В современной научной и учебной литературе представлен достаточно широкий спектр видов анализа, которые классифицируются по разным признакам: функциональному, временному, содержанию программы, использованию результатов, периодичности проведения, объектам управления, методике использования, полноте охвата объектов и т.д.

Наибольший практический интерес представляет деление анализа по функциональному признаку, т.е. по той роли и задачам, которые он выполняет и решает. Выделяют финансовый, управленческий, маркетинговый, инвестиционный, технико-экономический, логистический, функционально-стоимостной и др. виды анализа.

Финансовый анализ занимает одно из центральных мест. Он является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Основное его назначение – диагностика финансовых результатов предприятия, оценка финансового состояния предприятия и эффективности ФХД. В процессе проведения финансового анализа могут быть получены ответы на следующие вопросы:

− каков имущественный потенциал предприятия и какие изменения в нем произошли за текущий период;

− насколько оптимальна структура активов предприятия;

− какова структура источников средств предприятия и какие изменения в ней произошли;

− обеспечивалась ли платежеспособность предприятия в анализируемом периоде;

− каковы перспективы утраты или восстановления платежеспособности предприятия;

− будет ли обеспечена финансовая устойчивость на ближайшую и долгосрочную перспективу;

− целесообразно ли предприятию привлекать заемные средства и имеются ли объективные предпосылки для получения кредита;

− каковы должны быть направления управленческих решений для достижения поставленных перед предприятием целей.

Управленческий анализ направлен на разработку информации, необходимой руководству для оперативного планирования, контроля и принятия управленческих решений, касающихся использования денежных средств, продажи продукции, совершенствования техники, технологии и организации производства.

Особенности: ориентация на интересы руководителя, использование всех источников информации, комплексность, интеграция результатов в принятии управленческих решений, отсутствие регламентации со стороны государства, конфиденциальность.

Маркетинговый анализ является практическим инструментом в рыночной деятельности предприятия, направленной на продвижение товаров (работ, услуг) от того, кто их производит, к тому, кто в них нуждается. Он способствует осуществлению процесса обмена. Его основные функции:

− исследование рынка по направлениям деятельности предприятия;

− разработка стратегии маркетинга на удовлетворение требований потребителей при максимизации собственной прибыли предприятия;

− исследование потребительских свойств производимой продукции путем изучения требований покупателей;

− оценка конкурентоспособности продукции предприятия и соответствия требований покупателей к продукции, выпускаемой конкурентами;

− определение структуры и динамики потребительского спроса на продукцию предприятия;

− выявление рыночных потребностей, которые не удовлетворяются предприятиями-конкурентами;

− участие в формировании ассортиментной и ценовой политики предприятия, выбор каналов товародвижения и сбыта продукции;

− разработка предложений по стимулированию увеличения объема продаж выпускаемой продукции;

− анализ внутренней среды предприятия, оценка его конкурентоспособности на целевых рынках (интеллектуального потенциала сотрудников, творческих возможностей коллектива и технического уровня производства в сравнении с конкурентами).

Инвестиционный анализ используется для разработки программы диагностики инвестиционной деятельности предприятия. Он позволяет оценить жизнеспособность предпринимательского проекта путем сравнения альтернатив по показателям затрат, прибыли, рентабельности производства, эффективности капитальных вложений, степени риска вложений, самоокупаемости и др. с точки зрения эффективности будущего бизнеса. При этом анализируются варианты будущих вложений денежных средств по следующим направлениям:

− покупка земли, где будет располагаться будущее производство;

− расходы на геолого-изыскательские работы и разработку проектно-сметной документации;

− стоимость строительно-монтажных работ по возведению объекта;

− приобретение технологического, транспортного, энергетического и прочего оборудования;

− монтаж, наладка, пуск;

− приобретение лицензий;

− покупка и оплата различных ноу-хау;

− затраты на создание мощностей по охране окружающей среды;

− вложения по приобретению различной информации;

− затраты на создание и пополнение оборотных средств.

Прогнозируя последствия инвестиций, с помощью анализа выбирают наиболее целесообразные источники финансирования. Это могут быть государственные, муниципальные, зарубежные средства; заемные средства (кредиты банков, займы инвестиционных фондов, частных лиц); собственные источники (свободные денежные средства, эмиссия ценных бумаг, прибыль, амортизационные отчисления и др.).

Технико-экономический анализ применяется для разработки рекомендаций по улучшению экономических результатов за счет использования резервов в технике, технологии, организации производства, а также за счет укрепления материально-технической базы предприятия. В процессе технико-экономического анализа осуществляют:

− диагностику производственных результатов во взаимосвязи со структурой основных производственных фондов, уровнем эффективности использования активной части фондов, ритмичностью работы предприятия;

−  оценку технического уровня развития предприятия, которая может быть выражена уровнем качества и конкурентоспособности продукции, а также другими показателями (потери от брака, рекламации);

−  выявление резервов в использовании ресурсов, в первую очередь анализ уровня производственных запасов;

−  оценку использования трудовых ресурсов, организации труда, его фондо- и энергообеспеченности;

−  анализ непроизводственных затрат рабочего времени и эффективности морального и материального стимулирования повышения производительности труда;

−  анализ соответствия профессионального и квалификационного состава работающих требованиям производства, оценка условий труда, результатов принятой на предприятии социальной политики.

Логистический анализ исследует товарные потоки на пути от поставщиков сырья до потребителя и направлен на поиск резервов ускорения оборачиваемости материальных и денежных средств в сфере обеспечения предприятия всем необходимым, при производстве, а так же реализации продукции, выполнении работ и оказании услуг. Логистический анализ охватывает следующие функциональные области логистики:

−  закупочную – управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами;

−  производственную – управление материальными потоками на стадии производства товара;

−  распределительную – управление в процессе распределения материальных потоков между оптовыми покупателями, т.е. оптовой продажей товаров;

−  транспортную – задачи, решаемые при управлении материальными потоками на транспортных участках;

−  информационную – управление информационными потоками на всем пути происхождения материальных потоков.

С помощью данного анализа выявляют резервы снижения запасов на пути движения материальных потоков, сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи, снижения транспортных расходов, сокращения затрат ручного труда и соответствующих расходов на операциях с грузом. При этом осуществляется поиск возможностей реализации «правила логистики»: нужный товар необходимого качества и в необходимом количестве должен быть доставлен в нужное время и в нужное место с минимальными затратами.

Функционально-стоимостной анализ служит для выявления резервов сокращения затрат, связанных с нерациональным или несовершенным конструкторским решением. Поиск резервов возможен при одновременном исключении лишних функций. Конечная цель данного анализа – определение наименее затратного варианта.

Нужно отметить, что в современных условиях происходит стирание граней между различными видами анализа, так как показатели, применяемые при этом, всё больше отражают конечные результаты ФХД.

По времени реализации принимаемых управленческих решений различают:

− оперативный анализ (проводят в процессе хозяйственной деятельности, что может оказать оперативное влияние на конечный результат);

− перспективный анализ (проводят с целью определения возможных результатов в будущем, его основная задача – выявление закономерностей и возможных тенденций в хозяйственной деятельности на перспективу);

− ретроспективный анализ (определение эффективности и оценка результатов хозяйственной деятельности за анализируемый период с целью использования данных в текущей работе в перспективе).

В зависимости от содержания программы анализ может быть общий (охватывает всю деятельность предприятия) и целевой (решает конкретную задачу поиска резервов в определенном направлении).

По использованию результатов анализ может быть внутренним и внешним.

Внутренний направлен на решение задач по управлению деятельностью своего предприятия. Внешний проводится органами хозяйственного управления, банками (пример: оценка кредитоспособности), налоговыми органами, акционерами, инвесторам для решения собственных задач.

По отраслевому признаку:

− отраслевой (методика учитывает специфику отдельных отраслей экономики, таких как промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля и т.д.);

− межотраслевой (представляет собой методическую и методологическую основу экономического анализа).

По пространственному признаку:

− внутрихозяйственный (изучающий деятельность только исследуемого предприятия);

− межхозяйственный (для сравнения результатов деятельности двух или более предприятий).

По методике изучения:

− сравнительный;

− диагностический (экспресс-анализ);

− факторный;

− маргинальный (основанный на причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли, а также делении затрат на постоянные и переменные);

− экономико-математический анализ (оптимизационные методы);

− стохастический (дисперсионный, корреляционный, компонентный);

− функционально-стоимостной анализ (метод выявления резервов) и т.д.

По охвату изучаемого объекта:

− сплошной;

− выборочный.

Возможны также другие виды классификации анализа ФХД по различным признакам.

Последнее изменение: понедельник, 13 мая 2019, 11:09