2.1.Классификация ОРД
Организационно-распорядительные документы – документы, в которых фиксируют решения административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов власти, предприятий, организаций и должностных лиц.
Все документы по отражаемым в них видам деятельности делятся на две большие группы.
1. документы по общим и административным вопросам, т.е. по вопросам общего руководства предприятием и его производственной деятельностью.
2. документы по функциям управления, такие документы составляются работниками финансовых органов, бухгалтерии, отделов планирования, снабжения и сбыта, других функциональных подразделений.
Документы классифицируются:
по месту составления:
· внутренние (документы, составляемые работниками данного предприятия)
· входящие (документы, поступающие из других организаций и от частных лиц);
· исходящие (отправляемые из организации)
по содержанию:
· простые (посвященные одному вопросу)
· сложные (охватывающие несколько вопросов);
по форме:
· индивидуальные (когда содержание каждого документа имеет свои особенности, например, докладная записка)
· трафаретные (когда часть документа отпечатана, а часть заполняется при составлении)
· типовые (созданные для группы однородных предприятий;
-по срокам исполнения:
· срочные (требующие исполнения в определенный срок)
· несрочные (для которых срок исполнения не установлен)
-по виду оформления:
· подлинные (Подлинник – это подписанный и надлежащим образом оформленный экземпляр документа, составленный в первый раз)
· копии (Копия – повторное, абсолютно точное воспроизведение подлинника (с пометкой «копия»), засвидетельствованное в установленном порядке соответствующим должностным лицом
· выписки (не копия с подлинного документа, а выписка из того или иного раздела)
· дубликаты (выдаются в случае утери подлинника (с пометкой «дубликат») и имеет одинаковую с ним юридическую силу)
-по средствам фиксации:
· письменные
· графические
· фотокинодокументы и др.
Согласно ГОСТу Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированные системы организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» Документы делятся на:
· Организационные (положения, уставы, инструкции, правила)
· Распорядительные (приказы, решения, постановления, распоряжения)
· Документы по личному составу (личные дела, личные карточки, трудовые книжки и др.)
· Документы финансово-расчетные (счета, кассовые документы и др.)
· Информационно-справочные (протоколы, докладные записки, справки, акты, письма и др.)