4.2. Детерминанты предложения

 

Объём предложения QSподвергается воздействию различных факторов (см. формулу (3)), однако их влияние на предложение неодинаково. Влияние цены данного товар на объём предложения представлено на рисунке 11 и отражено в законе предложения. Другие, неценовые факторы предложения, обуславливают изменения не в объёме (величине) предложения, а собственно в предложении. Эти изменения приведут не к движению по кривой предложения, а к сдвигу всей кривой предложения (рисунок 12).

            Рисунок 11   

Рис 11

Рис 12

             Рисунок 12


Основные детерминанты предложения

1. Изменение цен на ресурсы. Рост цен на ресурсы приводит к сокращению предложения при прочих равных условиях и наоборот.

  • Увеличение цены на хмель в результате неурожая приведёт к сокращению предложения натурального пива.

2. Изменение технологии. Внедрение более прогрессивной технологии при прочих равных условиях обеспечит увеличение предложения.

  • Создание более эффективного средства против кукурузного вредителя увеличивает предложение кукурузы.

3. Изменение налогов и дотаций. Рост налогов приводит к сокращению предложения, а их снижение - к увеличению предложения. С дотациями всё происходит наоборот.

  • Повышение акцизного налога на шампанское может привести к сокращению его предложения. Увеличение дотаций хлебопекарным предприятиям приведёт к росту предложения социально значимых сортов хлеба.

4. Изменение цен на другие товары. Производитель выстраивает политику предложения своей продукции в зависимости от рыночных цен на неё, отдавая предпочтения предложению тех товаров, цена на которые в данный момент выше.

  • Снижение цен на говядину и свинину увеличивает предложение говядины.

5. Изменение ожиданий. Если производитель предполагает, что в будущем цена на его продукцию упадёт, он увеличивает текущее предложение. В случае ожидания роста цены происходит обратный процесс.

  • Ожидание в будущем снижения цен на сахарный песок производства из сахарной свеклы нового урожая приводит к росту предложения сахара в настоящий момент.

6. Изменение числа поставщиков. Чем больше производителей оперируют на рынке данного товара, тем больше его предложение и наоборот.

  • Образование новой профессиональной хоккейной лиги увеличивает количество матчей между профессиональными хоккейными командами.

 

Последнее изменение: среда, 29 апреля 2020, 19:11