2. Барьеры для вступления в монополизированную отрасль

Анализ существующих монополистических структур рынка выявил, что монополизм развивается на таких рынках, на которых имеются в краткосрочном периоде практически непреодолимые барьеры на пути вторжения в отрасль независимых конкурентов.

Основными группами барьеров входа предприятий на рынки, где господствуют монополии, являются:

- экономические барьеры;

- административные барьеры;

- нечестная конкуренция.

К экономическим барьерам можно отнести крупные первоначальные вложения капитала, которые необходимы для создания эффективного малозатратного производства, которое  может быть достигнуто, только если производители являются чрезвычайно крупными как в абсолютном выражении, так и относительно рынка. Это связано с тем, что кривая средних издержек должна будет снижаться на протяжении большого отрезка в сторону оси Q (рисунок 1). Но при данном рыночном спросе достижение низких затрат на единицу продукции и, следовательно, низких цен единицы продукции для потребителя возможно только при наличии на данном рынке небольшого числа фирм или только одной.

 Рис 1

              Рисунок 1 

При таких условиях мелкие производители не в состоянии получить экономию на издержках и не будут получать прибыли, необходимые для выживания и роста, и не войдут в число  производителей данного рынка. Крупным же предприятиям очень сложно получить денежный капитал, необходимый для приобретения оборудования, сопоставимого с имеющимся у монополий. Финансовые препятствия часто настолько велики, что равносильны запретительным.

К экономическим ограничениям также относятся:

- ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

- издержки получения доступа к необходимым ресурсам и правам интеллектуальной собственности, издержки на рекламу, издержки на получение информации;

- транспортные ограничения;

- отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);

- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями.

К административным барьерам относятся административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе:

- условия лицензирования отдельных видов деятельности; квотирование; ограничения ввоза-вывоза товаров;

- требования обязательного удовлетворения определенного спроса, поддержания мобилизационных мощностей, сохранения рабочих мест и социальной инфраструктуры;

- предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам;

- препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и иных помещений;

- условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных и муниципальных нужд;

- экологические ограничения.

Нечестная конкуренция представляет собой действие самих монополистов по устранению и недопущению новых конкурентов посредством агрессивных, жестоких действий и, применение в рамках закона, стратегии поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленной на создание барьеров входа на рынок.

К таким действиям относятся

- отрицательная характеристика продукции своих конкурентов, реклама;

- давление на поставщиков ресурсов и банки;

- переманивание ведущего персонала;

- резкое снижение цен (демпинг), что приводит к банкротству конкурентов;

- рейдерство, т.е. все действия, которые являются незаконными или граничащие с беззаконием.

Вместе с тем, на практике такие действия применяются, так как очень трудно доказать и разграничить законность и беззаконие (например, снижение цены – разорение конкурентов или преимущества в издержках).  Такие действия довольно эффективны и не противоречат закону.

 К ним относятся:

- инвестирование в избыточные производственные мощности, позволяющие увеличить выпуск товара для целей ограничения новых участников рынка;

- увеличение для приобретателя издержек, связанных со сменой продавца, в том числе в результате предоставления скидок постоянным приобретателям, заключения долгосрочных контрактов или выпуска взаимодополняющих товаров, не являющихся взаимозаменяемыми с продукцией других хозяйствующих субъектов;

- проведение интенсивных рекламных кампаний.

Наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, также приводит к созданию барьеров входа на рынок, в том числе:

- создает преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка;

- требует необходимости участия потенциальных участников рынка в вертикальной интеграции, что увеличивает издержки входа на товарный рынок.

Барьеры входа на товарный рынок анализируются:

а) с точки зрения возможности потенциальных продавцов, в том числе действующих на смежных рынках, стать участниками рассматриваемого товарного рынка;

б) с точки зрения возможности хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, расширить производственные мощности или объем продаж данного товара.

в) стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок, в том числе:
 - запрещение строительства производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры;
- стандарты и предъявляемые требования к качеству.

При определении наличия (или отсутствия) барьеров входа на товарный рынок учитывается возможность наличия барьеров входа на товарный рынок для крупных хозяйствующих субъектов при отсутствии таких барьеров для малых хозяйствующих субъектов и наоборот.

При рассмотрении барьеров следует иметь в виду, что барьеры редко являются абсолютно непреодолимыми. Научно технический прогресс, технические разработки усиливают рыночную позицию фирмы, но новая технология может и подорвать позицию монополиста. Ограничение наличием патента можно обойти производством товара-субститута, новыми разработками. Создание новых стратегических ресурсов подрывает монополию собственности на ресурсы. 

С точки зрения экономической эффективности монополии могут быть приемлемы или неприемлемы, хотя в долгосрочном периоде наличие монополии, при отсутствии сознательного ограничения её деятельности, приводит к отрицательному результату.

 

Последнее изменение: среда, 11 ноября 2020, 17:03