3.1. Понятие экономической системы. Основные типы экономических систем

Среди множества механизмов координации всегда существует ряд механизмов, которые:

1) доминируют по отношению к остальным;

2) отличаются устойчивостью.

Так, в одной системе координация может осуществляться главным образом посредством цен, в другой – посредством централизованных (государственных) заданий.

Совокупность преобладающих и устойчивых механизмов экономической координации образует экономическую систему. Экономическая система должна обеспечить экономически эффективное размещение ресурсов и тем самым дать правильный ответ на вопросы что, как и для кого производить.

Можно привести еще такое определение экономической системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

В современном мире существуют три основные разновидности экономических систем: рыночная, командная и смешанная. Познакомимся с ними подробнее.

Рыночная экономика

Рыночная экономика  характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции (стихийный порядок), она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. Основным субъектами являются независимые и равноправные предприниматели.

Рыночная экономика гарантирует, прежде всего, свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Добровольный, без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. Это означает, что существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. Поэтому экономическая свобода предполагает экономическую ответственность и опирается на нее.

Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей — максимизация прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.

Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения добровольно заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц. Экономическая свобода — фундамент и составная часть свобод гражданского общества. Она выступает как необходимое средство достижения политической свободы; в свою очередь, политическая свобода есть гарант экономической свободы.

Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Правительство необходимо лишь как орган, определяющий правила рыночной игры и следящий за выполнением этих правил.

Современная рыночная экономика имеет различные типы или модели: либеральная, социальная, скандинавская в зависимости от масштабов государственного регулирования.

Слабые стороны рыночной экономики

На практике рыночная экономика работает не так гладко, как мы описали, и не все решения, которые автоматически принимает рыночный механизм, оказываются вполне удовлетворительными. В таких случаях говорят о «несостоятельности» рынка.

Ÿ Прежде всего, некоторые жизненно необходимые общие блага не могут быть куплены на свободном рынке. (Оборона, милиция, система правосудия, городские парки, телепрограммы, издержки которых покрываются за счет налогоплательщиков). Эти блага характеризуются тем, что их использование одним человеком не уменьшает количества блага, которым могут свободно воспользоваться другие. Более того, государство обычно предоставляет содержание безработным, больным, старым и выделяет субсидии на так называемые приоритетные блага, которые не могут окупаться, если не продавать их на рынке.

Ÿ Самые богатые потребители обладают самым большим влиянием. В результате ресурсы могут быть затрачены на производство предметов роскоши для богатых людей, в то время как их не будет хватать для выпуска необходимых благ для малоимущих слоев общества.

Ÿ Эффективность рыночной экономики основана на действии механизма конкуренции, в котором может произойти сбой. В целой округе может оказаться только одно предприятие, которому требуются рабочие данной специальности. Это предприятие сможет диктовать условия работы и навязывать уровень ЗП рабочим, которым все равно некуда уйти.

Ÿ Сама конкуренция может приводить к неэффективному размещению ресурсов. Мелкие производители не в состоянии воспользоваться теми преимуществами в технологии и масштабах производства, которыми обладают крупные фирмы. Дублирование исследовательских разработок и реклама конкурирующих товаров приводят к пустой трате ресурсов.

Ÿ Возможны нарушения суверенитета потребителя, т.е. право принять добровольное самостоятельное решение. Крупные фирмы, проводящие агрессивные рекламные кампании, подчас обманом навязывают товар потребителю, убедив его, что их продукт – это как раз то, что ему нужно.

Ÿ Ценовой механизм может оказаться слишком неповоротливым на практике из-за несовершенной информации и/или недостаточной мобильности факторов производства. В результате предложение будет слишком медленно приспосабливаться к изменившимся условиям спроса.

Ÿ Мотив частной прибыли не всегда гарантирует, что будет максимизировано общественное благосостояние. В ходе частнопредпринимательской деятельности могут возникать внешние, или экстернальные преимущества и издержки.

Ÿ Ресурсы могут остаться и недоиспользованными, так как фирмы сами решают, что и в каком количестве производить. Если предприниматели посчитают, что перспективы получения прибыли плохи, они уменьшат закупку ресурсов 

Командная экономика

Это система, в которой доминирует общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования.

Переход к социализму в СССР на практике вылился в полное огосударствление экономики. В период форсированной индустриализации и сплошной коллективизации происходит формирование административно-командной системы. Новоявленная авторитарная власть находит опору в жестком централизме и мелочном администрировании. С течением времени плановое хозяйство становится чрезвычайно громоздким и неповоротливым. В начале 80-х годов число плановых показателей оценивалось в огромную величину – 2,7-3,6 млрд., в том числе в центре утверждалось порядка 2,7-3,5 млн.

Характерной чертой командной экономики является монополизм производства, который в конечном итоге тормозит научно-технический прогресс. Государственное регулирование цен, монополизм производства, торможение технического прогресса закономерно рождают экономику дефицита. Парадокс заключается в том, что дефицит возникает в условиях всеобщей занятости и почти полной загрузки производственных мощностей. Гиперцентрализм закономерно способствует разбуханию бюрократического аппарата. Основой его роста была монополизация роли в иерархическом разделении труда. Административно-командная система – это своеобразная, идеологизированная форма бюрократизма. Для нее характерно сращивание законодательной и исполнительной, военной и гражданской, административной и судебной власти, слияние партийного и государственного аппарата.

Вертикальная, зависящая от центра, форма распределения продукта воплощается в номенклатурных уровнях распределения, торговля соединяется с распределением, становится не формой обмена, а формой редистрибуции (спецмагазины, спецбуфеты, спецстоловые и т.д.). Поэтому главной формой социальной борьбы становится не борьба за собственность на факторы производства, а борьба за доступ к ключевым рычагам распределения, за контроль над каналами распределения. Доход в обществе зависит, прежде всего, от статуса, чина и должности. В этих условиях прокламируемое всеобщее равенство все более и более превращается в фикцию.

Достоинства командной экономики

Достоинства командной экономики тесно связаны с недостатками рыночной экономики.

Ÿ Предусмотреть компенсации для сглаживания неравенств в распределении доходов и вознаграждении за использование ресурсов;

Ÿ Обеспечить выделение адекватного объема ресурсов на производство и поддержание общих, общественных и приоритетных благ;

Ÿ Не допустить неэффективного размещения ресурсов, что случается в условиях конкуренции;

Ÿ Использовать свое монопольное влияние в интересах всего общества. В частности преимущества крупного производства могут быть использованы в полном объеме, а выпуск продукции не будет ограничиваться интересами максимизации прибыли;

Ÿ Использовать рекламу только в целях информации потребителя, а не в целях его убеждения или «промывания мозгов»;

Ÿ Предусмотреть компенсации за экстернальные преимущества и издержки в ходе принятия решений о том, что и как производить;

Ÿ Поддерживать на постоянном уровне занятость ресурсов (прежде всего труда) несмотря на то, что это может быть неприбыльным в узком смысле слова.

Слабые стороны командной экономики

Ÿ Невозможно оценить степень удовлетворения индивидов от потребления различных благ. Использование ценовой системы, т.е. распределение благ посредством рыночного механизма позволяет до некоторой степени решить эту проблему, так как изменение рыночных цен сигнализирует об изменении желаний покупателей;

Ÿ Для оценки потребностей и размещения факторов производства нужна целая армия чиновников, что представляет собой пустую трату ресурсов. Существует опасность бюрократизации – излишнего бумаготворчества, волокиты, медленного принятия решений и усредненного подхода к нуждам конкретных потребителей, угроза коррупции;

Ÿ Даже если потребности определены верно, возникает проблема координации. С одной стороны потребности должны быть согласованы и проранжированы по приоритетам, с другой – факторы производства надо задействовать в оптимальных пропорциях. Как правило, предварительные планы должны быть согласованы в многочисленных комитетах и затем направлены в центральный плановый орган, членами которого являются политики высшего ранга;

Ÿ Государственная собственность на ресурсы не стимулирует индивидуальную заинтересованность людей, их усилия и инициативу. «Направление» рабочей силы в ту или иную отрасль деятельности может привести к тому, что люди будт недовольны своей работой, чиновники будут обюрокрачиваться и работать безынициативно. В результате – сокращение выпуска.

Ÿ Существует серьезная политическая опасность. Если люди делегировали государству полномочия решать, что для них хорошо, и оставляют распределение всех факторов производства на его усмотрение, то государство мало-помалу скатывается к авторитаризму. Поэтому в конечном счете выбор между рыночной и командной экономиками (в их крайних формах) зависит от того, чего люди больше хотят: жить в условиях диктатуры или смириться с несовершенствами рыночной экономики, которая гарантирует им ряд свобод, в частности свободу выбора работы.

Смешанная экономика 

подразумевается тип общества, синтезирующий элементы первых двух систем, то есть механизм рынка дополняется активной деятельностью государства.

Некоторые государства в своем экономическом развитии прошли или проходят переход  от одной (например, плановой) системы к другой (например, рыночной). В результате происходит ломка старых общественных отношений и одновременное строительство новых. В этом случае можно говорить о наличии переходной экономики. Переходная экономика наблюдалась в конце XX века в постсоциалистических странах. Однако можно наблюдать и трансформацию традиционного общества в современную рыночную систему.

Исследование экономических систем включает, как правило, и анализ традиционной экономики, основанной на передаваемых из поколения в поколение традиций и обычаев производства. Однако в современных условиях значение традиционной экономики неуклонно падает.

Последнее изменение: среда, 29 апреля 2020, 19:52