5. Социально-экономические последствия монополии

Особо высокая степень несовершенства рынка в условиях чистой монополии проявляется в социально-экономических последствиях для всего общества. К основным таким последствиям можно отнести:

1. Существенное недопроизводство товаров по сравнению с конкурентным уровнем. Монополист сочтёт выгодным производить и продавать меньший объём продукции и назначать более высокую цену, чем сделал бы конкурирующий производитель (рисунок 5).

 Рис 5

             Рисунок 5

В данных рыночных условиях , в соответствии с правилом равенства MR = MC, монополист будет производить объём продукции на уровне Qm, а цену назначать в размере Рm. Конкурентный же производитель выберет объём выпуска Qk и согласится с рыночной ценой Pk. Таким образом, ресурсы монополиями используются неэффективно.

2. Неоднозначное отношение к научно-техническому прогрессу. Если для совершенной конкуренции внедрение достижений НТП является естественным условием функционирования, но нет достаточных экономических прибылей для разработки новых технологий, то для чистой монополии ситуация обратная: есть экономические прибыли для внедрения НТП, но отсутствует стимул, так как вход новых фирм в отрасль блокирован. С другой стороны, в пользу НТП выступает возможность снижения издержек и роста прибылей, а также то, что новые технологии и т.п. могут выступать барьерами для других фирм.

3. Усиление неравенства в распределении доходов. Высокая степень рыночной власти позволяет монополии устанавливать своеобразный «налог» на всё общество через высокие цены. Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара издержек и прибыли и цену, которая сформировалась бы в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара и доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. Полученные за счёт этого монопольно высокие прибыли попадают в руки руководителей и владельцев акционерного капитала, и, тем самым, богатые становятся ещё богаче.

4. Х-неэффективность - неспособность или нежелание произвести любой заданный объем продукции при самых низких средних и совокупных издержках производства. Именно для фирм-монополистов свойственно, в силу отсутствия конкуренции, понижение эффективности использования ресурсов. В значительной степени это связано с плохим внутренним менеджментом фирмы. Все ненужные расходы – от зарплаты некомпетентных друзей и родственников до роскоши кабинетов высших менеджеров  - могут быть включены в издержки. Лишённый выбора покупатель будет вынужден их оплатить. Эмпирические данные показывают, что в условиях чистой монополии расходы на Х-неэффективность могут достигать 5% от уровня ТС, а для олигополии, контролирующей около 60% рынка – до 3% от ТС.

Возвращаясь к положению о том, что с точки зрения экономической эффективности монополии могут быть приемлемы или неприемлемы, но в долгосрочном периоде наличие монополии, при отсутствии сознательного ограничения её деятельности, приводит к отрицательному результату, необходимо изучить возможности регулирования деятельности монополии.

 

Последнее изменение: среда, 11 ноября 2020, 17:11