия - это ситуация, когда фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты могут появиться на рынке несколько позже.

Следует отметить, что такая классификация весьма условна, так как некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. К их числу можно отнести, например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как существуют барьеры для конкуренции). Патенты и лицензии имеют также определенные сроки действия и, следовательно, в долгосрочном периоде не могут защитить от конкуренции закрытые монополии.

Фактически все монополии могут считаться открытыми, так как легальные барьеры могут быть отменены судом, преимущества естественных монополий могут быть сведены на нет изменениями в технологии, все монополии подвержены ударам конкуренции со стороны товаров-субститутов.

Организационно-правовые формы проявления монополии многообразны и хорошо приспособлены к тем или иным особенностям рынка.

Рассмотрение этих форм осуществляется в порядке их появления на рынке на основе  принципа – от простого к сложному.

Картель — это объединение нескольких предприятий одной отрасли производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и на изготовленный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, но договариваются о доле каждого в общем объеме производства, цене, рынках сбыта. В современных условиях картели существуют и в форме патентных пулов, лицензионных договоров, консорциумов по осуществлению научно-исследовательских разработок и т. д., которые, как правило, прекращают свое существование по достижению поставленной цели. Надо отметить, что создание картеля не отменяет соперничества фирм за лучшие условия функционирования. Борьба между участниками картеля за лучшие квоты, цены и рынки для своей фирмы может привести к ликвидации картельного соглашения или к переходу к новой форме монопольного объединения.

Следующая организационная форма монополистического объединения – синдикат.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности,

участники которого сохраняют собственность на средства производства, но утрачивают коммерческую самостоятельность. В синдикатах сбыт товаров производит общая сбытовая контора. В современных условиях синдикаты существуют преимущественно в сфере торговли, а отдельные — и в сфере производства. Так, алмазный синдикат контролирует мировой рынок необработанных алмазов.

Более сложные формы монополистических объединений появляются, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. Возникает необходимость объединения в пределах одной корпорации последовательных, взаимосвязанных производств нескольких отраслей

промышленности, то есть вертикальной интеграции, или комбинирования. Так образуются тресты.

Трест — это объединения ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого объединяют производство, сбыт, финансы, управление. На сумму вложенного капитала владельцы отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и

присваивать соответствующую часть прибыли.

С помощью механизма межотраслевой конкуренции и перелива капиталов вертикальная интеграция перерастает в диверсификацию — проникновение капитала той или иной монополии в отрасли, которые непосредственно не связаны с основной сферой ее деятельности.

На основе диверсификации возникает такая наиболее распространенная в современных условиях форма монополистических объединений, как многоотраслевой концерн — объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и изготовленный продукт, а главная фирма осуществляет контроль над другими участниками объединения. Дальнейшее развитие концернов усиливает процессы концентрации и централизации капиталов, которым становится тесно в рамках национальной экономики, а получение ими сверхприбыли на возросший капитал может быть прекращено из-за удовлетворения платежеспособного спроса национального рынка. Появление «избыточного» капитала выводит процесс монополизации на мировой уровень, т.е. появляются международные монополии, которые основываются либо на капитале населения одной страны – транснациональные корпорации, либо на капитале жителей многих стран – многонациональные корпорации.

 

Последнее изменение: четверг, 28 мая 2020, 21:45