1. Системы классификации фирм. Альтернативные цели фирмы

Производительное потребление ресурсов осуществляется на уровне предприятия (фирмы). В микроэкономике фирма – это некая организация, осуществляющая затраты экономических ресурсов для изготовления продуктов и услуг, которые она продаёт потребителям и другим фирмам.

Фирма (предприятие) является главным субъектом микроэкономических отношений:

· производственная деятельность в рыночной экономике в основном осуществляется фирмами. Фирма преобразует исходные ресурсы в конечный продукт. Она оптимизирует в своих интересах объём производства, определяя структуру и размеры выпуска готовой продукции;

· фирма является основным потребителем ресурсов. Ею закупаются капитальные ресурсы – сырьё, материалы, оборудование; арендуется или покупается земля; нанимаются работники;

· размерами и числом действующих в отрасли фирм определяется структура рынка. Именно от этого зависит, будут ли на рынке существовать совершенная конкуренция, олигополия или иные модели;

· деятельность фирмы в большой степени влияет на общую эффективность рыночной экономики. Она достигается благодаря способности фирмы создавать оптимальную комбинацию производственных факторов и наилучшим образом их использовать. Или, напротив, не достигается, когда фирма (например, монополия) действует неэффективно.

Среди множества возможных вариантов классификации фирм по различным параметрам наиболее интересными с точки зрения изучения микроэкономики является классификация по следующим критериям:

1. По форме собственности и характеру управления;

2. По размерам и функциональному назначению. 

В свою очередь, по первому критерию фирмы подразделяются следующим образом:

1. Простое частное предпринимательство. Оно базируется на мелкой частной собственности, полной материальной ответственности за экономическую деятельность. Собственность и управление в этом виде фирм соединены воедино.

2. Товарищество. Объединяет нескольких участников и характеризуется теми же признаками, что и простое частное предпринимательство, но в несколько расширенном масштабе.

Основные формы товариществ:

а) полное открытое. Все члены этого товарищества несут ответственность за результаты его экономической деятельности всем своим имуществом;

б) коммандитное. Состоит как минимум из одного комплементария и одного коммандитиста, при этом комплементарий отвечает за результаты экономической деятельности товарищества всем своим имуществом, а коммандитист – только своим вкладом;

в) с ограниченной ответственностью. Все члены этого товарищества несут ответственность за результаты его экономической деятельности только своим вкладом.

3. Акционерное общество. Корпорация как основная форма организации фирм, где собственность и управление разделены. Член акционерного общества имеет право делегировать функции управления и, владея каким-либо числом акций, несёт ограниченную ответственность за результаты его хозяйственной деятельности. 

4. Федеральные и муниципальные предприятия. Управленческая и хозяйственная деятельность регулируется законодательными актами.

По второму критерию классификация следующая:

1. Мельчайшие и мелкие фирмы. В смешанной экономике функциональное назначение мелкого бизнеса состоит в том, что он:

а) образует самый крупный сектор хозяйства, где находят работу более половины всех занятых;

б) играет интегрирующую роль, связывая экономику в единое целое;

в) поддерживает конкурентные отношения в экономике;

г) обеспечивает высокую приспособляемость национальной экономики к меняющейся рыночной обстановке.

2. Средние фирмы. Роль средних фирм наиболее успешна в том случае, когда они придерживаются так называемой «нишевой специализации», т.е. специализируются на выпуске продукции, пользующейся постоянным, но ограниченным спросом. В рамках занимаемой ими ниши такие фирмы выступают в роли мини-монополий, перед которыми одинаково бессилен и крупный, и мелкий конкурент.

3. Крупный бизнес. Функциональное назначение крупного бизнеса в смешанной экономике  состоит в том, чтобы производить массовую, стандартную продукцию, рассчитанную на широко распространённые, типичные потребности.

Вне зависимости от того, к какой классификационной группе и по какому критерию относится та или иная фирма, в своей деятельности она стремится к

достижению определённых целей.

Альтернативные цели фирмы:

1. Максимизация прибыли.

2. Максимизация объёма продаж.

3. Максимизация дохода в расчёте на одного работника.

4. Минимизация издержек.

Эти цели называются альтернативными, так как реализовать их все одновременно невозможно. Генеральной, стратегической целью любой фирмы является получение максимальной прибыли. Все же остальные цели выполняют роль тактических, однако при определённых экономических условиях могут на какое-то время выходить на первый план. 

Реализация любых целей фирмы может осуществляться в рамках какого-либо производственного процесса.

Последнее изменение: среда, 29 апреля 2020, 23:55