2. 5.1. Ценовая эластичность спроса
5.1. Ценовая эластичность спроса
Реакция потребителей на изменение цены товара, выраженная в изменении объёма спроса на него характеризуется понятием ценовой эластичности спроса. Различаются следующие варианты эластичности спроса по цене.
а) абсолютная неэластичность спроса (рисунок 13) – потребители вообще не реагируют на изменение цены,
б) абсолютная эластичность спроса (рисунок 14) – потребители принимают решение об изменении объёма спроса по иным параметрам, нежели цена,
в) единичная эластичность спроса (рисунок 15) – изменение цены и объёма спроса одинаковы в относительном выражении,
г) относительная эластичность и неэластичность спроса (рисунок 16).
Рисунок 13
Рисунок 14
Рисунок 15
Рисунок 16
Варианты а), б) и в) являются пограничными, а представленные в п. г) и на рисунке 16 относительные эластичность и неэластичность наиболее широко распространены в реальной рыночной экономике.
Степень реакции потребителей на изменение цены определяется по показателю коэффициента ценовой эластичности ED.
Коэффициент ценовой эластичности спроса может быть рассчитан как по относительным, так и по абсолютным показателям цены Р и объёма выпуска Q.
Экономический смысл коэффициента ценовой эластичности спроса: Если ED=N, то увеличение цены на 1% приведёт к снижению объёма спроса на N% и наоборот.
Ценовая эластичность спроса подвергается влиянию значительного ряда факторов. К наиболее теоретически значимым и практически применяемым относятся следующие:
- Наличие достаточного количества заменителей данного товара;
- Удельный вес расходов на данный товар в бюджете потребителя;
- Принадлежность данного товара к разряду товаров первой необходимости или предметам роскоши;
- Длительность периода времени, в течение которого потребитель может приспособиться к меняющимся ценам;
- Степень срочности приобретения товара.
Важным показателем для анализа проблем эластичности является общая выручка (доход) или, если рассматривать его с позиций cпроса – расходы потребителей.
TR = P
Основные положения проблем эластичности спроса представлены в таблице 1
Таблица 1