5.1. Ценовая эластичность спроса

 

 Реакция потребителей на изменение цены товара, выраженная в изменении объёма спроса на него характеризуется понятием ценовой эластичности спроса. Различаются следующие варианты эластичности спроса по цене. 

а) абсолютная неэластичность спроса (рисунок 13) – потребители вообще не реагируют на изменение цены, 

б) абсолютная эластичность спроса (рисунок 14) – потребители принимают решение об изменении объёма спроса по иным параметрам, нежели цена, 

в) единичная эластичность спроса (рисунок 15) – изменение цены и объёма спроса одинаковы в относительном выражении, 

г) относительная эластичность и неэластичность спроса (рисунок 16).

             Рисунок 13

Рис 13

Рис 14

           Рисунок 14

           Рисунок 15

Рис 15

Рис 16

            Рисунок 16

Варианты а), б) и в) являются пограничными, а представленные в п. г) и на рисунке 16 относительные эластичность и неэластичность наиболее широко распространены в реальной рыночной экономике.

Степень реакции потребителей на изменение цены определяется по показателю коэффициента ценовой эластичности ED.

Коэффициент ценовой эластичности спроса может быть рассчитан как по относительным, так и по абсолютным показателям цены Р и объёма выпуска Q.

Форм 1

Экономический смысл коэффициента ценовой эластичности спроса: Если ED=N, то увеличение цены на 1% приведёт к снижению объёма спроса на N% и наоборот.

Ценовая эластичность спроса подвергается влиянию значительного ряда факторов. К наиболее теоретически значимым и практически применяемым относятся следующие:

  •  Наличие достаточного количества заменителей данного товара;
  •  Удельный вес расходов на данный товар в бюджете потребителя;
  •   Принадлежность данного товара к разряду товаров первой необходимости или предметам роскоши;
  •  Длительность периода времени, в течение которого потребитель может приспособиться к меняющимся ценам;
  •  Степень срочности приобретения товара.

Важным показателем для анализа проблем эластичности является общая выручка (доход) или, если рассматривать его с позиций cпроса – расходы потребителей. 

   TR = P  *  Q              (7)

Основные положения проблем эластичности спроса представлены в таблице 1

     Таблица 1

Табл 1


Последнее изменение: среда, 29 апреля 2020, 19:14