1.Сущность рынка. Условия действия рынка. Виды и типы рынков.

Рынок представляет собой общественную форму системы отношений, возникающих между хозяйственными агентами по поводу обмена ценностями. Это многоплановый экономический процесс, который через предложение и спрос приводит к образованию цены.

Условия действия рынка

1.Самостоятельность экономических субъектов, их способность самим заключать контракты, принимать и размещать заказы, свободно расходовать хотя бы часть своих доходов;

2.Экономическая ответственность за использование ресурсов. Субъекты должны в полной мере ощущать ограниченность средств, находящихся в их распоряжении, и необходимость расплачиваться из них по всем обязательствам за возможные потери и неэффективные решения. В этом смысл так называемого жёсткого бюджетного ограничения.

.Достаточное количество производителей и потребителей как условие их взаимного выбора и конкуренции. Количество производителей в разных отраслях будет разным, но не менее 5 – 7, при праве других предприятий выходить на рынок данной продукции.

4.Производство на неизвестный рынок, принципиальная неопределенность в смысле нахождения потребителя.

5.Право контрагентов самим устанавливать цены на продукцию.

На современном этапе экономического развития эти условия модифицируются и должны обеспечить:

 - остановку монополизма;

 - регулирование не цен, а спроса и предложения;

 - обострение конкуренции не за счёт снижения издержек, а за счёт роста качества, технического уровня, улучшения послепродажного обслуживания и т.п.;

 - усиление конкурентоспособности мелких и средних предприятий;

 - разнообразие собственно рыночной инфраструктуры (информационные системы, маркетинг, финансовые институты и т.п.);

 - государственное влияние через финансовую политику, регулирование кредитов и денежного обращения, систему государственных заказов.

þ В настоящее время в рамках государственных заказов обеспечивается около 33% производства в США и Японии и около 60% - в Нидерландах и Швеции. 

Виды рынка – выделяются в зависимости от предмета обмена:

1.Рынки факторов производства (факторные рынки) 

а) земельных участков и недвижимости;

б) труда;

в) ссудного капитала – рынок долгосрочных кредитов и капиталовложений (ссуды, ипотеки, кредитные ценные бумаги и ценные бумаги паевого участия);

г) денежный – в узком смысле относятся краткосрочные ссуды межбанковские, в широком – все деньги, выдаваемые в качестве краткосрочных кредитов 

2.Товарные рынки:

а) потребительских товаров;

б) инвестиционный рынок. 

Типы рынка:

Совершенный рынок– все участники торговых сделок действуют исключительно в соответствии с экономическими принципами и выполняются следующие условия:

а) гомогенность товаров;

б) отсутствие преференций пространственного, личностного и временного характера;

в) полная прозрачность рынка.

Несовершенный рынок– одно или несколько условий совершенного рынка не выполняются. Такими рынками являются большинство реально существующих рынков. 

Принципы, позволяющие характеризовать экономику как рыночную:

- наличие в экономике разнообразных форм собственности;

- обеспечение свободы хозяйственной деятельности;

- формирование механизма свободного ценообразования;

- свободное маневрирование ресурсами;

- полнота и доступ информации о состоянии рынка всех хозяйствующих субъектов;

- наличие рыночной инфраструктуры;

- сохранение значительного нерыночного сектора экономики наряду с распространением рыночных отношений;

- последовательная интеграция национальной экономики в систему мировых хозяйственных связей;

- обеспечение со стороны государства социальных гарантий, предоставление всем равных возможностей и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.

Многоплановость рынка как экономического процесса проявляется в множественной классификации рынков.

Классификации рынков 

1.По территориальному признаку:

Местный

Региональный

Национальный

Мировой

5.По субъектам, вступающим в обмен:

Рынок потребителей

Производителей

Промежуточных продавцов

Государственных учреждений

2.По объектам обмена:

Рынок средств производства

Товаров и услуг

Финансовый

Интеллектуальной собственности

6.С учётом ассортимента:

замкнутый

насыщенный

смешанный

 

3.По степени соблюдения законности:

легальный (официальный)

нелегальный (теневой)

чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)

7.По степени насыщенности:

равновесный (спрос = предложение)

дефицитный(спрос > предложение)

избыточный (спрос < предложение)

 

4.По степени развитости экономической свободы:

свободный

регулируемый

8.По товарам и товарным группам:

Продовольственные товары

Промышленные товары

Услуги и т.п.

  

Рыночный механизм, посредством которого реализуются закономерности рыночного развития, неоднозначен и проявляется как в позитивных, так и в негативных общественных явлениях, отражённых в Таблице 1. 

Таблица 1 

РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

Плюсы

Минусы

Сбалансированность спроса и предложения

Стихийность, нестабильность, чередование спадов и подъёмов

Ориентация на потребителя

Имущественное и социальное расслоение общества

Стимулы качества и обновления продукции

Безработица, эксплуатация, инфляция

Стимулы эффективности, внедрения новой техники и технологии

Денежный фетишизм

 

Последнее изменение: понедельник, 28 октября 2013, 19:43