4. Дискриминационное поведение монополии

Одним из возможных способов увеличения прибыли монополии является ценовая дискриминация.  Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. В случае, если ценовые различия  возникают на основе конкурентной борьбы разных фирм, предлагающих одну и ту же продукцию, то они относятся к другим особенностям функционирования рынка и не связаны с дискриминацией. Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели.

Общие предпосылки ценовой дискриминации

Всё то, что может подорвать какое-либо направление конкурентных отношений, а также расчленить единое конкурентное пространство, создаёт предпосылки для ценовой дискриминации.

1. Ценовая дискриминация возникает на основе реальных противоречий рыночного механизма, т.к. за общей кривой рыночного спроса скрывается совокупность разных индивидуальных ценностных оценок потребителей при разных бюджетных возможностях. Это значит, что при единой рыночной цене всегда есть покупатели, готовые заплатить больше за то же количество товара.

2. Географически и институционально обособленные рынки создают естественную базу ценовых различий, если фирма имеет возможность одновременного выхода на эти рынки. 

Условия, необходимые для проведения ценовой дискриминации

Чтобы реализовать названные предпосылки в практической деятельности фирм, необходимы следующие условия:

а) у продавца должна быть возможность контролировать цены;

б) у покупателей не должно быть возможности покупать там, где продают дешевле;

в) издержки проведения в жизнь ценовой дискриминационной политики не должны превышать выгод от такой деятельности.

Типы ценовой дискриминации

В зависимости от того, насколько полно реализуется каждое из этих условий и насколько удачно они сочетаются между собой, можно определить разные возможности проведения дискриминационной политики как постоянной линии поведения фирмы.

1. Совершенная ценовая дискриминация связана с возможностью устанавливать разные цены на каждую продаваемую единицу товара. Каждый покупатель платит за дополнительную единицу товара свою цену, равную индивидуальной цене спроса.

2. Ценовая дискриминация по объёму покупки. Обычной является практика назначения скидок при покупке крупных партий товара.

3. Ценовая дискриминация на сегментированных рынках означает установление разных цен для разных категорий покупателей (сегментов рынка). Предполагается, что эти категории могут быть легко идентифицированы (наличие студенческого билета, пенсионного удостоверения и т.п.). На практике такой подход осуществить гораздо легче, и в целом он преобладает.

 

Последнее изменение: среда, 11 ноября 2020, 17:06